Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В учебниках математики для 3–4 классов содержатся задания, предназначенные для групповой работы (в парах). Такие задания отмечены специальным знаком, имеют занимательный характер, красочно оформлены. Однако, если уровень подготовленности детей и специфические особенности их познавательной деятельности не позволяют организовать данный вид работы, учитель может использовать более традиционные методы обучения.
В учебниках математики для 1–4 классов большое внимание уделено развитию речи обучающихся, формированию у них коммуникативных БУД. Особое место в данных учебниках отведено работе по выработке у детей умения воспринимать и понимать инструкцию к учебному заданию. Несмотря на то, что обучающиеся в 1 классе еще не владеют навыком чтения, а во 2 классе владеют им недостаточно, в учебники математики включены тексты, составленные в форме инструкции ― обращения к ребенку, поясняющей, что требуется выполнить в задании. Чтобы эти инструкции были доступны для понимания обучающимся с интеллектуальными нарушениями, они даны в упрощенном виде, часто ― в виде простых предложений, без сложных стилистических оборотов. Эти тексты-инструкции предназначены для чтения учителем (воспитателем, родителем) ребенку (в условиях специального обучения это оправдано, так как дети с умственной отсталостью в данном возрасте еще не владеют навыком самостоятельной работы с учебником). В учебнике для 2 класса параллельно с развернутыми инструкциями, данными также в упрощенном виде и предназначенными для чтения взрослым ребенку даны специально оформленные тексты, предназначенные для чтения самими детьми. Эти тексты в учебнике 2 класса представлены более крупным шрифтом, нежели развернутая инструкция; записаны на цветной полосе (этот прием использован для лучшего зрительного выделения данного печатного текста); содержат суть инструкции, т. е. даны сжато. В первой части учебника для 2 класса эти тексты даны с разбивкой слов на слоги, во второй части – без разбивки на слоги, но с сохранением всех остальных параметров (более крупный шрифт на цветном (голубом) фоне). Например, развернутая инструкция к заданию из учебника для 2 класса: «Найди на рисунке отрезки, измерь их длину. Запиши полученные числа в тетрадь, сравни их»; сжатая инструкция (для чтения детьми): «Срав-ни дли-ну от-рез-ков».
В целях развития речи обучающихся в процессе изучения ими математики и формирования на этой основе умственных действий в учебники включены образцы речевых высказываний, которых следует придерживаться не только при введении нового материала, но и при закреплении его. Такие образцы речевых высказываний сопровождаются побуждением «
Расскажи», «Покажи и расскажи», особо выделены в контексте (даны на желтом фоне) и широко представлены на страницах учебников (например: «Расскажи: кругов столько же, сколько квадратов, и еще два. Кругов на два больше, чем квадратов»). Иногда в образцах высказываний пропущены слова. Этот прием призван предупредить механическое заучивание детьми данных текстов и направлен на активизацию познавательной деятельности учеников по самостоятельному оформлению своего речевого высказывания (например: «Расскажи: кошка больше, чем … . Мышка меньше, чем …»).
Регулятивные учебные действия, формируемые у обучающихся с легкой умственной отсталостью в 1–4 классах, включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
На уроках математики уже в 1 (1 дополнительном) классе учитель, наряду с формированием элементарных (начальных) математических представлений, проводит занятия по выработке у учеников навыков поведения на уроке (школьных ритуалов), которые к концу обучения в
1 классе у многих детей оказываются в целом сформированными. Гораздо сложнее обстоит дело с формированием регуляции учебной деятельности (развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога), что обусловлено особенностями психофизического развития обучающихся.
В учебниках математики для 1–4 класса использованы специальные приемы для формирования у обучающихся с умственной отсталостью алгоритма действия по формированию того или иного математического умения (измерить длину отрезка, начертить геометрическую фигуру, выполнить вычисления и т.д.). Детям с нарушением интеллектуального развития очень трудно (а иногда и невозможно) разбить целое на части (элементы), представить целостное действие в виде логически выстроенной цепочки составляющих операций (шагов). В связи с этим алгоритмы формируемых умений представлены нами в учебниках в виде пошаговой инструкции последовательных действий, которые необходимы для выполнения предложенного задания («
Делай так: 1) … ; 2) … ; 3) … .»).
