Файл: Игра как средство и способ обучения дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Свой вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С.Л. Рубинштейна, который смотрел на игровую ситуацию преимущественно со стороны мотивов и игровых действий. Первой характеристикой, определяющей сущность игры, являются ее мотивы: переживание существенных для ребенка сторон действительности.

студент Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин выделял основные линии анализа роли игры в психическом развитии ребенка:

1. Развитие потребностно-мотивационной сферы ребенка: ориентировка в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование в содержании новых социальных мотивов, особенно стремления к общественно значимой и ценной деятельности; формирование обобщенных осознанных намерений; появление субординации, иерархии мотивов.

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры, по мнению Д.Б. Эльконина – появление контролирующей функции в рамках свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (норму), с которым сравнивает свое поведение, т. е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной моторики.

3. Развитие схемы идеального сознания: самопроизвольный переход от мышления в действии (через стадию мышления о предмете-заместителе) к воображаемому мышлению, к собственно мыслительному действию.

4. Преодолеть познавательный эгоцентризм ребенка. Когнитивная децентрация формируется «двойной позицией игрока» (страдает как пациент и радуется хорошо сыгранной роли), согласованием разных точек зрения («ролевых» отношений и реальных взаимодействий между партнерами, соотнесением логики реальности и действие игры). Закладываются основы рефлексивного мышления - умения анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

5. Развитие чувств, эмоциональная саморегуляция поведения.

6. Роль игры в развитии деятельности детей (рисование, конструирование, познавательная деятельность, чтение и сочинение сказок).

7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

Так, первые психологические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста представлены в рамках биологического подхода и рассматривают детскую игру как упражнение инстинктов с целью большей приспособленности к условиям жизни. функционирование (К. Гроос, В. Штерн), как форма удовлетворения глубинных влечений (Ф. Бонтендейк), как способ обеспечения приспособления ребенка к социальному миру и вызывает серьезные качественные сдвиги в социальном развитии ребенка (Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

1.3 Классификация игр



Из-за разнообразия детских игр трудно определить исходные причины их классификации. В каждой теории игр предлагаются те критерии, которые соответствуют этому понятию. Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул положение об играх как о специальном учебном средстве, основанном на принципе дифференцированного воздействия на развитие психики (мыслительные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (двигательные игры) как основу его классификации.

Немецкий психолог К. Гросс также характеризует виды игр с точки зрения их педагогического значения: Подвижные, мыслительные, сенсорные игры, развивающие волю, классифицируются К. Гроссом как «игры обычных функций». По его классификации ко второй группе игр относятся «игры со специальными функциями». Эти игры являются упражнениями на совершенствование инстинктов (семейные игры, охотничьи игры, ухаживания и т. д.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, исходя из степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально П.Ф. По этому принципу Лесгафт подошел к классификации детских игр. позднее его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

ПФ. Лесгафт считал, что дошкольный возраст — это период подражания новым впечатлениям и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка первых 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений от окружающей жизни удовлетворяется в играх подражательных (подражательных) по содержанию, самостоятельных по организации, без излишней регуляции со стороны взрослых. В школьные годы, наоборот, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентирована как по содержанию, так и по форме. Так, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: подражательные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

«Привязка» каждого вида игры по П. Ф. Лесгафту к определенному возрасту может показаться несостоятельной для современного педагога, не представляющего воспитание ребенка без детского сада, где игры с правилами занимают одно из главных мест в образовательном процессе. с самыми младшими группами. Совершенно иначе обстояло дело в годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию. В то время в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры начинались в основном в школьном возрасте.


В работах Н.К. Крупской, детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются они несколько иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первую Крупскую назвали творческой, подчеркнув их главную черту — независимый характер. Это название сохранилось в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Еще одна группа игр в этой классификации — игры с правилами. Как и всякая классификация, эта классификация детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика относит к творческим играм ролевые игры, строительные игры, ролевые игры. В группу игр с правилами входят дидактические и подвижные игры.

Игры-конструкторы помогают ребенку познать мир конструкций и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки для его возникновения такие же, как и для РПГ. Если в РПГ моделируется сфера отношений между людьми, то в строительной игре это сфера созидания, создания архитектурных сооружений. Потребность в зданиях может возникнуть во время ролевой игры. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем искусственном мире, приобретение коммуникативных навыков и технических «строительных» навыков приводит к возникновению коллективных строительных игр.

