Файл: 1. Теоретические основы особенностей управления аптечным ассортиментом 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 3

1. Теоретические основы особенностей управления аптечным ассортиментом 5

1.1. Сущность и структура товарного ассортимента 5

1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом 8

1.3. Основные методы анализа управления ассортиментом лекарственных средств 9

2. Анализ особенностей управления аптечным ассортиментом в аптечной сети «Самсон Фарма» 11

2.1. Краткая характеристика аптеки «Провизор» 11

2.2. Анализ ассортимента лекарственных средств в аптеке «Провизор» с помощью АВС-анализа 13

2.3. Оценка управления ассортиментом лекарственных препаратов в аптеке «Провизор» 16

Заключение 21

Список используемой литературы 23

Введение



В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия.

К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.


Целью исследования  является анализ системы управления ассортиментом лекарственных средств в аптеке "Эфедра".

Объектом исследования послужила аптека "Эфедра".

Предмет исследования - ассортиментная политика аптеки.

Цель курсовой работы обусловила решение следующих задач:

1. Рассмотреть ассортиментную политику аптек;

2. Изучить ассортиментную стратегию аптек;

3. Определить основные методы анализа управления ассортиментное лекарственных средств;

4. Проанализировать ассортимент лекарственных средств в аптеке "эфедра" с помощью АВС-анализа;

5. Оценить управление ассортиментом лекарственных препаратов в аптеке.

Метод исследования - АВС-анализ, контент-анализ.

Наиболее полную концепцию маркетинговых  исследований ассортимента ЛС дают Дремова Н.Б. и Лазарева Е.В. в исследовании «Маркетинговые исследования ассортимента в фармацевтических организациях».

Многие проблемные вопросы по данной теме обсуждаются в профессиональных журналах. Среди последних статей можно отметить следующие публикации: Бычкова А.И. «Метод классификации в ассортиментной политике», Заикин А.А. «Маркетинг в розничной торговле». В этих статьях авторы рассматривают структуру ассортимента, пути расширения ассортиментной политики и способы создания конкурентных преимуществ компании.

Курсовая работа состоит из 2-х глав. Для написания курсовой работы использовалось 20 источников литературы.

.

1. Теоретические основы особенностей управления аптечным ассортиментом

1.1. Сущность и структура товарного ассортимента



Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из—за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.

Ассортиментная политика — одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.



К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.

На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. В первую очередь, это лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения. Вообще же, перечень товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, установлен ФЗ №61 «Об обращении лекарственных средств».

Задачи ассортиментной политики могут быть различны:

  1. удовлетворение запросов потребителей — один из основных признаков маркетинга, которые обеспечивает тесную связь с потребителями;

  2. оптимизация финансовых ресурсов фирмы — формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли, что чаще встречается в практике работы фирмы;

  3. завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Такой подход отличается определенной консервативностью, т.к. рассчитан на краткосрочный результат и предполагает удлинение жизненного цикла устаревших товаров за счет нахождения новых рынков сбыта;

  4. соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия и включение нетрадиционных для него отраслей;

  5. соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы.

К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно­—технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента.


Ассортимент характеризуется основными количественными и качественными показателями:

1. Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

2. Полнота ассортимента — характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.

3. Глубина ассортимента — характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).

4.Степень использования ассортимента — показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.

5. Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.

6.Структура ассортимента — характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

7. Устойчивость — определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.

8. Гармоничность — степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Для того, чтобы ассортимент аптечной организации был полным и соответствовал спросу потребителей, руководители аптек должны соблюдать все выше перечисленные характеристики.


1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом



Управление ассортиментом является одной из важнейших функций любого предприятия. Именно от ассортимента во многом зависит эффективность его работы и успех в целом.

Каждое аптечное учреждение или аптечная сеть ежедневно решает для себя множество задач, связанных с формированием и управлением ассортиментом. В ассортимент аптек входит много категорий товаров. Сложность процесса управления ассортиментом заключается в большом количестве торговых наименований препаратов, которые реализуются через аптечную сеть. К тому же существуют нормативные требования по наличию обязательного ассортимента препаратов. Значительные ограничения, на работу с ассортиментом накладывает сложность точного расчета потребности в ЛС. И при всем этом обеспечение ЛС населения и лечебных учреждений должно быть высококачественным.

В целом можно сказать, что в современных условиях конкуренции на рынке формируется структура необходимого ассортимента, поэтому задача аптечных учреждений — удовлетворить спрос в максимально полном объеме и быстрее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента снижается уровень прибыли, утрачиваются конкурентные позиции на фармрынке и, как следствие, снижается экономическая устойчивость предприятия.

Существует несколько этапов работы с ассортиментом: планирование, формирование и управление. Их сущность заключается в своевременном предложении определенной совокупности товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли спрос определенных категорий покупателей.

1.3. Основные методы анализа управления ассортиментом лекарственных средств



Методы анализа ассортимента:

  1. ABC-анализ (объемно-стоимостной);

  2. XYZ-анализ (стабильность потребления);

  3. Комбинированный анализ «ABC-XYZ»;

  4. Метод «портфолио» - «Матрица BCG» (позиционирование товаров в системе двух показателей-скорость роста рынка и доля рынка);

  5. Анализ маркетингового потенциала (уровень доходности-скорость реализации).

Алгоритм выполнения анализа ассортимента: