Файл: Современные представления о готовности обучения к школе детей с нормальным и психическим развитием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По учебнику «Кронтик учится рисовать фигуры» по теме: «Про все вокруг» дети знакомятся с новыми понятиями: гербарий, ботанический сад. С помощью творчества и игровых технологий происходит осознание этих понятий и, проявляя творчество как соревнование создают общий гербарий, а самое главное находят сами отличительные особенности формы листа подорожника.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи,

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры,

  • учебный материал используется в качестве ее средства,

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

Игровая технология на занятиях по логике строится как целостное образование охватывающую определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил. Все эти принципы присущи УМК Предшкола нового поколения.

Достоинства комплекта «Предшкола нового поколения»:

построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;

обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

программа полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми; 

с целью создания условий для активного взаимодействия детей с учебным материалом все учебные книги "Предшколы нового поколения" имеют сюжетную основу;

учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки (обеспечивает преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной
, индивидуальной, групповой, парной работы).

Недостатки:

необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)

«Игралочка» - ступенька к школе

 Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений, навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что- то новое.

Подготовительная работа с детьми 3-4 и 4-5 лет может осуществляться по комплекту «Игралочка», часть 1-2, авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, а продолжением является курс математики «Раз- ступенька, два- ступенька…» , автор Л.Г. Петерсон

Основными задачами предшкольного курса по математике «Игралочка» для дошкольников являются:

Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение по­знавательных интересов, радость творчества.

Увеличение объема памяти и внимания.

Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.  

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Отсюда и название программы - "Игралочка". Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания. Напротив, многие традиционные для дошкольной подготовки темы перенесены на более ранний период, а спектр рассматриваемых вопросов существенно расширен в направлении формирования у детей фундаментальных математических идей.



Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как "открытие" закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение "почему?" Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.

НОД проводится деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя, "открывающего" основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому "открытию", организуя и направляя их учебные действия.

Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями – «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и то же? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.

Еще пример, ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети само­стоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы.

Таким образом, самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.

В ходе НОД широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

В соответствии с возрастными особенностями, формы организации НОД весьма разнообразны:

самостоятельная работа детей,

фронтальная работа,

постановка и разрешение проблемных ситуаций,

экспериментирование.

Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);


новое знание вводится не в готовой форме, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности);

обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса);

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире);

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия ( принцип вариативности);

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества);

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Достоинства:

Направлена на подготовку детей к школьному обучению

Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение "почему?" у ребенка.

В ходе НОД широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе системы дидактических принципов. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

программа включает в себя подробные методические указания для педагогов, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и групповой работы с детьми.

Недостатки:

необходимы материальные затраты на приобретение учебников и тетрадей (взаимодействие с родителями)

Многолетний опыт педагогов - практиков показывает, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предметам, а психологическая и общеучебная готовность к школе, развитый познавательный интерес, внимание, память мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач и сориентирован курс «Игралочка – ступенька к школе».


Таким образом, применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. Заниматься с дошкольниками нужно, играя. Играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой для учителя будут горящие глаза ребенка и желание учиться.

Считаю, что обе программы «Предшкола нового поколения» и «Игралочка» открывают широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует ознакомлению с первоначальными азами обучения; требованиями, предъявляемыми в школе. Работая по данным программам, педагог обучает необходимой дисциплине, умению общаться с учителем и другими детьми, дает уроки этикета, развивает внимание, мышление, память, воображение, речь, умения, переводя их в навыки, расширяет кругозор, воспитывает уважение, трудолюбие, аккуратность. Обе программы учитывают вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривают оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки (обеспечивают преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы) и построены на принципе взаимодействия взрослых с детьми с учетом показателей детской успешности.

Все это будет способствовать полноценному развитию и обучению ребенка при поступлении в школу.
2.2. Анализ коррекционно-педагогической, психо-коррекционной систем подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста ЗПР

Выводы

Заключение

Список используемой литературы

1. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки -два разных мира [Текст] / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - СПб., 2003.

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М., 1993.

3. Каменская, В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению [Текст] / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. - СПб. : Детство-пресс, 2004.

4. Нижегородцева, Н. В. Психолого -педагогическая готовность ребенка к школе

[Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадри-ков. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.