Файл: Современные представления о готовности обучения к школе детей с нормальным и психическим развитием.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По учебнику «Кронтик учится рисовать фигуры» по теме: «Про все вокруг» дети знакомятся с новыми понятиями: гербарий, ботанический сад. С помощью творчества и игровых технологий происходит осознание этих понятий и, проявляя творчество как соревнование создают общий гербарий, а самое главное находят сами отличительные особенности формы листа подорожника.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
-
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи, -
учебная деятельность подчиняется правилам игры, -
учебный материал используется в качестве ее средства, -
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. -
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология на занятиях по логике строится как целостное образование охватывающую определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил. Все эти принципы присущи УМК Предшкола нового поколения.
Достоинства комплекта «Предшкола нового поколения»:
построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
программа полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми;
с целью создания условий для активного взаимодействия детей с учебным материалом все учебные книги "Предшколы нового поколения" имеют сюжетную основу;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки (обеспечивает преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной
, индивидуальной, групповой, парной работы).
Недостатки:
необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)
«Игралочка» - ступенька к школе
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений, навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что- то новое.
Подготовительная работа с детьми 3-4 и 4-5 лет может осуществляться по комплекту «Игралочка», часть 1-2, авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, а продолжением является курс математики «Раз- ступенька, два- ступенька…» , автор Л.Г. Петерсон
Основными задачами предшкольного курса по математике «Игралочка» для дошкольников являются:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объема памяти и внимания.
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Отсюда и название программы - "Игралочка". Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания. Напротив, многие традиционные для дошкольной подготовки темы перенесены на более ранний период, а спектр рассматриваемых вопросов существенно расширен в направлении формирования у детей фундаментальных математических идей.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как "открытие" закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение "почему?" Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.
НОД проводится деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя, "открывающего" основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому "открытию", организуя и направляя их учебные действия.
Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями – «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и то же? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Еще пример, ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы.
Таким образом, самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
В ходе НОД широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.
В соответствии с возрастными особенностями, формы организации НОД весьма разнообразны:
самостоятельная работа детей,
фронтальная работа,
постановка и разрешение проблемных ситуаций,
экспериментирование.
Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовой форме, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности);
обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия ( принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Достоинства:
Направлена на подготовку детей к школьному обучению
Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение "почему?" у ребенка.
В ходе НОД широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.
Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе системы дидактических принципов. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
программа включает в себя подробные методические указания для педагогов, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми.
Недостатки:
необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)
Многолетний опыт педагогов - практиков показывает, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предметам, а психологическая и общеучебная готовность к школе, развитый познавательный интерес, внимание, память мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач и сориентирован курс «Игралочка – ступенька к школе».
Таким образом, применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. Заниматься с дошкольниками нужно, играя. Играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой для учителя будут горящие глаза ребенка и желание учиться.
Считаю, что обе программы «Предшкола нового поколения» и «Игралочка» открывают широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует ознакомлению с первоначальными азами обучения; требованиями, предъявляемыми в школе. Работая по данным программам, педагог обучает необходимой дисциплине, умению общаться с учителем и другими детьми, дает уроки этикета, развивает внимание, мышление, память, воображение, речь, умения, переводя их в навыки, расширяет кругозор, воспитывает уважение, трудолюбие, аккуратность. Обе программы учитывают вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривают оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки (обеспечивают преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы) и построены на принципе взаимодействия взрослых с детьми с учетом показателей детской успешности.
Все это будет способствовать полноценному развитию и обучению ребенка при поступлении в школу.
2.2. Анализ коррекционно-педагогической, психо-коррекционной систем подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста ЗПР
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
1. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки -два разных мира [Текст] / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - СПб., 2003.
2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М., 1993.
3. Каменская, В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению [Текст] / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. - СПб. : Детство-пресс, 2004.
4. Нижегородцева, Н. В. Психолого -педагогическая готовность ребенка к школе
[Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадри-ков. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.