Файл: Министерство образования и молодежной политики Камчатского края кгпобу Камчатский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными методами развития мышечной силы являются: метод повторного выполнения упражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (с отягощениями около предельного веса) и метод динамических усилий (повторное выполнение скоростно-силового упражнения) [20].

Для развития мышечной силы и соловой выносливости рекомендуется круговая тренировка. Круг (цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические скамейки (3-4 раза), приседания с весом на руках, переходя из положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2-3 барьера и другие упражнения. На упражнения затрачивают примерно 15 мин – 3-4 круга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличивают количество повторений и одновременно усложняют упражнения.

Однако не стоит забывать, что чрезмерное быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению и даже перетренированности. Поэтому необходимо правильно дозировать силовые и скоростно-силовые упражнения с учетом возраста учащихся.

Методами воспитания скоростно-силовых качеств у юношей являются метод повторного выполнения упражнения (скоростно-силового без отягощения, с отягощениями малого и среднего веса) и метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц [14].

Развитие общей выносливости имеет большое значение для всесторонней физической подготовленности учащихся.

Эффективными методами развития общей выносливости являются преодоление дистанции в равномерном темпе, в различных вариантах, игровой и круговой метода.

В комплект упражнений при круговом методе тренировки целесообразно включать легкоатлетический бег, особенно в игровой и соревновательных формах. Это позволяет выполнять значительную по объему нагрузку [20].

Специальную выносливость развивают в двух направлениях. Если общая выносливость развивается преимущественно путем применения упражнений циклического характера, то специальная – посредством тех видом упражнений, в которых специализируется учащийся.

Основные задачи развития ловкости у учащихся – овладение новыми двигательными навыками и умениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении обстановки. Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (перетаскивания предметов, переступания через предметы), всевозможные метания, упражнения требующие высокой координации движений [18]. Важный составной элемент ловкости – быстрота ответа на новую ситуацию, и для совершенствования ее целесообразно применять такие методические приемы, которые заставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. Методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений: применение необычных исходных положений, зеркальное выполнение упражнений, смена способов выполнения упражнений, усложнение упражнений дополнительными движениями [10].


Упражнения на гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке, и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Основной метод развития гибкости – повторное выполнение упражнений. Гибкость следует развивать систематически. Лишь поле многократных повторений упражнений на гибкость (10-15 раз) можно добиться увеличения амплитуды движения. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается в том случае, если занятия приводятся ежедневно или два раза в день [20].

Воспитание основных физических качеств учащихся – единый процесс, и поэтому правильнее говорить не об отдельных процессах, а о различных сторонах единого процесса физического воспитания учащихся.
Выводы по 2 главе
Общая физическая подготовка - ϶ᴛᴏ процесс совершенствования физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, обеспечивающее достижение высокого уровня общей работоспособности занимающихся.

Средствами общей физической подготовки являются разнообразные физические упражнения – ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры и т.д. Они используются для общего (разностороннего) физического развития организма, активизации восстановительных процессов в организме после объёмной или интенсивной нагрузки, а также для создания эффекта переключения от одного вида работы к другому.

Способствуя повышению функциональных возможностей, общей работоспособности общая физическая подготовка является базой и фундаментом для специальной подготовки и достижения высоких спортивных результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Необходим особый, внимательный подход к физическим нагрузкам в зависимости индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников. Также следует помнить, что снижение двигательной активности отразится на настроении, сне, а также снизит умственную трудоспособность, а следовательно и успеваемость старшеклассников.

Таким образом, ведущей задачей физического воспитания выступает развитие у учащихся потребности в физическом саморазвитии и самовоспитании, совершенствовании своих физических качеств [5].

Глава 3. Самостоятельные занятия физической культурой как средство повышения общей физической подготовленности старшеклассников
3.1. Формы самостоятельных занятий физической культуры
Самостоятельность - это всегда в какой-то мере творчество. Есть виды самостоятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то, что ему показал или о чем рассказал учитель, наиболее простой, низший уровень - второй уровень самостоятельности, - когда известное, хорошо знакомое, освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных в иной обстановке; третий (высший) заключается в том, что на основе знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие, в конечном счете, к той же цели.


При выполнении комплексов на самостоятельных занятиях школьники должны строить занятия по следующей схеме. В начале занятий общие развивающие упражнения типа разминки, движение рук с постепенным увеличением амплитуды, наклоны и круговые движения туловища, приседание и поочередные взмахи ногами вперед, в стороны, назад, медленный бег или подскоки на месте, ходьба на месте. Каждое упражнение разминки выполняется 6-8 раз. В основной части очередность: упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и выносливости. В конце занятий следует выполнять упражнения от напряженной деятельности к спокойному состоянию.