В наших учебниках математики алгоритмы формируемых умений часто даны в виде отчета о проделанном ребенком действии, например: «Расскажи: пример 8 + 9 решил так: заменил второе слагаемое – число 9 – на два числа: … и … . 1) Сначала к восьми прибавил … , получилось … ; 2) затем к десяти прибавил … , получилось … ». Рассказать о проделанном гораздо легче, чем спланировать деятельность (рассказать о том, что надо сделать). Последовательно проговаривая вслух все совершенные действия и осознавая их (так как сам это уже сделал), ребенок лучше запоминает алгоритм данной конкретной операции. На этой основе у него формируются умственные действия, что и позволяет ему в дальнейшем более успешно воспроизвести данный алгоритм действия на иных математических объектах (как правило, первоначально в сходной ситуации). При этом учитель должен стараться развивать у детей планирующую функцию речи.
Важно, чтобы на этапе закрепления учитель продолжал систематически требовать от обучающихся, чтобы те рассказали, как выполнили то или иное действие (например: «Расскажи, как решил каждый пример»), что также предусмотрено в учебниках.
В целях выработки у обучающихся навыков самоконтроля, в учебники после выполнения некоторых заданий включено требование «Проверь себя» с конкретным указанием способа проверки. Количество таких упражнений увеличивается с каждым годом обучения (классом).
Для развития регулятивных учебных действий у обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учебники 1–4 классов включены многочисленные упражнения репродуктивного характера, в которых требуется выполнить задание по образцу (положить на парту такие же фигуры, нарисовать в тетради так же, записать примеры по образцу и т.д.). При выполнении подобных заданий у учителя есть возможность активно влиять на формирование у учеников операционных, мотивационных, целевых и оценочных базовых учебных действий.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Безусловно, в процессе изучения математики будут развиваться многие из перечисленных выше умений, так как математические знания уже сами по себе предполагают умение пользоваться знаками (знаками арифметических действий, равенства и неравенства), символами (цифрами), предметами-заместителями (при оперировании предметными множествами) и т.д. Без сомнений, на уроках математики будет востребовано умение детей читать и писать (частично мы уже рассказывали об этом выше, говоря о чтении инструкций). Однако приучение детей читать тексты из учебника математики важно еще и для формирования у них навыка самостоятельной работы. В связи с этим начиная с конца 1 класса в учебники математики, помимо инструкций к заданиям, включены специальные тексты, предназначенные для чтения детьми. Сначала эти тексты небольшие и согласованы с темпами освоения Букваря (например, имена детей, отдельные фразы с разбивкой слов на слоги). Затем эти тексты постепенно расширяются, и к концу 2 класса для самостоятельного чтения детям в учебнике математики предлагаются более крупные текстовые фрагменты (например, правила, арифметические задачи). Эти тексты в целях доступности стилистически упрощены и специально оформлены (имеют более крупный шрифт).
Следует отметить, что с помощью математического материала можно существенно влиять на коррекцию имеющихся у детей нарушений познавательной деятельности, однако для этого нужна особая организация учебного процесса. При разработке учебников математики нами учитывались современные подходы к формированию у обучающихся с умственной отсталостью не только предметных знаний и умений, но и личностных результатов освоения АООП, обеспечивающих развитие детей в процессе учения, формирование познавательных учебных действий. В этих целях нами были разработаны серии упражнений с ярко выраженной коррекционной направленностью, использованы специальные дидактические методы и приемы, особые требования предъявлялись к подбору иллюстративного материала.
Коррекционно-развивающая направленность обучения, реализованная как в учебниках, так и в рабочих тетрадях, направлена на развитие и коррекцию памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики рук. Но наибольшее внимание нами уделено коррекции мышления
, так как именно этот познавательный процесс более всего нарушен у обучающихся с умственной отсталостью. В процессе систематической последовательной работы на уроках математики с использованием разработанных нами учебников и рабочих тетрадей у учителя есть возможность существенно влиять на развитие у обучающихся умений сравнивать, обобщать, дифференцировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности и т.д.
Таким образом, формирование базовых учебных действий ― необходимое условие успешности достижений личностных и предметных результатов при изучении математики. Проектирование и реализация учебного процесса с учетом формирования базовых учебных действий будет способствовать развитию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач.