Файл: Курсовая работа Научный Макаренко Л. М преподователь изобразительного искусства и методики обучения.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.
Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).
На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
самостоятельно.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проанализировав различные подходы и точки зрения педагогов по данной проблеме, мы пришли к такому выводу, что трудовое воспитание необходимо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача
становится, когда ребенку исполняется 4-5 лет, так как именно в этом возрасте главным становится воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, понимая его общественную значимость. От того на сколько успешно ведется работа по трудовому воспитанию зависит сформированность у детей среднего дошкольного возраста нравственных ориентиров, направленных на осознание полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными
особенностями.
Таким образом, правильно организованное воспитание способствует не только формированию трудолюбия, но и развитию нравственных, эстетических, умственных и физических качеств.
В заключении хотелось бы отметить то, что трудовое воспитание будет эффективным тогда, когда оно носит систематический характер и в не участвуют все дети.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию развития навыков ручного художественного труда у детей дошкольного возраста
База исследования: детский сад «Kids smile». В исследовании принимали участие 10 детей средней группы в возрасте 3-4 лет и родители детей.
Этапы исследования:
На первом этапе построила план работы с родителями и детьми.
На втором этапе провела анкетирование родителей на тему «Отношение к проявлению творческих способностей у детей» и выявила уровень заинтерисованности родителей по данной теме. Провела беседу с детьми
Методы и методики
-
беседа; -
анализ; -
анкетирование; -
диагностирование -
наблюдение
На третьем этапе произведен качественный и количественный анализ данных.
Опираясь на результаты изучения психолого-педагогической литературы была поставлена цель:
выявить педагогические подходы, необходимые для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Для достижения цели способствовала реализация следующих задач:
1. Выявить уровень трудовых навыков и умений дошкольников.
2. Определить наиболее эффективные подходы к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать экспериментальную методику по формированию трудовых навыков и умений.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ об организации труда в разных возрастных группах.
Свою работу мы начали с анкетирования родителей (Приложение 1) и детей (Приложение 2) с целью выявления организации посильного труда в семье. Анализ данных анкет позволяет сделать вывод, что по словам родителей и детей, дети дома охотно и много трудятся. С целью выявления как обстоят дела по организации труда детей в ДОУ мы провели ряд исследований.
Методика проведения: ребёнку индивидуально предлагаются трудовые поручения в разные дни:
-
убрать сухие листья комнатных растений; -
вымыть листья фикуса; -
вымыть игрушки; -
сервировать столы к обеду; -
постирать кукольную одежду
После постановки цели, объяснения последовательности действия ребёнок действует самостоятельно.
При анализе результатов данного исследования мы опирались на следующие критерии:
Для I уровня характерно наличие заранее намеченного плана действий, проявление инициативы, чувства долга по отношению к окружающим выполнения задания с желанием, положительные реакции на успех отрицательные – на неудачу.
Для II уровня характерно наличие чувства долга при выявлении поручения, инициатива проявляется лишь при выполнении любого дела, при планировании упускаются отдельные этапы работы, дети не радуются при её окончании, безразличны к некачественному выполнению задания,
Для III уровня характерен отказ от поручения, если оно не нравится.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ф. И. ребенка | Трудовое поручение | Характер действий | Содержание действий | Соответствие действий задаче |
Ваня П. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Илья П. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Даша Г. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | II уровень | III уровень | III уровень |
Эльвира А. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Евгений Г. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Лиана Г. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Кира Н. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Тимур Ж. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Ангелина С. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
Кирилл И. | Убрать сухие листья комнатных растений; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | III уровень | III уровень | III уровень |
В ходе данного наблюдения получили следующие результаты: по характеру действий во время выполнения трудовых поручений 9 (90%) детей из 10 показали III уровень и 1 ребенок (10 %) – II уровень.
По содержанию действий и соответствию действий поставленной задаче все 10 детей находятся на III уровне.
Результаты исследования представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Для выявления проявления трудолюбия нами проводилось наблюдение
за детьми в процессе дежурства по столовой, по игровому уголку, уголку
природы.
Для этого на каждый вид дежурства назначалось по два человека, так как дети сидят за столами. Смену видов дежурств проводили каждые два дня и вместе с детьми оценивали качество работы (самооценка, взаимооценка).
Анализируя качество работы, отношение к ней, её оценки, взаимоотношения между детьми в конфликтных ситуациях определили: хотят ли дети дежурить и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства (уклоняются от дежурства; хорошо дежурят только при контроле со стороны воспитателей, детей; работают хорошо во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо дежурят, выполняют работу вне дежурства, помогают другим), результат работы, оценка и взаимооценка.
При анализе результатов наблюдения мы опирались, на критерии отношения детей к дежурству:
Группа А – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нём, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника, воспитателя, других детей.
Группа Б – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа В – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то всё равно обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
Группа Д – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Учитывая рассмотренные критерии, мы получили следующие результаты.