Файл: Детскородительская психотерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если для ребенка с повышенной тревожностью основной проблемой является постоянное неодобрение со стороны взрослых, то для демонстративного ребенка – отсутствие похвалы.

По Гарбузову, такая семья называется детоцентрической [5]. Влияние в нем обычно осуществляется снизу вверх (от ребенка к родителям). Это «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликтов с социальным окружением вне семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может считать мир враждебным. Очень высок риск социальной дезадаптации, и особенно учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

2) Доминантная гиперпротекция. Ребенок также находится в центре внимания семьи, но родители налагают на него ряд ограничений, запретов, злоупотреблений. Следствием такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств личности, как зависимость от других, отсутствие самозащиты, строгое соблюдение определенных правил и чрезмерная уступчивость.

По Гарбузову, это обучение типа А (отторжение, эмоциональное неприятие) - неприятие индивидуальных качеств ребенка, сочетающееся со строгим контролем, с навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Воспитание типа А может сочетаться с бесконтрольностью, полной совестливостью [5].

По мнению М. И. Лисиной, дети с низкой самооценкой вырастают в семьях, где с ними не обращаются, а требуют послушания; низкая оценка, часто упрекают, наказывают, иногда - с незнакомцами; от них не ожидают успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни» [9].

По мнению Э. Арутюнянц, результатом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально организованную» социальную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственной семьи. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о том, что должно.

Дети с низкой самооценкой недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно обвиняют ребенка, либо ставят перед ним непосильные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.


Дети с низким уровнем требовательности и низкой самооценкой не стремятся многого ни в будущее, ни в настоящее. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих силах [1].

Тревожность может стать чертой личности в этом возрасте. Высокая тревожность становится стабильной при постоянном недовольстве со стороны родителей.

Из-за нарастания тревожности и связанной с этим низкой самооценки снижается работоспособность и закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других функций - стремлению бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по шаблонам и шаблонам, страху проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действия.

Взрослые, недовольные снижением продуктивности ребенка, все больше акцентируют внимание на этих проблемах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается порочный круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются в его деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию со стороны окружающих, а эта негативная реакция в свою очередь подкрепляет сформировавшиеся у ребенка особенности [10]. Вы можете разорвать этот круг, изменив отношение и оценки родителей. Близкие взрослые, акцентируя внимание на мельчайших достижениях ребенка, не обвиняя его в отдельных недостатках, снижают уровень его тревожности и тем самым способствуют успешному выполнению заданий.

3) Эмоциональное неприятие ребенка. Родители-золушки, чрезмерная родительская реакция на несовершеннолетнее поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это естественным образом приводит к невротическим расстройствам.

При таком варианте возможно «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда демонстративность сочетается у детей с тревожностью. У этих детей также есть сильная потребность во внимании к себе, но они не могут этого реализовать из-за своей тревожности. Они малозаметны, боятся вызвать недовольство своим поведением, стремятся соответствовать требованиям взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и без того недостаточные контакты. Когда взрослые поощряют активность детей, обращают внимание на результаты их учебной деятельности и ищут пути творческой самореализации, достигается относительно простая коррекция их развития [8].


4) Гипертрофированная моральная ответственность родителей за ребенка перед окружающими. Высокая требовательность, недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое применение наказаний. С такими родителями ребенок всегда ошибается. Поэтому у него появляется нерешительность в общении со сверстниками, склонность к спорам, самоагрессия и чрезмерное чувство вины.

5) Гипопротекция. Ребенок предоставлен самому себе, родители его не контролируют, им не интересуются. Поэтому для ребенка характерен неустойчивый тип поведения, слабоволие.

В семьях, где дети растут с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с адекватными требованиями. Здесь не прибегают к унизительному наказанию и добровольной похвале, когда ребенок этого заслуживает. Дети с низкой самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются большей свободой дома, но эта свобода на самом деле является отсутствием контроля, следствием безразличия родителей к детям и друг к другу.

Родители также задают исходный уровень требований ребенка - то, что он требует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем амбиций, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их видение будущего столь же оптимистично.

Методы воспитания матерей и отцов часто противоречивы и непоследовательны. Все это приводит к тому, что у детей не формируется стремление к обучению социально приемлемым формам поведения, не формируется самообладание и чувство ответственности. Они всячески избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного — из опасения, что, столкнувшись с этим новым, они не смогут выбрать правильную форму поведения. Так как у них не развито чувство самостоятельности и ответственности, дети импульсивны и агрессивны в трудных ситуациях. Для них характерны незрелость суждений, постоянная неудовлетворенность, низкий уровень самоконтроля, низкая самооценка. Им нелегко совладать со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них обычно мало или совсем нет [2].

Кроме того, выделяют следующие отклонения в стиле воспитания: предпочтение женских черт, предпочтение мужских черт, предпочтение детских черт, расширение сферы родительских чувств, боязнь потерять ребенка, недоразвитие родительских чувств, проекция собственные нежелательные характеристики и вносит конфликт между супругами в образовательную сферу [7].


Известны и другие типологии родительских отношений. И Я. Варга выделяет: принимающе-авторитарное воспитание, «маленький неудачник», симбиотическое родительство, симбиотически-авторитарное воспитание [3].

Адекватность родительской позиции можно определить как способность родителя видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать изменения, происходящие в его психическом мире.


Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестраивать влияние на ребенка в процессе его воспитания и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только способной изменяться в соответствии с изменениями в ребенке, она должна быть опережающей, прогнозирующей.

В дисгармоничных семьях, где воспитание ребенка стало проблематичным, изменение позиции родителей выявляется достаточно отчетливо по одному или всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, теряют качество гибкости, становятся неизменными и непредсказуемыми. Это попытка описать взросление в семье через роли, которые играет ребенок. Роль определяется как совокупность моделей поведения по отношению к ребенку в семье, как совокупность чувств, ожиданий, действий, оценок, направленных на ребенка взрослыми членами семьи. Роли детей отчетливо выявляются в семьях, когда родительские позиции теряют свою гибкость и адекватность.

К наиболее типичным можно отнести четыре роли: «козла отпущения», «любимого», «примирителя», «ребенка».

«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда семейные проблемы родителей передаются ребенку. Он как бы забирает у родителей чувства, которые они на самом деле испытывают друг к другу.

"Дорогой". Это происходит, когда у родителей нет чувств друг к другу, а эмоциональный вакуум заполняется чрезмерной заботой о ребенке, чрезмерной любовью к нему.

"Малыш". В этой роли ребенок дистанцируется от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает, когда супруги очень близки друг другу.

"Примириться". Ребенок в этой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает самое важное место в семье, регулирует и устраняет супружеские конфликты.

Родительская позиция – это вид целостного воспитания, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием воспитательных мотивов. Вид родительской позиции, реализуемой во взаимодействии с ребенком, зависит, во-первых, от соотношения осознанных и бессознательных мотивационных тенденций.