Файл: Курсовая работа агрессивные дети дошкольного возраста особенности психологического консультирования родителей.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности дошкольников
2.1. Ход и организация исследования
Целью эмпирического исследования является изучение особенностей агрессивного поведения дошкольников и разработка практических рекомендаций по проведению психологического консультирования родителей агрессивных детей.
Гипотеза исследования: Признаки проявления агрессивности у детей дошкольного возраста будут проявляться сильнее в зависимости от уровня агрессивности: эмоциональные проявления более характерны для детей с высоким уровнем агрессивности и зависят от отношения со стороны взрослых.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в эмпирическом исследовании решались следующие задачи:
1.Сформировать выборку и подобрать диагностический инструментарий исследования.
2. Диагностировать агрессивное поведение дошкольников.
3. На основе полученных результатов исследования разработать практические рекомендации по методике консультирования родителей агрессивных дошкольников.
Эмпирическое исследование в соответствии с его задачами состояло из трех этапов.
На первом этапе исследования сформирована выборка и подобран диагностический инструментарий исследования.
Второй этап – проведение исследования.
Третий этап – анализ результатов.
В исследовании приняло участие 30 детей 5-7 лет (14 мальчиков и 16 девочек) и их родители. Все дети – воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада общеразвивающего вида № 1 с.Выльгорт.
Для исследования агрессивности выбраны две методики, одна из которых предназначена для родителей, другая для детей.
Для исследования агрессивности детей и улучшения ее понимания и осмысления родителями выбран опросник «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).
Опросник представляет собой перечень ситуационно-личностных реакций агрессивности ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. Каждая ситуация подразумевает оценку в баллах от 0 до 4. Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка складывают полученные баллы, в связи с полученной суммой выделяют 4 уровня агрессивности:
Инструкция и опросник с видами агрессивности находится в Приложении 1.
Для детей подобрана рисуночная проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Цель методики – выявление агрессии, способствующих эмоциональным проявлениям. Суть теста в том, что ребенку дается задание нарисовать кактус. Интерпретация проводится по следующим показателям: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, оптимизм, тревога, женственность, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, стремление к одиночеству. Нормы проявления в данной методике не указаны. Все эмоции проявляются индивидуально.Характеристики рисунка для интерпретации каждого фактора представлены в Приложении 7.
Таким образом, для диагностики агрессивности у детей были подобраны две различных методики.
Результаты диагностики уровня агрессивности (опросник «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого») и наличия характеристик агрессивности (методика «Кактус») представлены в сводной таблице — Приложение 3. Таблица сырых данных — Приложение 4. Таблица соответствия изучаемых переменных нормальности распределения детей с агрессивным поведением — Приложение 5.
По результатам диагностики родителей было выявлено наличие трех уровней агрессивности у детей, четвертый — самый высокий уровень агрессивности в группах не зарегистрирован.
Процентное соотношение детей с различным уровнем агрессивности по оценкам их родителей представлено на рис. 1.
Рисунок 1 - Состав группы детей по уровню агрессивности в соответствии с оценками родителей
В результате диагностики выявлено 15 детей (50 %) с низким уровнем агрессивности, 9 детей (30 %) - со средним уровнем и 6 детей (20 %) - с высоким уровнем агрессивности.
Чтобы понять особенности проявления агрессивности был рассчитан процент детей (по оценкам родителей) с различными признаками проявления агрессивности. В таблице 3 представлены средние показатели поведенческих признаков агрессивности у детей с низким, средним и высоким уровнем по оценкам родителей.
Таблица 3
Средние показатели признаков проявления агрессивного поведения у детей с различным уровнем агрессивности
Расчет средних значений позволил выявить выраженность показателей агрессивного поведения у детей с низким, средним и высоким уровнем агрессивности и определить качественные характеристики проявлений агрессивного поведения по оценкам родителей.
Вегетативные признаки агрессивного поведения проявляются в среднем у детей с низким уровнем агрессивности - 0,9, у детей со средним уровнем — 0,4, и у детей с высоким уровнем агрессивности — 2,8 балла. Таким образом, можно говорить, что у агрессивных детей возникает покраснение или, наоборот, побледнение кожных покровов во время приступов агрессии значительно чаще, чем у их сверстников с низким и средним уровнем агрессивности.
У детей с низким уровнем агрессивности средний показатель внешних ее проявлений равен 1,1, у детей со средним уровнем — 1,8 и у детей с высоким уровнем — 3,4 балла. Такая разница в показателях указывает на то, что с повышением уровня агрессивности возрастает интенсивность внешних проявлений, в частности, дети кусают губы, сжимают кулаки.
