Файл: Книга принадлежит контакты владельца.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

355
Результаты
аргументы, что такой выбор чересчур рискован или даже откровенно глуп. Уверения, будто другие новаторские организации такого типа работают хорошо (и даже превос- ходно), несколько успокаивают возмущенные умы и настраивают более благожелатель- но к Бирюзовому опыту. Если мы посмотрим на вопрос не с точки зрения существова- ния одной организации, но с точки зрения общества в целом, то вопрос эффективности становится самым насущным. Эйнштейн сказал, что проблема не может быть решена на том же уровне сознания, который ее породил. Если это верно, тогда мы не можем справиться с надвигающимися кризисами, вызванными модернизацией (глобальное потепление, перенаселение, истощение природных ресурсов, крах экосистемы), рас- полагая только организациями, сформированными современным уровнем сознания.
Наша главная надежда на стабильное будущее опирается на предположение: в нашем распоряжении окажутся более мощные инструменты для решения грандиозных про- блем современности.
Примеры из жизни
Исследования, проведенные для этой книги, не дают возможности (в терминах ста- тистики) утверждать или отрицать, что Бирюзовые организации означают еще один скачок в эффективности человеческой деятельности. Такие заявления всегда чреваты всякими методологическими осложнениями: Кого вы избрали в качестве Бирюзовых
организаций? Кто был в контрольной группе? Как можно не учитывать все прочие эле-
менты, помимо организационной модели (стратегии, технологии, рыночные условия,
талант, удача и т. д.)? И самое главное: Как вы определяете успех? Рентабельность,
доля рынка или повышение цены акций? Эти параметры измеряются просто, но, с Бирю- зовой точки зрения, они не слишком важны. С Бирюзовой точки зрения, интерес пред- ставляет вот что: До какой степени достижения организации воплощают в жизнь ее
главную цель? Такая переменная едва ли может быть сведена к одному простому и по- нятному числу.
Боюсь, что академические рамки для этого вопроса установить чисто практически настолько сложно, что любые притязания на академичность окажутся в лучшем случае сомнительны. Нам придется довериться примерам из жизни и личному опыту. Размер выборки в десяток организаций не позволяет нам сделать какие-то радикальные за- ключения, однако дает нам значимое количество примеров того, каких удивительных результатов способны достичь Бирюзовые организации
1
. Первая компания, которую мы обсуждали, это Buurtzorg, нидерландская патронажная медицинская организация.
Вернемся к ней. Одна из наиболее потрясающих ее черт — мощный рост. Организация расширилась от команды из 10 сотрудников в 2006 г. до 7000 человек в середине 2013 г.,


356
Глава 3.4
включив в себя две трети патронажных медсестер и медбратьев страны. В области, где, казалось, существовала стабильная рыночная конкуренция, медработники буквально бросали традиционных поставщиков этих услуг, чтобы присоединиться к Buurtzorg.
(И тенденция эта не меняется: на момент написания книги Buurtzorg ежемесячно по- лучала до 400 заявлений от медработников, которые, не колеблясь, покидали корабль традиционных медицинских услуг.)
Финансовые успехи Buurtzorg также фантастически хороши. В 2012 г. излишек средств Buurtzorg (который можно было бы назвать прибылью, не будь Buurtzorg не- коммерческой организацией) составил примерно 7% от доходов. Это потрясает, по- скольку взрывной рост обходится дорого: каждая новая команда медсестер и медбрать- ев обходится организации в €50 тысяч, пока не достигнет уровня самоокупаемости.
Если же принять во внимание результаты только опытных команд, то прибыль будет измеряться двузначным числом, главным образом благодаря низким накладным рас- ходам и высокой производительности. Когда рост замедляется, эта некоммерческая ор- ганизация оказывается очень «прибыльной», располагая средствами для того, чтобы осваивать и другие области здравоохранения.
С точки зрения Buurtzorg, по-настоящему имеет значение только качество меди- цинского обслуживания. Рост и значительные цифры прибыли важны лишь постольку, поскольку помогают организации помочь большему количеству людей. Медицинские результаты предоставляемого Buurtzorg обслуживания впечатляют.
В главе 2.2 упомянуты некоторые из этих результатов, согласно исследованиям
Ernst & Young.