Драматические игры, или игры-драматизации, представляют собой своего рода творческую игру. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.

Существует несколько подходов к классификации драматических игр. Таким образом, многие ученые определяют игровую драматизацию как разновидность ролевой игры, но с определенными характеристиками. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н.С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит изображать, играть лицом любого литературного произведения, соблюдая последовательность эпизодов.

Другие исследователи относят драматизацию к театральным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации — это игры-представления, где в лицах разыгрывается определенное литературное произведение. С помощью средств выразительности, таких как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.


В этих определениях нет противоречий. В игре-драматизации, как и в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые сюжеты, ролевые действующие лица. В ней также присутствуют атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, детально проработанная система реальных отношений между игроками, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, детская самостоятельность и самоорганизация. В процессе игры дети эмоционально справляются с проблемными ситуациями, проникают во внутренний смысл действий персонажей, формируют воображаемый образ и оценочное отношение к герою.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материалы, а нередко также ролевая и сюжетная линии. Правила в таких играх формулируются до начала игры. Соблюдение правила связано с развитием произвольных движений, когда необходимо обуздать непосредственный порыв (не убегать от «медведя» до определенного сигнала), замедлить действия, как в игре «День». и Ночь», или менять их по сигналу ведущего, как в игре «Море волнуется». В играх-соревнованиях, эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по заданию взрослого, управлять своим поведением и действиями.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она специально создается взрослыми в образовательных целях, а затем обучение происходит на основе игры и дидактического задания. В дидактической игре ребенок не только усваивает новые знания, но и обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они овладевают социально выработанными средствами и способами мыслительной деятельности.

Результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач. Наличие сюжета и роли в дидактической игре не требуется.

В последние годы новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой:

1)игры, возникающие по инициативе дитя (детей),-само-стоятельные игры:

игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные;

- сюжетно-ролевые;

- режиссерские;

- театрализованные.

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне-дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

- дидактические;

- сюжетно-дидактические.

подвижные;

досуговые игры:

- игры-забавы;

- игры-развлечения;

- интеллектуальные;

- празднично-карнавальные;

- театрально-постановочные.

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:


- традиционные либо народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Глава 2. Обучение дошкольников в игре

2.1 Обучающий потенциал игры



Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитательный потенциал всегда зависит, прежде всего, от содержания познавательной и нравственной информации, содержащейся в предмете игр; во-вторых, о том, каким героям подражают дети; в-третьих, обеспечивается самим игровым процессом как деятельностью, требующей достижения цели самостоятельного поиска средств, согласования действий с партнерами, самоконтроля во имя достижения успеха и, конечно же, установления дружеских отношений. Таким образом, игры дают детям очень важную способность работать вместе. Отличительные черты игровой деятельности обычно усматриваются в ее произвольности, высокой активности и зависимости от контакта участников. Но нельзя забывать и другое: игра, пожалуй, единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

В интеллектуальных играх творческая задача заключается в том, чтобы быстро принять решение в нестандартной ситуации. В ролевых играх, играх-конструкторах, ролевых играх задача иная, но не менее творческая - вообразить, придумать, изобразить. И в то же время во всех групповых играх единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действовать в рамках установленных норм и правил.

Нетрудно увидеть, насколько важны эти качества — организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность действовать в сложной, меняющейся ситуации и т. д. — для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Воспитателю, использующему игровую деятельность как средство обучения, важно понимать скрытые механизмы, через которые она влияет на развитие личности ребенка. Один из подходов к выявлению такого механизма состоит в следующем.

Во время игры у детей есть три вида целей. Первая цель самая общая - удовольствие, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Я хочу играть!» Эта цель — установка, определяющая готовность к любому действию, связанному с этой игрой.

Вторая цель – собственно задача игры, то есть задача, связанная с соблюдением правил, развертыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи состоят в том, что она предопределена: соглашаясь на игру, каждый автоматически принимает существующую в виде правил игровую задачу и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель «хочу», то вторая цель, игровая задача, существует в форме «надо!». «Мы должны играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной потребности).