Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
25
поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соот(
ветствует условиям договора или контракта на поставку продукции.
Таким образом, отсутствие или наличие рекламаций о недоброкаче(
ственной продукции является обобщенным показателем стабильности
(нестабильности) качества продукции. Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем поставки продукции, а следовательно,
ухудшает финансовые результаты работы предприятия.
Информация для анализа содержится в отделе сбыта (или мар(
кетинга) предприятия, который контролирует соблюдение договорных обязательств по количеству, номенклатуре, качеству и срокам постав(
ляемой продукции в специальных книгах или журналах произвольной формы. Кроме того, для анализа целесообразно привлечь данные жур(
нала(ордера № 11 (машинограммы), где отражаются операции по воз(
врату забракованной продукции покупателями.
В процессе анализа выявляют количество предъявленных и при(
нятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции, ко(
личество и стоимость продукции, по которой приняты рекламации,
удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме реа(
лизации продукции в действующих оптовых ценах. По результатам аналитических расчетов прежде всего выявляют причины расхождений между количеством предъявленных и принятых рекламаций. Для это(
го устанавливают обоснованность отказа от рекламаций (несоблюдение правил эксплуатации оборудования и др.).
Далее анализируют динамику количества принятых рекламаций,
стоимости и доли зарекламированной продукции по сравнению с прош(
лым годом или за ряд лет в целом по продукции и по важнейшим изде(
лиям (табл. 1.7). Это дает возможность выявить изделия, на которые следует обратить внимание маркетинговой службе предприятия для повышения их качества и конкурентоспособности.
Таблица 1.7
Динамика рекламаций и стоимости
зарекламированной продукции

Показатели
За предыдущий
За отчетный п/п год год
1
Объем реализации продукции в действу(
ющих оптовых ценах, тыс. руб.
57 800 54 190 2
Всего рекламации:
шт.
1 100 985
тыс. руб.
969,2 894,3
% к объему реализации продукции
1,68 1,65


26
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Окончание

Показатели
За предыдущий
За отчетный п/п год год в том числе:
изделие А
шт.
510 390
тыс. руб.
120,1 96,3
% к объему реализации*
0,53 0,45
изделие Б
шт.
260 400
тыс. руб.
57,4 67,2
% к объему реализации*
4,98 4,56
* Рассчитывается отношением суммы рекламаций i(x изделий к объему реа(
лизованных i(x изделий. Этот показатель по конкретным видам изделий можно рас(
считать на базе натуральных измерителей. Тогда доля зарекламированных конкретных изделий рассчитывается отношением числа i(x изделий, на которые получены рекла(
мации, к общему числу реализованных i(x изделий.
Анализ приведенных данных дает основание сделать вывод, что качество реализуемой продукции по сравнению с прошлым годом улуч(
шилось. Однако, несмотря на тенденцию снижения доли рекламаций,
этот показатель по изделию Б все еще остается высоким и превышает аналогичный показатель по всей продукции почти в 3 раза (4,56 : 1,65).
Поэтому по каждой принятой рекламации следует установить причины и виновников дефектов.
В заключение анализа устанавливают влияние рекламирования продукции на финансовые результаты предприятия. Для этого плано(
вую долю прибыли в стоимости реализованной продукции следует умножить на объем зарекламированной продукции в действующих оптовых ценах. Если в рассматриваемом нами примере плановая рента(
бельность реализованной продукции составила 20%, а сумма принятых рекламаций (уменьшение выручки от реализации продукции) –
894,3 тыс. руб., то недополучение прибыли составит 894,3
× 20 : 100 =
= 178,9 тыс. руб.
В отличие от показателей, рассмотренных выше, брак в произ(
водстве не является параметром качества продукции, так как сам по себе брак — это не продукция, а испорченные материалы и затраченный понапрасну труд. Однако уровень брака является важной характери(
стикой качества технического и организационного уровня производ(
ственного процесса и качества выполняемых работ. Поэтому анализ брака в производстве позволяет в значительной степени расширить и углубить информацию о реальном положении дел на предприятии.

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
27
Различают исправимый и неисправимый (окончательный) брак в производстве. Если исправимый брак может быть устранен после до(
полнительных расходов, то в случае окончательного брака производить такие затраты экономически нецелесообразно либо невозможно, бо(
лее выгодно использовать его в качестве отходов. Следовательно, не(
исправимый брак сокращает объем выпуска продукции и удовлетво(
рение потребности в соответствии с назначением продукции.
Источником данных для анализа брака служат акт на брак или ведомость, составляемые контролерами ОТК. Работники ОТК или сотрудники ИВЦ на основании актов либо ведомостей по пятиднев(
кам или в другие сроки составляют оперативные сводки брака в произ(
водстве. Необходимый информационный материал содержится также в аналитическом учете по счету 28 «Брак в производстве». Он ведется в ведомости потерь в производстве, где отражается себестоимость бра(
ка, возмещения и потери.
Исходные данные для анализа представлены в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Динамика брака продукции

Показатели
Предыдущий
Отчетный п/п год год
1
Себестоимость окончательно забракован(
ных изделий, полуфабрикатов, тыс. руб.
455 553 2
Производственная себестоимость выпус(
каемой продукции, тыс. руб.
40 680 47 930 3
Окончательно забракованная продукция в % к себестоимости продукции (1 : 2
× 100)
1,119 1,153
Сравнение фактического удельного веса окончательно забрако(
ванной продукции с прошлогодним позволяет установить, достаточно ли уделяется на предприятии внимания повышению качества произ(
водственного процесса. В нашем примере удельный вес брака несколь(
ко возрос, что безусловно отрицательно характеризует работу пред(
приятия. Вместе с тем даже если этот показатель остается неизменным или незначительно снижается, деятельность предприятия заслужива(
ет отрицательной оценки. Это свидетельствует о том, что предприя(
тие не предпринимает конкретных мер по совершенствованию тех(
процесса и устранению брака. В ходе анализа необходимо установить,
имеется ли у предприятия план оргтехмероприятий по повышению технического и организационного уровня производства.
В отдельных производствах (стекольное, керамическое, литейное и др.), где средства производства не обеспечивают полного контроля


28
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
техпроцессов, допускается планирование брака. Поэтому в данных отраслях наряду с динамикой брака изучается отклонение его фак(
тического уровня от планового.
В процессе анализа необходимо установить причины и виновников брака. С этой целью на основании первичных документов на предпри(
ятиях с учетом особенностей технологии и организации производства разрабатываются номенклатура причин и виновники брака. Основны(
ми причинами брака продукции могут быть: несоответствие качества материалов и покупных полуфабрикатов стандартам или техническим условиям; скрытые пороки заготовок или обработки на предыдущих операциях; неисправность или неналаженность оборудования; нару(
шение технологии процесса; ошибки в конструкторской и технологи(
ческой документации и др. Главными виновниками брака продукции являются: поставщики сырья, материалов, покупных полуфабрикатов,
рабочие заготовительных и обрабатывающих цехов, работники отде(
лов и служб предприятия.
Устранение окончательного брака следует рассматривать как ре(
зерв увеличения выпуска продукции. Чтобы рассчитать его величину,
фактический удельный вес окончательного брака умножается на сто(
имость выпущенной в отчетном году продукции в действующих це(
нах. В нашем примере объем отгруженной продукции в отчетном году составил 54 500 тыс. руб. Отсюда сумма резерва составляет 628,4 тыс.
руб. (1,153
× 54 500 : 100).
1.5. АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
Ритмичная работа предприятия является важным условием сво(
евременного выпуска и реализации продукции, повышения ее качества и снижения себестоимости. Она свидетельствует о рациональной орга(
низации производства.
Под ритмичностью работы предприятий понимается выпуск про(
дукции в соответствии с планом(графиком за каждый отрезок време(
ни в течение отчетного периода.
От ритмичности следует отличать равномерность работы пред(
приятий, под которой понимается равный фактический выпуск про(
дукции в равные отрезки времени в течение отчетного периода.
Оба понятия тесно взаимосвязаны. Как правило, равномерная ра(
бота предприятия является основой его ритмичной работы и наоборот.
Поэтому под ритмичностью следует понимать равномерность выпол(
нения плановых заданий в отдельные отрезки анализируемого периода.
Обычно в литературе и в практике экономической работы рит(
мичность изучается с точки зрения выполнения месячных планов.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
29
Нарушение ритмичности проявляется в том, что в первые дни месяца предприятия работают с неполной нагрузкой и не выполняют график выпуска продукции, а в последние дни начинается «штурмовщина»,
т.е. наверстывается недовыполнение плана в первую декаду и даже перевыполняется план месяца. Промышленные предприятия тесно связаны друг с другом как поставщики и потребители продукции, по(
этому неритмичная работа одного предприятия ведет к неритмичной работе предприятий(смежников.
Нарушение ритмичности в работе предприятия приводит к тому,
что в отдельные периоды времени оборудование работает с пере(
грузкой, предприятие прибегает к сверхурочным работам и переброске рабочих на работы, не соответствующие их квалификации. На скла(
дах предприятия скапливаются значительные сверхплановые запасы готовой продукции, тогда как в другие периоды недоиспользуются про(
изводственные мощности, транспортные средства, простаивает рабо(
чая сила, не выполняются графики отгрузки продукции в связи с ее отсутствием на складах и т.д.
Все это влечет за собой значительные непроизводительные рас(
ходы и потери, а именно: недоиспользование производственных мощ(
ностей, оплату целодневных и внутрисменных простоев, доплаты ра(
бочим до среднего и за работу в сверхурочное время, потери от брака и ухудшение качества продукции, увеличение расходов на ремонт обо(
рудования, уплату штрафов за недоиспользование различных видов транспортных средств, за неравномерную и неполную отгрузку про(
дукции и т.п. Нарушение полноты и сроков отгрузки в свою очередь приводит к неравномерному поступлению денежных средств за реа(
лизованную продукцию. В результате снижается уровень платежеспо(
собности предприятия. Оно уплачивает штрафы, пени и повышенные проценты за просроченные платежи бюджету, банкам, поставщикам и другим организациям.
В итоге происходит удорожание себестоимости, снижаются при(
быль и рентабельность, ухудшается финансовое положение предприя(
тия.
Таким образом, нарушение ритма работы оказывает отрицатель(
ное влияние не только на деятельность смежных предприятий, но и на показатели производственно(хозяйственной деятельности самого предприятия, работающего неритмично. Все это обусловливает важ(