Поскольку Buurtzorg помогает клиентам стать по возможности независимыми, компании требуется в среднем на 40% меньше часов медицинского обслужива- ния на одного клиента по сравнению с другими патронажными организация- ми (что звучит особенно забавно, если учесть, что другие организации по уходу за больными вынуждены рассчитывать время применения своего «продукта» с точностью до минуты, а сотрудники Buurtzorg имеют возможность выпить кофе и поговорить со своими пациентами, их семьями и соседями).

Пациенты Buurtzorg остаются на попечении медработников лишь половину обыч-
ного среднего времени.

Количество госпитализаций сокращается на одну треть, а если пациента до- ставляют в больницу, он остается там меньше обычного среднего времени.

Экономия для социального страхования значительна. Ernst & Young удостове- ряют, что она составит немногим меньше €2 миллиардов, если все организации, оказывающие медицинскую помощь на дому, перейдут на систему Buurtzorg.


357
Результаты
Применительно к США это составило бы $49 миллиардов. Совсем неплохо, учитывая, что уход на дому — лишь часть затрат на медицинское обслужива- ние. А если по той же системе будут работать и больницы?
Согласно опросам, клиенты и доктора оценивают услуги, оказываемые Buurtzorg, значительно выше услуг, оказываемых другими патронажными организациями
2
. Мед- сестры и медбратья ухода тоже без ума от своей организации. В 2012 г. Buurtzorg второй раз завоевала титул «Лучший работодатель года» в масштабах Нидерландов. Каждый раз, когда пациент и ухаживающий за ним медик вступают в отношения, продолжаю- щие вечное человеческое милосердие, происходит маленькое чудо. Buurtzorg нашла способ совершать это чудо день за днем в огромных размерах.
Слишком многое из того, что мы называем менеджментом,
представляет собой помехи, которые мешают людям работать.
Питер Друкер
FAVI, французское меднолитейное предприятие, в начале своего перехода к Эво- люционным Бирюзовым принципам работы в 1980-х гг. насчитывало 80 сотрудников.
С тех пор компания весьма преуспела в реализации своей главной цели — создания рабочих мест в промышленности для малообеспеченного региона на северо-восто- ке Франции. Все европейские конкуренты FAVI перенесли свое производство в Ки- тай. Однако компания не только пошла против течения, но даже разрослась и сего- дня насчитывает 500 сотрудников. Ее финансовые успехи также удивительны. FAVI работают в беспощадном автомобильном бизнесе, где конкурируют с китайскими поставщиками запчастей. Тем не менее компания совершает настоящий подвиг, по- скольку платит своим сотрудникам зарплату значительно выше средней (в обычный год рабочие получают часть прибыли, составляющей 17 или 18 их месячных зарплат), и до сих пор имеет из года в год за вычетом налогов прибыль от 5 до 7%. Кроме того, компания демонстрирует необыкновенную устойчивость в периоды экономического спада.
Когда в 2008 г. разразился финансовый кризис, приведший к упадку экономики, в 2009 г. выручка компании снизилась на целых 30%. Верная своему стилю работы, компания отказалась от увольнений и по-прежнему умудрялась достигать до 3,3% рен- табельности по чистой прибыли даже в разгар кризиса. В 2012 г. спрос на ее продукцию снова упал, на этот раз на 22%, и все же FAVI закончили этот год с 12% рентабельности продаж по денежному потоку.


358
Глава 3.4
Эго — невидимая черта в вашем отчете о прибылях и убытках.
Д. Маркум, С. Смит
Еще одно возможное измерение для успеха: FAVI славится среди клиентов безу п- речным качеством продукции и надежностью. С середины 1980-х гг. она ни разу не за- поздала с доставкой готовой продукции. Несколько лет назад произошел случай, пока- завший, как гордятся этим рабочие. Однажды из-за технического сбоя выяснилось, что с учетом времени нахождения грузовика в пути изготовленные одной из команд FAVI детали прибудут к заказчику на несколько часов позже назначенного времени. Команда наняла вертолет, чтобы доставить детали вовремя. Через несколько часов удивленный клиент, глядя на садящийся в его владениях вертолет, позвонил Жану-Франсуа Зобри- су, CEO FAVI, чтобы сказать, что у них на складе пока есть детали и вертолет, право же, не нужен. Зобрис согласился, что вертолет, пожалуй, выглядит несколько экстрава- гантной тратой, но таково было решение членов команды, все дело в их гордости и пре- данности своей работе. Так что оно того стоило.
Столь же подробное освещение достижений остальных компаний, описанных в этом исследовании, займет слишком много времени и в конце концов станет просто излишним и утомительным. Но то, что верно для Buurtzorg и FAVI, верно и для всех остальных организаций, точно так же можно описать компании RHD, Sun Hydraulics,
Heiligenfeld, Morning Star и т. д. Создается впечатление, что им дан полный карт-бланш, они успевают везде. Сотрудники процветают в благоприятном человеческом окруже- нии, им платят зарплаты выше средних, эти компании растут год от года и получают выдающуюся прибыль, они сопротивляются экономическим спадам, хотя принципи- ально не увольняют сотрудников, и, что, вероятно, наиболее важно, они позволяют благородным идеям осуществиться в этом мире.
Здесь кроется потрясающий парадокс, который я хотел бы особо подчеркнуть. Эти компании приносят высокие прибыли, несмотря на то что, по крайней мере с Оранже- вой точки зрения, совершенно не думают о прибылях. Напоминаю, что в этих компа- ниях не разрабатывают детальных бюджетов, не сравнивают бюджетные показатели с реальными цифрами в конце месяца, не устанавливают планов продаж, сотрудники там могут свободно тратить деньги на то, что считают нужным, без утверждения свер- ху. Там сосредотачиваются на том, что должно быть сделано, не на доходности и тем не менее в результате получают невероятные прибыли. Возьмем компанию Morning
Star. Переработка томатов — бизнес с традиционно низкой рентабельностью. И все же компания настолько прибыльна, что финансировала свой рост с одного грузовика до крупнейшего переработчика томатов в мире исключительно за счет собственных денежных потоков и банковских ссуд, без сторонних капиталовложений. Организация


359
Результаты
Heiligenfeld сходным образом профинансировала свой рост в целую сеть психиатриче- ских лечебниц исключительно за счет собственных прибылей. Прибыль до налогооб- ложения компании Sun Hydraulics составляет от 32 до 39%, а чистая прибыль — от 13 до 18%. Такая прибыль чаще ассоциируется с IT-фирмой, чем с производственной.
Все это всего лишь примеры из жизни, их нельзя считать значимыми статисти- чески. Но они показывают при отсутствии обоснованного сомнения, что Бирюзовые организации могут достигать результатов, как минимум сопоставимых с результата- ми лучших традиционно управляемых организаций. Лидер, вместе со своей органи- зацией начинающий движение к Бирюзовой стадии развития, не идет на глупый риск, как уверяют некоторые. Напротив, есть все основания утверждать обратное: перейдя к Бирюзовым формам и методам, лидеры могут претендовать на достижения, иначе практически неосуществимые. Могут ли эти открытия продвинуть нас к более ста- бильному будущему в масштабах общества в целом, разумеется, станет видно только со временем.
Двигатели рекордной производительности
Чем можно объяснить эффектные результаты новаторских организаций, описанных в этой книге? К объяснению можно подойти с разных сторон. Мы можем, конечно, указать на три главных открытия Бирюзовых организаций: 1) власть многократно уси- ливается, когда властью наделен каждый, не только несколько человек на самом верху
(самоуправление); 2) власть используется более мудро, если люди отдают себя работе целиком (целостность); 3) все встает на свои места, когда люди соотносят данную им власть и мудрость с жизненной силой самой организации (эволюционная цель).
Еще один подход к вопросу состоит в использовании терминов энергии, поскольку все в жизни в конечном итоге сводится к ней. Переход к Эволюционным Бирюзовым структурам, внутренним процессам, культуре освобождает огромную энергию, прежде запертую, недоступную. С переходом к Бирюзовым методам появляется возможность направить эту энергию ясно и осознанно в сторону получения более продуктивного результата. Эта точка зрения может помочь нам сформулировать некоторые конкрет- ные двигатели производительности, объясняющие эффективность новаторских орга- низаций.
Высвобождение прежде недоступной энергии

Через стремление к эволюционной цели. Индивидуальная энергия растет, когда люди отождествляют себя с целью большей, чем они сами.