Файл: Удк 376056. 2 16 ббк 74. 5 А55.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В каждом концентре происходит знакомство обучающихся с новым видом простых арифметических задач; составные арифметические задачи (в два действия) впервые вводятся в концентре 2.

Расширение геометрического материала по концентрам происходит следующим образом: в концентре 1 происходит знакомство обучающихся с основными геометрическими фигурами и телами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, брус); в последующих концентрах изучаются элементы и свойства этих фигур; происходит знакомство с новыми геометрическими фигурами (окружность, дуга, ломаная и т. д.); происходит обобщение изученного геометрического материала.

Организация образовательной деятельности для достижения планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Математика»
При организации образовательной деятельности по математике необходимо руководствоваться основными положениями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной АООП (вариант 1). Учителю следует знать и учитывать в образовательном процессе возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их особые образовательные потребности (общие и специфические). Необходимо обеспечить коррекционную направленность образовательной деятельности; практико-ориентированный, действенный характер усвоения содержания математики; доступность познавательных задач, реализуемых на уроках математики; систематическую актуализацию сформированных у обучающихся математических знаний и умений; специальное обучение детей «переносу» полученных знаний с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций; развитие мотивации и интереса к изучению математики, познанию окружающего мира средствами математики и социальному взаимодействию со средой; стимуляцию познавательной активности обучающихся; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности детей.

Организацию образовательной деятельности следует осуществлять с учетом деятельностного и дифференцированного подходов, которые положены в основу разработки ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и Примерной АООП (вариант 1). В целях реализации деятельностного подхода в изучении математики следует организовывать процесс обучения на основе широкого использования предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования, а также технологий деятельностного типа.


При организации учебного процесса в 1–4 классах необходимо обеспечить условия для формирования у обучающихся математических представлений, понятий и умений на наглядно-действенной основе. В качестве обязательного дидактического материала в этих целях должны выступать геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус), счетные палочки. В связи с этим в учебники математики включены задания, в которых от обучающихся требуется выполнить определенные предметно-практические действия с данным дидактическим материалом (при изучении нумерации, овладении вычислительными приемами выполнения арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления, и т. д.). В дополнение к обязательному дидактическому материалу, на уроках математики возможно использование иного раздаточного материала (например, игрушек, природного материала и пр.), с которым учитель может организовать выполнение аналогичных заданий в целях формирования у обучающихся обобщенных математических понятий и умений.

В целях более эффективного достижения планируемых результатов освоения АООП в предметной области «Математика», рекомендуется при организации образовательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями использовать не только учебники, но и рабочие тетради по математике для подготовительного, 1–4 классов, которые являются составной частью УМК, выпускаемых АО «Издательство «Просвещение».

Система заданий, представленная в рабочих тетрадях, дополняет материал учебников и направлена на планомерное формирование у обучающихся практических и интеллектуальных умений. Наличие в этих тетрадях большого количества практических упражнений, имеющих коррекционную направленность, занимательный характер, позволит эффективно влиять на формирование не только предметных знаний и умений, но и базовых учебных действий.

Использование рабочих тетрадей в учебном процессе позволит более продуктивно организовать самостоятельную работу обучающихся в классе и во внеурочное время с целью закрепления полученных математических знаний и общего развития детей. Выполняя задания, ученики могут делать вычисления, решать задачи, чертить, штриховать, раскрашивать и т. д. непосредственно на страницах рабочих тетрадей. Упражнения на сравнение, выделение сходства и установление отличий, определение закономерностей, выделение частей целого и воссоздание целого по его части и т. п. направлены на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Многочисленные задания, в

которых требуется обвести по контуру, раскрасить, заштриховать, соединить линией и т. д., направлены на коррекцию мелкой моторики школьников. Уделено внимание и развитию важной для данного возрастного периода репродуктивной деятельности детей, когда от них требуется выполнить задание в соответствии с данным образцом. В целях формирования и развития у обучающихся интереса к математике в рабочие тетради включены игровые и занимательные упражнения, разнообразный иллюстративный материал, которые на данном этапе развития детей стимулируют их познавательную активность и существенно влияют на результативность обучения. Широко представленная вариативность отдельных заданий позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению учеников с различным уровнем математической подготовки.

Опыт использования рабочих тетрадей при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в 1–4 классах свидетельствует о том, что применение этих средств обучения заметно активизирует детей (особенно во второй половине урока, когда происходит снижение работоспособности), вызывает у них заинтересованное отношение и положительную мотивацию к изучению математики. Для достижения образовательных и коррекционных задач обучения необходимо обеспечить систематическое и последовательное выполнение обучающимися упражнений из рабочих тетрадей. Отрывочное, бессистемное использование в учебном процессе отдельных упражнений из рабочих тетрадей может не принести ожидаемых результатов.
Методические рекомендации по изучению отдельных разделов и тем математики в 1–4 классах общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Пропедевтический период

В пропедевтический период осуществляется подготовка обучающихся с нарушением интеллектуального развития к изучению систематического курса математики. Этот период проходит в самом начале школьного обучения: в подготовительном (первом дополнительном) классе (если такой класс предусмотрен в структуре общеобразовательной организации) или
в 1 классе (если ранее обучающиеся не прошли обучение по программе подготовительного класса), до начала изучения чисел первого десятка. В дальнейшем мы будет говорить лишь о 1 классе, так как прием детей в школу с зачислением их в первый класс ― наиболее распространенная практика деятельности общеобразовательных организаций.

Содержание математического материала, изучаемого в пропедевтический период, представлено в программе по математике разделом «Пропедевтика». В учебнике математики для 1 класса данный раздел имеет название «Подготовка к изучению математики».

В этот период важно подготовить обучающихся к учению как процессу в целом. Особое внимание нужно уделить формированию базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных). Необходимо, чтобы образовательная деятельность имела коррекционную направленность и была практико-ориентированной.

В качестве одного из направлений работы в этот период является развитие и коррекция у детей мелкой моторики рук, приучение их к работе с ручкой, карандашом. Поступающие в 1 класс дети с легкой умственной отсталостью имеют недостаточно развитую моторику, в том числе мелкую моторику рук, значительно уступают нормально развивающимся первоклассникам по степени сформированности графических навыков. Поэтому учитель должен систематически включать в учебный процесс упражнения на развитие графомоторных навыков обучающихся, предусматривая работу на нелинованной бумаге и тетради в клетку. В этот период дети в процессе практических упражнений должны научиться владеть карандашом и ручкой, обводить фигуры по трафарету и по шаблону, научиться «видеть» клетку на линованной бумаге и проводить на такой бумаге линии в различных направлениях. Специальные упражнения, направленные на развитие графических навыков детей и на их подготовку к работе в тетради в клетку, содержатся в первой части учебника математики для 1 класса. Помимо учебника, в этих целях будет полезно использовать рабочую тетрадь по математике для подготовительного класса «Сравниваем, считаем» (авторы Т. В. Алышева, В. В. Эк). Система упражнений, представленная в первой части этой тетради, нацелена на развитие и коррекцию мелкой моторики руки умственно отсталого ребенка. В этой тетради дано много упражнений, где требуется обвести контурный рисунок, раскрасить предметный рисунок в соответствии с образцом или инструкцией. Особое внимание уделено обучению детей умению работать в клетке тетради. В
первых упражнениях, посвященных формированию этого навыка, клетка дана единичная, отдельно стоящая, достаточно крупная. На образцах красным цветом показаны линии, которые ребенок должен провести в клетке (вертикальные, горизонтальные, наклонные и т. д.), и показано направление движения руки ребенка (синие стрелки). В последующем ребенку будет предложено работать уже не с отдельно взятой клеткой, а на крупных клетках, расположенных вместе. Основное затруднение, которое испытывают обучающиеся на этом этапе, ― неумение удержать воспроизводимые линии в пределах одной строки. С учетом этого, в рабочей тетради показан специальный методический прием, который позволяет «увидеть» строку на линованной в клетку бумаге, ― это очерчивание цветными линиями (например, синим цветом) строки, в которой нужно работать. Подобное выделение строки дано лишь в нескольких начальных упражнениях, потом детям предлагаются задания уже без этих дополнительных линий. Но если учитель видит, что тот или иной ребенок еще не готов к самостоятельной работе на линованной в клетку бумаге, использование данного приема следует продолжить.

Рассмотрим более подробно процесс формирования у обучающихся с нарушениями интеллекта элементарных математических представлений на основе использования новых УМК по математике.

В соответствии с программой по математике основное содержание пропедевтического периода составляют элементарные математические представления о величине, форме, количестве предметов, а также пространственные и временные представления. Именно эти элементарные математические представления составляют основное содержание раздела «Подготовка к изучению математики», представленного в первой части учебника для 1 класса.
Формирование представлений о величине предметов

Содержание работы по формированию представлений о величине предметов представлено в программе по математике в разделе «Сравнение предметов».

Представления о признаках величины предметов формируются у детей в процессе сравнения предметов на наглядно-действенной основе. Школьников учат производить сравнение сначала двух предметов