Длительность агрессии также зависит от уровня агрессивности ребенка: у детей с низким уровнем длительность агрессии в среднем равна 0 баллов, у детей со средним уровнем — 1,5, а у детей с высоким уровнем — 3 балла, т. е. чем выше уровень агрессивности, тем более длительное время она может проявляться.
Средний показатель чувствительности к помощи взрослого отличается у детей в зависимости от уровня агрессивности: у детей с низким уровнем он составляет 0,7, у детей со средним уровнем — 2 и у детей с высоким уровнем — 3,3 балла. Это означает, что с повышением уровня агрессивности помощь взрослых становится менее эффективной.
Особенности отношения к собственной агрессии также выражены в различных средних показателях: у детей с низким уровнем — 0,7, со средним — 2,1 и с высоким — 2,8 балла. Т.е. дети с высоким уровнем агрессивности говорят, что поступили плохо, но все равно так поступают или вообще не воспринимают собственные агрессивные действия, как агрессию.
Средние показатели недостаточности проявления гуманных чувств у детей с низким уровнем агрессивности составляют 0,3, со средним уровнем — 1,8 и с высоким уровнем — 3,7 балла. Т.е. с повышением уровня агрессивности снижается уровень проявления гуманных чувств, что может проявляться в стремлении делать назло, в безразличии к страданиям других, в отсутствии чувства вины после агрессивных действий.
Реакция на новизну у детей с низким уровнем агрессивности в среднем составляет 0 баллов, у детей со средним уровнем — 1,5 балла, а у детей с высоким уровнем — 2,5 балла. Это означает, что с повышением уровня агрессивности незнакомая обстановка играет все меньшую роль в снижении проявлений агрессивности.
Средние показатели реакции на ограничение у детей с низким уровнем составляют 0, со средним — 1 и с высоким — 2,8 балла, т. е. у агрессивных детей попытка ограничить их агрессивность вызывает яростное сопротивление.
Реактивность в среднем выражена на уровне 0,4 у детей с низким уровнем агрессивности, 2,1 — со средним уровнем агрессивности и 3,5 — у детей, для которых характерен высокий уровень агрессивности. Таким образом, агрессивные дети первыми отнимают игрушку, толкаются и обязательно проявляют агрессивность в ответ на агрессию по отношению к ним.
Средний показатель чувствительности к присутствию других у детей с низким уровнем агрессивности равен 0 баллам, со средним уровнем — 0,9 баллам и с высоким уровнем — 3,2 баллам. Таким образом, если неагрессивные дети не могут спокойно играть со сверстниками, то агрессивных детей провоцирует на агрессию присутствие других детей.
Средний показатель физической агрессии, направленной на предмет, у неагрессивных детей составляет 0,3 балла, у детей со средним уровнем агрессивности — 2,2 балла и у детей с высоким уровнем агрессивности — 3,3 балла, т. е. чем выше уровень агрессивности, тем более выражена физическая агрессия в поведении детей: дети могут бросать предмет об стенку, рвать книжки и карточки, отрывают куклам руки, ноги и т. д.
Средний показатель физической агрессии, направленной на сверстников, у неагрессивных детей составляет 0,1, у детей со средним уровнем агрессивности — 1,6 и у детей с высоким уровнем агрессивности — 3,7 балла. Т.е. повышение уровня агрессивности способствует росту физической агрессии, которая направлена на сверстников, что может проявляться в том, что ребенок толкает, ударяет, тычет, щиплет других детей.
Агрессия, направленная на себя, в среднем выражена у детей с низким уровнем агрессивности — 0 баллов, со средним уровнем — 0,8 баллов и у детей с высоким уровнем — 1,6 баллов. Такие показатели указывают на то, что именно этот показатель агрессивного поведения выражен значительно меньше, в сравнении с агрессивностью, направленной на сверстников, но он так же растет с ростом уровня агрессивности.
Агрессия, направленная на взрослых также выражена не так явно, в сравнении с агрессией, направленной на сверстников. У детей с низким уровнем этот показатель равен 0, со средним — 0,4 и с высоким — 1,9 балла.
2.1. Ход и организация исследования
Целью эмпирического исследования является изучение особенностей агрессивного поведения дошкольников и разработка практических рекомендаций по проведению психологического консультирования родителей агрессивных детей.
Гипотеза исследования: Признаки проявления агрессивности у детей дошкольного возраста будут проявляться сильнее в зависимости от уровня агрессивности: эмоциональные проявления более характерны для детей с высоким уровнем агрессивности и зависят от отношения со стороны взрослых.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в эмпирическом исследовании решались следующие задачи:
1.Сформировать выборку и подобрать диагностический инструментарий исследования.
2. Диагностировать агрессивное поведение дошкольников.
3. На основе полученных результатов исследования разработать практические рекомендации по методике консультирования родителей агрессивных дошкольников.
Эмпирическое исследование в соответствии с его задачами состояло из трех этапов.
На первом этапе исследования сформирована выборка и подобран диагностический инструментарий исследования.
Второй этап – проведение исследования.
Третий этап – анализ результатов.
В исследовании приняло участие 30 детей 5-7 лет (14 мальчиков и 16 девочек) и их родители. Все дети – воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада общеразвивающего вида № 1 с.Выльгорт.
Для исследования агрессивности выбраны две методики, одна из которых предназначена для родителей, другая для детей.
Для исследования агрессивности детей и улучшения ее понимания и осмысления родителями выбран опросник «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).
Опросник представляет собой перечень ситуационно-личностных реакций агрессивности ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. Каждая ситуация подразумевает оценку в баллах от 0 до 4. Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка складывают полученные баллы, в связи с полученной суммой выделяют 4 уровня агрессивности:
-
уровень I – от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. -
уровень II – от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. -
уровень III – от 134 до 201 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. -
уровень IV-от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Инструкция и опросник с видами агрессивности находится в Приложении 1.
Для детей подобрана рисуночная проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Цель методики – выявление агрессии, способствующих эмоциональным проявлениям. Суть теста в том, что ребенку дается задание нарисовать кактус. Интерпретация проводится по следующим показателям: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, оптимизм, тревога, женственность, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, стремление к одиночеству. Нормы проявления в данной методике не указаны. Все эмоции проявляются индивидуально.Характеристики рисунка для интерпретации каждого фактора представлены в Приложении 7.
Таким образом, для диагностики агрессивности у детей были подобраны две различных методики.
Результаты диагностики уровня агрессивности (опросник «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого») и наличия характеристик агрессивности (методика «Кактус») представлены в сводной таблице — Приложение 3. Таблица сырых данных — Приложение 4. Таблица соответствия изучаемых переменных нормальности распределения детей с агрессивным поведением — Приложение 5.
-
Результаты исследования и интерпретация
По результатам диагностики родителей было выявлено наличие трех уровней агрессивности у детей, четвертый — самый высокий уровень агрессивности в группах не зарегистрирован.
Процентное соотношение детей с различным уровнем агрессивности по оценкам их родителей представлено на рис. 1.
Рисунок 1 - Состав группы детей по уровню агрессивности в соответствии с оценками родителей
В результате диагностики выявлено 15 детей (50 %) с низким уровнем агрессивности, 9 детей (30 %) - со средним уровнем и 6 детей (20 %) - с высоким уровнем агрессивности.
Чтобы понять особенности проявления агрессивности был рассчитан процент детей (по оценкам родителей) с различными признаками проявления агрессивности. В таблице 3 представлены средние показатели поведенческих признаков агрессивности у детей с низким, средним и высоким уровнем по оценкам родителей.
Таблица 3
Средние показатели признаков проявления агрессивного поведения у детей с различным уровнем агрессивности
Признаки проявления агрессивности | Уровень агрессивности | ||
низкий | средний | высокий | |
вегетативные признаки | 0,9 | 1,4 | 2,8 |
внешние проявления агрессивности | 1,1 | 1,8 | 3,4 |
длительность агрессии | 0 | 1,5 | 3 |
чувствительность к помощи взрослого | 0,7 | 2 | 3,3 |
особенности отношения к собственной агрессии | 0,7 | 2,1 | 2,8 |
недостаточность в проявлении гуманных чувств | 0,3 | 1,8 | 3,7 |
реакция на новизну | 0 | 1,5 | 2,5 |
реакция на ограничение | 0 | 1 | 2,8 |
реактивность (чувствительность к агрессии других) | 0,4 | 2,1 | 3,5 |
чувствительность к присутствию Других | 0 | 0,9 | 3,2 |
физическая агрессия, направленная на предмет | 0,3 | 2,2 | 3,3 |
агрессия, направленная на сверстников | 0,1 | 1,6 | 3,7 |
агрессия, направленная на себя | 0 | 0,8 | 1,6 |
агрессия, направленная на взрослого | 0 | 0,4 | 1,9 |
вербальная (словесная) агрессия | 0,1 | 1,8 | 2,4 |
агрессивность в виде угрозы | 0,9 | 3,1 | 3,8 |
агрессия направленная на животных | 0 | 0,5 | 2,7 |
агрессия разных видов и направленности | 0,2 | 2 | 3,4 |
неупорядоченные проявления агрессии | 0 | 0,5 | 2,3 |
Расчет средних значений позволил выявить выраженность показателей агрессивного поведения у детей с низким, средним и высоким уровнем агрессивности и определить качественные характеристики проявлений агрессивного поведения по оценкам родителей.
Вегетативные признаки агрессивного поведения проявляются в среднем у детей с низким уровнем агрессивности - 0,9, у детей со средним уровнем — 0,4, и у детей с высоким уровнем агрессивности — 2,8 балла. Таким образом, можно говорить, что у агрессивных детей возникает покраснение или, наоборот, побледнение кожных покровов во время приступов агрессии значительно чаще, чем у их сверстников с низким и средним уровнем агрессивности.
У детей с низким уровнем агрессивности средний показатель внешних ее проявлений равен 1,1, у детей со средним уровнем — 1,8 и у детей с высоким уровнем — 3,4 балла. Такая разница в показателях указывает на то, что с повышением уровня агрессивности возрастает интенсивность внешних проявлений, в частности, дети кусают губы, сжимают кулаки.
Длительность агрессии также зависит от уровня агрессивности ребенка: у детей с низким уровнем длительность агрессии в среднем равна 0 баллов, у детей со средним уровнем — 1,5, а у детей с высоким уровнем — 3 балла, т. е. чем выше уровень агрессивности, тем более длительное время она может проявляться.
Средний показатель чувствительности к помощи взрослого отличается у детей в зависимости от уровня агрессивности: у детей с низким уровнем он составляет 0,7, у детей со средним уровнем — 2 и у детей с высоким уровнем — 3,3 балла. Это означает, что с повышением уровня агрессивности помощь взрослых становится менее эффективной.
Особенности отношения к собственной агрессии также выражены в различных средних показателях: у детей с низким уровнем — 0,7, со средним — 2,1 и с высоким — 2,8 балла. Т.е. дети с высоким уровнем агрессивности говорят, что поступили плохо, но все равно так поступают или вообще не воспринимают собственные агрессивные действия, как агрессию.
Средние показатели недостаточности проявления гуманных чувств у детей с низким уровнем агрессивности составляют 0,3, со средним уровнем — 1,8 и с высоким уровнем — 3,7 балла. Т.е. с повышением уровня агрессивности снижается уровень проявления гуманных чувств, что может проявляться в стремлении делать назло, в безразличии к страданиям других, в отсутствии чувства вины после агрессивных действий.
Реакция на новизну у детей с низким уровнем агрессивности в среднем составляет 0 баллов, у детей со средним уровнем — 1,5 балла, а у детей с высоким уровнем — 2,5 балла. Это означает, что с повышением уровня агрессивности незнакомая обстановка играет все меньшую роль в снижении проявлений агрессивности.
Средние показатели реакции на ограничение у детей с низким уровнем составляют 0, со средним — 1 и с высоким — 2,8 балла, т. е. у агрессивных детей попытка ограничить их агрессивность вызывает яростное сопротивление.
Реактивность в среднем выражена на уровне 0,4 у детей с низким уровнем агрессивности, 2,1 — со средним уровнем агрессивности и 3,5 — у детей, для которых характерен высокий уровень агрессивности. Таким образом, агрессивные дети первыми отнимают игрушку, толкаются и обязательно проявляют агрессивность в ответ на агрессию по отношению к ним.
Средний показатель чувствительности к присутствию других у детей с низким уровнем агрессивности равен 0 баллам, со средним уровнем — 0,9 баллам и с высоким уровнем — 3,2 баллам. Таким образом, если неагрессивные дети не могут спокойно играть со сверстниками, то агрессивных детей провоцирует на агрессию присутствие других детей.
Средний показатель физической агрессии, направленной на предмет, у неагрессивных детей составляет 0,3 балла, у детей со средним уровнем агрессивности — 2,2 балла и у детей с высоким уровнем агрессивности — 3,3 балла, т. е. чем выше уровень агрессивности, тем более выражена физическая агрессия в поведении детей: дети могут бросать предмет об стенку, рвать книжки и карточки, отрывают куклам руки, ноги и т. д.
Средний показатель физической агрессии, направленной на сверстников, у неагрессивных детей составляет 0,1, у детей со средним уровнем агрессивности — 1,6 и у детей с высоким уровнем агрессивности — 3,7 балла. Т.е. повышение уровня агрессивности способствует росту физической агрессии, которая направлена на сверстников, что может проявляться в том, что ребенок толкает, ударяет, тычет, щиплет других детей.
Агрессия, направленная на себя, в среднем выражена у детей с низким уровнем агрессивности — 0 баллов, со средним уровнем — 0,8 баллов и у детей с высоким уровнем — 1,6 баллов. Такие показатели указывают на то, что именно этот показатель агрессивного поведения выражен значительно меньше, в сравнении с агрессивностью, направленной на сверстников, но он так же растет с ростом уровня агрессивности.
Агрессия, направленная на взрослых также выражена не так явно, в сравнении с агрессией, направленной на сверстников. У детей с низким уровнем этот показатель равен 0, со средним — 0,4 и с высоким — 1,9 балла.