Файл: Современные представления о готовности обучения к школе детей с нормальным и психическим развитием.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что, развивая воображение, мы формируем психологическую готовность к школьному обучению.
Основные структурные элементы психологической готовности детей к обучению в школе, которые выделяют отечественные ученые-исследователи, отмечают в своих научных трудах и зарубежные психологи (Я. Йерасек, А. Керн,
С. Штребел): быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
При решении вопроса психологической подготовки детей к школьному обучению, как отмечает Я. Йерасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.
К умственной области А. Керн, Я. Йерасек, С. Штребел относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
В 1965 году Ф. Л. Илг и Л. Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла целая система заданий. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности детей к школьному обучению забирать их из школы и путем многочисленных тренировок доводить до необходимого уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д. П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать всех детей. Некоторые авторы (Р. М. Брендт, Ф. Т. Тайлер) изучают готовность ребенка к школе с точки зрения требований современного обучения.
Несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности ребенка к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов (Ю. А. Вронфенвреннер, Дж. С. Врунер) критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а также особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физиологический, специальный и психологический
[3].
Физиологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояния здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей частоболеющие, физически ослабленные учащиеся, как правило, испытывают трудности в обучении.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил. Не всегда организм ребенка оказывается готов к такой нагрузке.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не окончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Таким образом, с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-
7 лет готов к систематическому школьному обучению, и в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.
Выделяют следующие критерии физиологической готовности к обучению в школе: 1) уровень физического развития; 2) уровень биологического развития; 3) состояние здоровья.
Оценка состояния здоровья позволяет разделить детей по группам. Дети с первой группой здоровья — здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу). Число таких дошкольников сокращается из года в год, по разным оценкам, в различных регионах они составляют от 10 % до 20 % от числа всех детей, поступающих в первый класс.
Дети со второй группой здоровья — дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные клинические недиагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительные перегрузки сверх нормы могут привести к внезапному ухудшению здоровья и развитию неожиданных хронических заболеваний. Если учесть, что именно эти дети выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, а также учителей и родителей в связи с отсутствием выраженной патологии, то становится очевидным, что дети с функциональными нарушениями - это наиболее неустойчивая группа первоклассников, которые к концу обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья. Дети со второй группой здоровья составляют среди поступающих в первый класс абсолютное большинство: от 50 % до 66 %, по разным исследованиям.
Дети с третьей группой здоровья - дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между обострениями своих хронических болезней. Как правило, дети с третьей группой здоровья имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивости и адаптационных возможностях. Школьные нагрузки быстро приводят к переутомлению и обострению хронических болезней, наиболее частыми из которых являются нарушения зрения, осанки, желудочно-кишечные болезни, а также заболевания органов дыхания. Число дошкольников с третьей группой здоровья, поступающих в начальную школу, к сожалению, из года в год увеличивается в связи с недостаточным вниманием общества, в частности здравоохранения, к проблемам семьи и детства. Процент часто болеющих детей определяется регионом проживания, его экологией и социально-экономическим развитием. По разным оценкам, процент детей с третьей группой колеблется от 15 % до 20 %.
Дети с четвертой группой здоровья - дети, имеющие серьезные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16 % от общей численности дошкольников, поступающих в первый класс. Среди детей с сильно ослабленным здоровьем нередки случаи задержек психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), страдающих слепотой и глухотой в разной степени. Большинство детей с четвертой группой здоровья родились от матерей с патологией беременности или имели клинически полученные в младенческом возрасте осложнения. Многим дошкольникам с четвертой группой здоровья в раннем детстве были поставлены диагнозы пренатальной энцефалопатии (ПЭП), что свидетельствует о грубом нарушении нервно -психического развития в раннем дошкольном возрасте. Большинство из них обучаются в специализированных школах, где соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного режима усвоения школьных программ. Однако стоит заметить, что среди дошкольников с четвертой группой здоровья около 20 % имеют высокий уровень интеллектуального развития, в связи с чем, их обучение в специализированной школе для детей с нарушениями психического развития вряд ли целесообразно. Очевидно, что именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при поступлении в школу, выбор которой должен определяться, исходя, прежде всего, из заботы о здоровье такого ребенка.
Таким образом, физиологическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физиологическая готовность в значительной степени обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.
Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы именно эти навыки считают необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошко-
льников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание моторных, слуховых и зрительных проекционных зон, а также ассоциативных полей коры: теменных и лобных. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков указанные кортикальные формации не достигли зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от учения вообще. В связи с этим чрезвычайно важна объективная диагностика степени развития моторных, сенсорных и сенсомоторных функций, которые задерживаются у части детей, относящихся к ретардантам, то есть развивающихся замедленным по сравнению с остальными детьми образом. Постепенная и настойчивая тренировка двигательных и сенсомоторных реакций, безусловно, принесет свои плоды, но только при условии положительного отношения ребенка к процессу формирования этих умений и навыков.
Психологическая готовность - это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоциональноволевую ее формы.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
По представлениям, обобщенным Е. И. Роговым, такими важнейшими процессами являются:
— достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации
;
— хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость;
_ способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического
мышления;
— хорошо развитая произвольная память
с ослаблением роли механической ее формы;
— достаточное развитие мелкой моторики руки;
— овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического
слуха;
_ начальное овладение символическими операциями;
_ зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением.
Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Известно, что внешняя помеха всегда затрудняет деятельность и может привести к снижению работоспособности. Поддержание необходимой работоспособности вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Хорошо известно, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка, часто приводя к ее снижению. Наиболее существенное влияние эмоциональная напряженность оказывает на сенсомоторные реакции детей и осуществление сложных произвольных движений. Установлено, что более 80 % дошкольников ухудшают свои показатели при эмоциональном воздействии на них со стороны взрослых. Эмоциональная напряженность может привести к нарушениям речи и снижению качества интеллектуальной продукции, что наблюдается примерно у половины старших дошкольников.
Немного в меньшей степени эмоцио-нальные воздействия сказываются на снижении эффективности запоминания. Считается, что эмоциональная напряженность оказывает заметное влияние на динамику психических процессов и, в первую очередь, организацию произвольной памяти, внимания и мышления, дезорганизуя и замедляя их. Таким об-
разом, очевидно, что формирование эмоциональной устойчивости является важнейшим условием готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Один из современных подходов к пониманию проблемы психологической готовности к школьному обучению представлен в исследованиях К. Н. Поливановой [5]. Данный подход касается не уровня готовности ребенка, а типа его готовности или индивидуального варианта. Одним из главных признаков готовности к школе автор выделяет способность ребенка к деловому сотрудничеству со взрослым. Основные умения, необходимые ребенку в школе, - это способность вступать в содержательный диалог с учителем, реагировать на его замечания по поводу выполненной работы, действовать в ответ на его указания.
Основные структурные элементы психологической готовности детей к обучению в школе, которые выделяют отечественные ученые-исследователи, отмечают в своих научных трудах и зарубежные психологи (Я. Йерасек, А. Керн,
С. Штребел): быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
При решении вопроса психологической подготовки детей к школьному обучению, как отмечает Я. Йерасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.
К умственной области А. Керн, Я. Йерасек, С. Штребел относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
В 1965 году Ф. Л. Илг и Л. Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла целая система заданий. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности детей к школьному обучению забирать их из школы и путем многочисленных тренировок доводить до необходимого уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д. П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать всех детей. Некоторые авторы (Р. М. Брендт, Ф. Т. Тайлер) изучают готовность ребенка к школе с точки зрения требований современного обучения.
Несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности ребенка к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов (Ю. А. Вронфенвреннер, Дж. С. Врунер) критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а также особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физиологический, специальный и психологический
[3].
Физиологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояния здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей частоболеющие, физически ослабленные учащиеся, как правило, испытывают трудности в обучении.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил. Не всегда организм ребенка оказывается готов к такой нагрузке.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не окончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Таким образом, с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-
7 лет готов к систематическому школьному обучению, и в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.
Выделяют следующие критерии физиологической готовности к обучению в школе: 1) уровень физического развития; 2) уровень биологического развития; 3) состояние здоровья.
Оценка состояния здоровья позволяет разделить детей по группам. Дети с первой группой здоровья — здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу). Число таких дошкольников сокращается из года в год, по разным оценкам, в различных регионах они составляют от 10 % до 20 % от числа всех детей, поступающих в первый класс.
Дети со второй группой здоровья — дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные клинические недиагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительные перегрузки сверх нормы могут привести к внезапному ухудшению здоровья и развитию неожиданных хронических заболеваний. Если учесть, что именно эти дети выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, а также учителей и родителей в связи с отсутствием выраженной патологии, то становится очевидным, что дети с функциональными нарушениями - это наиболее неустойчивая группа первоклассников, которые к концу обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья. Дети со второй группой здоровья составляют среди поступающих в первый класс абсолютное большинство: от 50 % до 66 %, по разным исследованиям.
Дети с третьей группой здоровья - дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между обострениями своих хронических болезней. Как правило, дети с третьей группой здоровья имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивости и адаптационных возможностях. Школьные нагрузки быстро приводят к переутомлению и обострению хронических болезней, наиболее частыми из которых являются нарушения зрения, осанки, желудочно-кишечные болезни, а также заболевания органов дыхания. Число дошкольников с третьей группой здоровья, поступающих в начальную школу, к сожалению, из года в год увеличивается в связи с недостаточным вниманием общества, в частности здравоохранения, к проблемам семьи и детства. Процент часто болеющих детей определяется регионом проживания, его экологией и социально-экономическим развитием. По разным оценкам, процент детей с третьей группой колеблется от 15 % до 20 %.
Дети с четвертой группой здоровья - дети, имеющие серьезные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16 % от общей численности дошкольников, поступающих в первый класс. Среди детей с сильно ослабленным здоровьем нередки случаи задержек психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), страдающих слепотой и глухотой в разной степени. Большинство детей с четвертой группой здоровья родились от матерей с патологией беременности или имели клинически полученные в младенческом возрасте осложнения. Многим дошкольникам с четвертой группой здоровья в раннем детстве были поставлены диагнозы пренатальной энцефалопатии (ПЭП), что свидетельствует о грубом нарушении нервно -психического развития в раннем дошкольном возрасте. Большинство из них обучаются в специализированных школах, где соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного режима усвоения школьных программ. Однако стоит заметить, что среди дошкольников с четвертой группой здоровья около 20 % имеют высокий уровень интеллектуального развития, в связи с чем, их обучение в специализированной школе для детей с нарушениями психического развития вряд ли целесообразно. Очевидно, что именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при поступлении в школу, выбор которой должен определяться, исходя, прежде всего, из заботы о здоровье такого ребенка.
Таким образом, физиологическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физиологическая готовность в значительной степени обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.
Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы именно эти навыки считают необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошко-
льников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание моторных, слуховых и зрительных проекционных зон, а также ассоциативных полей коры: теменных и лобных. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков указанные кортикальные формации не достигли зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от учения вообще. В связи с этим чрезвычайно важна объективная диагностика степени развития моторных, сенсорных и сенсомоторных функций, которые задерживаются у части детей, относящихся к ретардантам, то есть развивающихся замедленным по сравнению с остальными детьми образом. Постепенная и настойчивая тренировка двигательных и сенсомоторных реакций, безусловно, принесет свои плоды, но только при условии положительного отношения ребенка к процессу формирования этих умений и навыков.
Психологическая готовность - это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоциональноволевую ее формы.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
По представлениям, обобщенным Е. И. Роговым, такими важнейшими процессами являются:
— достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации
;
— хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость;
_ способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического
мышления;
— хорошо развитая произвольная память
с ослаблением роли механической ее формы;
— достаточное развитие мелкой моторики руки;
— овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического
слуха;
_ начальное овладение символическими операциями;
_ зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением.
Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Известно, что внешняя помеха всегда затрудняет деятельность и может привести к снижению работоспособности. Поддержание необходимой работоспособности вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Хорошо известно, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка, часто приводя к ее снижению. Наиболее существенное влияние эмоциональная напряженность оказывает на сенсомоторные реакции детей и осуществление сложных произвольных движений. Установлено, что более 80 % дошкольников ухудшают свои показатели при эмоциональном воздействии на них со стороны взрослых. Эмоциональная напряженность может привести к нарушениям речи и снижению качества интеллектуальной продукции, что наблюдается примерно у половины старших дошкольников.
Немного в меньшей степени эмоцио-нальные воздействия сказываются на снижении эффективности запоминания. Считается, что эмоциональная напряженность оказывает заметное влияние на динамику психических процессов и, в первую очередь, организацию произвольной памяти, внимания и мышления, дезорганизуя и замедляя их. Таким об-
разом, очевидно, что формирование эмоциональной устойчивости является важнейшим условием готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Один из современных подходов к пониманию проблемы психологической готовности к школьному обучению представлен в исследованиях К. Н. Поливановой [5]. Данный подход касается не уровня готовности ребенка, а типа его готовности или индивидуального варианта. Одним из главных признаков готовности к школе автор выделяет способность ребенка к деловому сотрудничеству со взрослым. Основные умения, необходимые ребенку в школе, - это способность вступать в содержательный диалог с учителем, реагировать на его замечания по поводу выполненной работы, действовать в ответ на его указания.