Файл: Игра как средство и способ обучения дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ

Зачетное задание
по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
на тему: «Игра как средство и способ обучения дошкольников»


Выполнил:

студент 2 курса гр.44.02.01

специальности «Дошкольное

образование»

Филосова Оксана Викторовна

Омск 2022

Содержание


Введение 3

Глава 1. Основные аспекты игры в развитии дошкольников 6

1.1 Понятие и сущность игры 6

1.2 История становления теории игры 7

1.3 Классификация игр 11

Глава 2. Обучение дошкольников в игре 17

2.1 Обучающий потенциал игры 17

2.2 Использование сюжетно-ролевых игр в процессе и обучения дошкольников 19

Заключение 26

Список используемых источников 28


Введение


сюжетная игра воспитание дошкольник

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений от окружающего мира. В игре ярко проявляется мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.

Игра имеет также большое воспитательное значение, она тесно связана с обучением в ходе непосредственно учебной деятельности, с наблюдениями за повседневной жизнью. Играя, дети узнают о цветах, формах, свойствах материалов, пространственных соотношениях, числовых соотношениях, растениях, животных. Играя, ребенок учится преодолевать трудности, искать выход из ситуации. Как сказал А. В. Луначарский, «неправда, что игра несерьезна. Для ребенка каждая игра серьезна, потому что, играя, он живет. Одни игры развивают детское мышление и кругозор, другие развивают ловкость, силу, третьи развивают конструкторские способности. Различают целевые обучающие и развивающие игры, непосредственно воздействующие на психологические особенности личности ребенка. В них дети учатся самостоятельно решать задачи с помощью игры, находят наилучший способ реализации задуманного. Используйте свои знания, выражайте их словами. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и может решить более сложную задачу, чем в непосредственно организованной учебной деятельности.

Довольно часто игра является поводом для передачи новых знаний, расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, общественной жизни, героическим подвигам людей у ​​детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игры важным средством осознания детской направленности, которая начинает формироваться еще в дошкольном возрасте.


Игры для детей проходят не только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить стулья в паровозик или автобус.

Игра закрепляет у детей полезные привычки и навыки, дарит ребенку радость. Это будет либо радость творчества, либо радость победы, либо радость эстетики - радость качества. В игре ребенок чувствует себя в какой-то степени самостоятельным. Поэтому он устанавливает для себя высокие стандарты.

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Значение игры для развития ребенка признают практически все специалисты. Большинство воспитателей, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все больше доказательств того, что игре отводится основополагающая, жизненно важная роль в развитии ребенка.

Творческие ролевые игры и игры-драматизации служат средством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания детей, способствуют их всестороннему развитию. В дошкольном возрасте нравственное воспитание через игры – это прежде всего воспитание нравственных чувств, целеустремленности, качеств коллективизма. Формирование последних составляет одну из основных задач нравственного воспитания. В программу дошкольного воспитания включены требования, обеспечивающие развитие отношений между детьми на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Эти качества формируются у детей не сразу, не сами по себе. Исследования показывают, что формирование этих отношений зависит от того, насколько у каждого ребенка развита способность определять цель игры и доводить ее до конца. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки товарищей по команде и свои собственные. Задача воспитателя – акцентировать внимание играющих на таких целях, которые вызывают общность чувств и действий, способствовать установлению отношений между детьми, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра – школа воспитания чувств дошкольника. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время в семье получают дальнейшее развитие навыки, выработанные в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми. Коллективные отношения предполагают и индивидуальное развитие каждого ребенка. Реальная задача, которую можно решить с помощью содержательных игр, состоит в воспитании положительного отношения к труду людей,
интереса к разным профессиям, когда предметом наблюдения детей становятся процесс труда и взаимоотношения людей в труде.

Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой образовательного процесса.

Цель исследования: раскрыть педагогические основы игры и показать особенности её использования в образовательном процессе дошкольников

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить сущность игры в обучении дошкольников;

3. Выделить особенности игрового метода в образовательном процессе на примере сюжетно-ролевой игры.


Глава 1. Основные аспекты игры в развитии дошкольников

1.1 Понятие и сущность игры



Игра – это искра, которая зажигает пламя любопытства и любознательности. Прежде всего, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, игра есть осмысленная деятельность, то есть ряд осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра – это деятельность, это выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека есть продукт деятельности, посредством которой человек преображает действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры заключается в способности преобразовывать реальность посредством представления. В этом основном, центральном и самом общем смысле игры у ребенка впервые формируется и проявляется в игре потребность влиять на мир.