Нужно рекомендовать им заниматься не реже двух раз в неделю. Продолжительность не более полутора - двух часов.

Схема заданий: общие для юношей и девушек одни и те же упражнения, но разная нагрузка; общие только для девушек; индивидуальные - в зависимости от подготовленности.
Общие для всех учащихся упражнения выполняются ежедневно, включая их в зарядку, в физкультурные паузы между приготовлением домашних заданий по другим предметам, в самостоятельные тренировочные занятия.

Учащимся предлагается перечень упражнений, из которых они по своему усмотрению выбирают 3-5 упражнений на каждый день.

Индивидуальные упражнения направлены, как правило, на подготовку к сдаче учебных нормативов, на ликвидацию отставания в развитии двигательных качеств.

Эффективность выполнения задания значительно повышается при коллективных занятиях. В этом случае увеличивается эмоциональность занятий, особенно коллективные занятия, благотворно влияют на стеснительных, не уверенных в себе учащихся, которым самим трудно регулярно тренироваться. Нельзя оставлять без внимания и такое благоприятное для самостоятельных занятий время, как летние каникулы. Практика показывает, что если учащиеся пассивно проводят свой летний отдых, у них, несмотря на увеличение роста, веса, существенно снижаются результаты, отражающие их подготовленность. Поэтому очень важно убедить ребят в необходимости для них летних занятий.

Для того чтобы предотвратить отрицательное влияние самостоятельных занятий, надо использовать методы самоконтроля.

Самоконтроль - это систематическое, самостоятельное наблюдение школьника за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленностью. Важно объяснить значение самоконтроля при самостоятельных занятиях учащихся физическими упражнениями и родителям, заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитания целеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью.


Субъективные показатели самоконтроля - это настроение, сон, аппетит, а объективные - частота сердечных сокращений, динамика массы тела, силы мышц.

Учет содержания нагрузки и режима дня занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных нагрузок, а самому школьнику убедиться в эффективности занятий и их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья.

Без самостоятельной работы нереально подготовить учащегося, владеющего специальными знаниями и навыками по саморазвитию и оздоровлению собственного организма, ведению здорового образа жизни! Необходимо формировать культуру здоровья через получение специальных знаний о себе и возможностях своего организма под воздействием нагрузок и, что очень важно, воспитание личной ответственности за собственное здоровье.

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), обще подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами.

Существует три формы самостоятельных занятий:

- утренняя гигиеническая гимнастика

- упражнения в течение дня (физминутки, разминки, зарядки и т.д.)

- самостоятельные тренировочные занятия.

В данном исследовании мы хотели бы остановиться на организацию самостоятельного тонировочного процесса.

3.2. Планирование самостоятельного тренировочного процесса с учетом дозирование физической нагрузки
Как было указано ранее в исследовании под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального уровня общей работоспособности, поддержание высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в конкретную профессиональную деятельность [12].


В ОФП очень важно планирование организации тренировочного процесса. Планирование включает в себя:

  • определение уровня своей физической подготовленности;

  • выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма;

  • определение величины нагрузки, ее объемы и продолжительности, как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

  • разработку содержания каждого занятия и системы занятий на недельный, месячный, полугодовой и годовой периоды;

  • обязательный самоконтроль.


Планирование ОФП обязательно осуществляется на основе результатов контроля физической подготовки занимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств [3].

Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо провести тестирование развития физических качеств и полученные результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в школьной программе. Сравнив свои данные с требованиями программы, выявляют отставание, или опережение в развитии физических качеств и (соответственно этому) определяют направленность тренировочного процесса. Например, при выявлении отставания по показателям выносливости, в содержание занятий включают достаточно большой объем упражнений на развитие этого качества и, наоборот, если отставание выявлено по показателям силы, то задаются преимущественно упражнения силовой направленности [4]. Определив направленность ОФП, и отобрав соответствующие физические упражнения, приступают к планированию тренировочного процесса.

Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например, 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например, 60 мин). После этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают план-конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий для второго цикла и т. д.

В период прохождения преддипломной практики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко» ПКГО осуществлялась разработка примерного комплекса упражнений для самостоятельной организации тренировочного процесса старшеклассников (на развитие и совершенствование 5 физических качеств). План представлен с полным описанием в Приложениях 1-4.

Разрабатывая содержание каждого последующего цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле. Если реакция организма па нагрузки была нормальной (бодрое и веселое настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение всего дня), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительные (до 120 уд/мин); поддерживающие (до 140 уд/мин); развивающие (до 160 уд/мин); тренирующие (свыше 160 уд/мин) [1].