Файл: Понятие информатизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результат выполнения всех намеченных Концепцией мероприятий будет иметь существенное значение, как для органов прокуратуры, так и для граждан и юридических лиц.


2.1 Информационная система органов прокуратуры Российской Федерации (ИСОП)

Работа органов прокуратуры сегодня немыслима без использования современных информационных технологий, позволяющих в максимально короткий промежуток времени принимать оптимальные управленческие решения на основе тщательного анализа состояния законности.8

Систематическое накопление достоверной, характеризующей оперативную обстановку информации, ее своевременный и качественный анализ, возможность быстрой передачи данных являются сегодня одними из важнейших условий организации эффективного прокурорского надзора.

Исходя из этого, на протяжении ряда лет последовательно решаются задачи по внедрению вычислительной техники и программного обеспечения, отвечающих современным требованиям построения информационных систем.

Прежде всего, усилия были сосредоточены на создании закрытой корпоративной сети передачи данных, которая явилась частью формируемой информационной системы органов прокуратуры (ИСОП).

Информационная система органов прокуратуры Российской Федерации (ИСОП), введена в действие в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2004 № 25-10 «О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации» и представляющая собой ведомственную территориально распределенную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование автоматизированных информационных комплексов и систем (АИК и АИС).



В середине 2008 г. работы по подключению городских, районных и специализированных прокуратур области к единой ИСОП посредством организации закрытой корпоративной сети передачи данных были завершены. Построенная сеть позволила исключить непроизводительную потерю времени, связанную с почтовой пересылкой документов, повысить оперативность предоставления информации, сократить время принятия решений, обеспечить совместное использование информационных систем, значительно оптимизировать работу прокуроров. Достоинством указанной системы передачи данных по технологии IP VPN, что немаловажно, стало ее логическое отделение от публичных сетей, чем была достигнута безусловная защита от несанкционированного доступа извне.


Дальнейшая реализация возможностей созданной сети передачи данных позволила в сентябре 2008 г. успешно протестировать и начать эксплуатацию единой системы видеоконференцсвязи органов прокуратуры. Сегодня с ее использованием проводятся расширенные заседания коллегии прокуратуры, координационные совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью, заседания межведомственных рабочих групп, учебно-методические семинары.

2.2 Государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС)

В целях реализации функции по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС).9





Система правовой статистики предназначена для осуществления, в соответствии со статьей 51 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях, о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре и для ведения федерального статистического наблюдения в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прокурорского надзора и реализации прав граждан РФ. Она представляет собой единую централизованную систему сбора, обработки, хранения и использования первичных статистических данных.

Среди принципов создания и функционирования системы правовой статистики - использование электронных документов учета, юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, наравне с документами в бумажном виде, подписанными собственноручной подписью.

Участниками информационного взаимодействия являются:


  • Оператор системы;

  • Обладатели информации, предоставляющие ее в систему (обладатели информации);

  • Пользователи информации.

Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Обладателями информации являются:

  • Федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти, обладающие соответствующими первичными статистическими данными;

  • Органы прокуратуры Российской Федерации;

  • Судебный департамент при Верховном Суде РФ и суды общей юрисдикции;

  • Иные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти, обладающие сведениями, получение которых будет способствовать повышению эффективности решения задач, реализуемых с использованием системы.

Для формирования информационных ресурсов системы правовой статистики документированная информация предоставляется:

  • В электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участниками информационного взаимодействия.

  • В случае отсутствия УКЭП, информация предоставляется на бумажных носителях, маркированных штрихкодом с использованием специального программного обеспечения системы правовой статистики либо иного программного обеспечения в совместимых с системой правовой статистики форматах и подписанных собственноручной подписью.

Информация, подлежащая обработке в закрытом контуре системы правовой статистики, предоставляется обладателями информации оператору системы на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью.

Информационное взаимодействие оператора с обладателями информации осуществляется посредством предоставления ими информации:

  • По каналам связи с применением средств криптографической защиты информации;

  • Посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с соблюдением требований информационной безопасности.

Информационное взаимодействие оператора системы и обладателя информации в электронном виде осуществляется на основе заключенного в соответствии с настоящим Положением соглашения.

В случае необходимости получения обладателем информации сведений, предоставляемых в систему правовой статистики из иных источников, перечень таких сведений подлежит согласованию с другим обладателем информации.


Пользователями информации являются государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

Информационное взаимодействие оператора с пользователями информации осуществляется посредством предоставления санкционированного удаленного доступа.

Структура системы правовой статистики включает в себя:

  • Портал системы правовой статистики

  • Специальное программное обеспечение системы правовой статистики, предназначенное для учета в машиночитаемой форме сообщений о преступлениях, результатов их рассмотрения в электронном виде и документирования первичных статистических данных о состоянии преступности, следственной работы, дознания;

  • Подсистему ведения нормативно-справочной информации;

  • Подсистему информационного взаимодействия;

  • Подсистему информационной безопасности;

  • Закрытый контур системы, предназначенный для обработки сведений, составляющих государственную тайну;

  • Портал технической поддержки системы и дистанционного обучения (www.gasps-support.genproc.gov.ru );

  • Портал правовой статистики, являющийся публичным информационным ресурсом системы, размещенным в сети «Интернет» (www.crimestat.ru или правоваястатистика.рф ).

Несмотря на все вышеперечисленные меры по улучшению работы органов прокуратуры, внедрение информационных технологий в настоящее время продолжается.10 К наиболее актуальным вопросам в сфере расширения информационных возможностей относятся увеличение скорости передачи информации в прокуратурах субъектов Российской Федерации, возможность использования лицензионного программного обеспечения и антивирусных программ, недостаточное финансирование на ремонт и замену компьютеров и серверов работников прокуратуры.




2.3 АИК «НАДЗОР» (автоматизация делопроизводства)

Одной из главных задач прокуратуры, как государственного учреждения, осуществляющего надзор за исполнением законов, является разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Обращения проходят несколько этапов обработки перед тем, как попасть на исполнение.

Во всех органах и учреждениях прокуратуры РФ внедрена программная инфраструктура: «Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации», на базе которой существует прикладная система АИК «Надзор».

АИК "Надзор" - автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры, созданный для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности11.

С помощью данной программы производится перенос бумажного документа в электронный вариант, что позволяет в дальнейшем сэкономить время на поиске местонахождения документа и на уточнение произведенных с ним операций. Также, с помощь программы, возможно, осуществлять контроль за своевременным исполнением документов и получать отчеты о проделанных действиях.

Основным реквизитом документа в программе является его регистрационная карточка (РК). РК является краткой версией документа, с помощью которой можно узнать основную мысль документа, дату его создания и регистрации, а также на каком этапе рассмотрения он находиться. При регистрации жалобы, создается новая РК, в которой работник вводит следующие сведения:

1. Наименование организации / ФИО физического лица - адресант: при повторном обращение создается связка с предыдущим поступившим документом, при первом обращении – создается карточка заявителя, в которой фиксируются ФИО заявителя / наименование организации, дата рождения, адрес для обратной связи (почтовый и/или электронный), номер телефона и реквизиты организации.

2. Состав документа: количество листов основного текста и через знак дроби – приложений.

3. Способ доставки: каким образом был получен данный документ (почта, прием, ящик для обращений, E-mail, I-net – приемная и др.).