Сущность и особенности игры.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в различных переживаниях, значимых для игровых аспектов действительности. Азартные игры, как и всякая неигровая человеческая деятельность, обусловлены отношением к целям, значимым для человека. В игре совершаются только действия, цели которых значимы для личности с точки зрения внутреннего содержания. В этом основная характеристика игорной деятельности и в этом ее главная прелесть. Вторая характеристика - характеристика - игры заключается в том, что действие игры реализует различные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанными, в реализации вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, посредством которых эти мотивы действия осуществляются в практическом неигровом плане. Игра — деятельность, разрешающая противоречие между быстрым ростом потребностей и потребностей ребенка, определяющих мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных способностей. Игра есть способ реализации потребностей и желаний ребенка в пределах его возможностей.


Следующим наиболее очевидным внешне отличительным признаком игры, являющимся в действительности производным от названных внутренних признаков игровой деятельности, является возможность, являющаяся также необходимостью для ребенка, подменять в пределах, определяемых смыслом, игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии с другими, способными служить для осуществления игрового действия (трость — лошадь, стул — автомобиль и т. д.). Способность творчески преобразовывать реальность формируется впервые в игре. Этот навык является главной ценностью игры. В игре есть уход от реальности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в нем нет побега, нет побега от действительности в якобы особый, воображаемый, вымышленный и нереальный мир. Все, чем живет и воплощает в действии игра, она извлекает из реальности. Игра выходит за рамки ситуации, она отвлекает от одних аспектов реальности, чтобы еще глубже раскрыть другие.

1.2 История становления теории игры



В любую историческую эпоху игра привлекала внимание педагогов.

Представители почти всех направлений зарубежной психологии, так или иначе, пытались объяснить детскую игру, естественно реализуя ее общетеоретические концепции... Первым в истории развития научных исследований игры должно быть имя Карла Грооса. В книгах К. Грооса, посвященных играм человека и играм животных, впервые был систематизирован и обобщен большой объем конкретного материала и поставлена ​​проблема биологической сущности и смысла игры.

В XIX веке Теория избыточных, компенсаторных нервных сил возникла в период, когда господствовала точка зрения, что игра есть явление, заменяющее, компенсирующее деятельность. Родоначальником этой теории является английский философ Спенсер (1820 - 1903), считавший азартные игры результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в повседневной деятельности. По Спенсеру, игра имеет смысл только потому, что позволяет высвободить избыточную энергию, присущую животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе и детей, являются проявлением инстинктов, направленных на успех в «борьбе за существование», порождают «идеальное удовлетворение» этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория Спенсера, во-первых, имеет в виду только ребенка. Получается, что во взрослом возрасте играть не стоит, с чем, конечно же, нельзя согласиться.


Во-вторых, его теория не объясняет определенности содержания игры - действительно ли все так же, как разряжается лишняя энергия. Так Спенсер вводит принцип подражания. Поэтому понятия избыточной энергии недостаточно для объяснения сути игры. И, наконец, теория ошибочна и основана на фактах.

Отмечено, что ребенок иногда играет, несмотря на усталость. В этом случае совершенно неразумно говорить об избытке энергии.

2. Теория отдыха. Существует и совершенно противоположная по содержанию теория, согласно которой речь идет не об избытке энергии, а, наоборот, о том, что субъект, уставший от серьезной деятельности, уже не может продолжать работу и нуждается в отдыхе.

Однако спокойствие приносит не только бездействие, но и действие, не влекущее за собой ответственности. И на такое легкомысленное, безответственное занятие у человека еще достаточно сил. Смысл игры как раз в этом и заключается – она содержит занятия именно такого характера, то есть дает человеку возможность расслабиться. (Штайнталь, Шалер, Патрик, Лазарь, Вальдон);

Американский психолог, педагог Г. С. Холл (1846-1924) выдвинул идею о рекапитуляции (сокращенном повторении этапов развития человека) в детских играх. Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолеть инстинкты прошлого, стать более цивилизованным. Эти исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизведение образа жизни, культовых обрядов далеких предков. Существует также теория предвосхищения будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры мальчиков и девочек различны, так как определяются той жизненной ролью, которая их ожидает.

В теории Штерна он называет персоналистическую и представляет собой попытку дополнить и соединить звуковые элементы из всех других односторонних теорий.

По Стерну, легитимная теория игр не должна основываться на тенденциях ни только в настоящем, ни только в прошлом, ни только в будущем. Игра есть процесс, включающий все эти тенденции.

Однако, что самое главное, не обязательно искать только биологический смысл игры - для чего она, для чего она предназначена, а следует учитывать и другие ее моменты. Кроме биологического, игра имеет и значение внешнего проявления.

По мнению Л. С. Выготского, игру нельзя понимать, как пре- просмотр: по традиции, многие отголоски далекого прошлого (игра в смычок, хороводы) действительно сохранились в детских играх. Но это предвкушение будущих действий, а не повторение прошлых событий; его надо объяснять и понимать в свете будущего, в свете которого игра обретает смысл, а не в свете прошедшего пути.Прошлое семьи, как объяснял Л.С. Выготского, выражено здесь совсем в другом смысле: через будущее личности, которое оно (прошлое) диктует, но не прямо и не в смысле повторения.