Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

303
Он тихо притворил дверь. Она не шелохнулась и как будто не заметила его.
— Ты вернулась? — сказал Сомс. — Почему же ты си- дишь в темноте? — он разглядел ее лицо — такое бледное и застывшее, словно кровь остановилась у нее в жилах; глаза , большие, испуганные, как глаза совы, казались огромными.
В серой меховой шубке, забившись в угол дивана, она напоминала чем-то сову, комком серых перьев прижавшу- юся к прутьям клетки. Ее тело, словно надломленное, по- теряло свою гибкость и стройность, как будто исчезло то, ради чего стоило быть прекрасной, гибкой, стройной...
Ирен не взглянула на него, не сказала ни слова; блики огня играли на ее неподвижной фигуре.
Вдруг она встрепенулась, но Сомс не дал ей встать; и только в эту минуту он понял все.
Она вернулась, как возвращается к себе в логовище смертельно раненое животное, не понимая, что делает, не зная, куда деваться. Одного взгляда на ее закутанную в се- рый мех фигуру было достаточно Сомсу.
В эту минуту он понял, что Босини был ее любовни- ком; понял, что она уже знает о его смерти, — может быть, так же, как и он, купила газету и прочла ее где-нибудь на углу, где гулял ветер...
Он снова взглянул на нее, сжавшуюся в комок, словно подстреленная, умирающая птица, которая ловит послед- ние глотки воздуха, медленно поднимает мягкие невидя- щие глаза на того, кто убил ее, прощаясь со всем, что так прекрасно в этом мире: с солнцем, воздухом, с другом.
Так они сидели у огня по обе стороны камина и молча- ли. (Дж. Голсуорси)
Задача № 12. Обобщите приведенные цитаты, вы- пишите понятия, раскрывающие сущность волевого по- ведения.

304 1. «Все, что побуждает человека к деятельности, долж- но проходить через его голову: даже за еду и питье чело- век принимается вследствие того, что в его голове отража- ются ощущения голода и жажды, а перестает есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости.
Воздействия внешнего мира на человека запечатле- ваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей , побуждений, проявлений воли — словом, в виде
“идеальных стремлений”, и в этом виде они становятся
“идеальными силами”» (Ф. Энгельс).
2. Волевые проявления — продукт системной работы мозга, в которой ведущую роль играют «второсигнальные управляющие импульсы тонизирующего и тормозящего характера» (И. П. Павлов).
3. «Воля не есть какой-то безличностный агент, распо- ряжающийся только движением, — это деятельная сторо- на разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» (И. М. Сеченов).
Задача № 13. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы. Какие причины породили необхо- димость введения и сохранения понятия воли в психоло- гии? Сохранились ли данные исторические реалии, поро- дившие необходимость введения понятия «воля» в психо- логии, в настоящее время?
1. Одним из первых в европейской культуре, кто рас- смотрел действия, лишенные стремления к цели, но при- нимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляе- мые по разумному решению, можно объяснить, только до- пустив наличие особой способности — воли, которая при- дает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие.


305 2. Второй реальностью, оправдывающей введение по- нятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разу- мных оснований выбора. В такой ситуации воля наделяет- ся способностью совершать такой выбор по собственному критерию.
3. Обращение к понятию воли было обусловлено спо- собностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различными параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т.д.).
Задача № 14. Определите, какие волевые качества
(возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способ- ность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций .
1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на го- родской площади.
2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и ре- шил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия про- водились по понедельникам, ему приходилось каждое вос- кресенье проводить за чертежами. Много раз ему хоте- лось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5—6 раз. Через два года занятий учитель черчения на- звал его чертежи лучшими в школе.
3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек.
Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
4. Шестиклассник В., чтобы развить волю, часто при- бегал к такому приему: прерывал чтение интересной кни-

306
ги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней
2—3 дня.
5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах ком- наты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен.
Задача № 15. В приведенных примерах выделите усло- вия, способствующие развитию способностей.
1. Отец и мать Коли — художники. Ребенок часто на- блюдал их работу, стремился помочь им. С раннего детства много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг за- коны перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал все, что поражало его воображение, будило в нем чувство. Он много наблю- дал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал кар- тинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлекся красками, цветом, поисками собственного коло- рита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал посто- янно и увлеченно. В деревне не ленился вставать ранним утром, чтобы написать восход солнца или пастушка в поле, не упускал случая сделать этюд при луне. Коля прилежно учился в средней художественной школе (по Е. П. Ересь).
2. Ю.Б. Гиппенрейтер приводит пример раннего, в 3,5 года пробуждения интереса к числам. Едва с ними познакомившись, ребенок проводил много времени за пишущей машинкой, печатая последовательно числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сложения и вычитания, практически не задер- живаясь, как другие дети, в пределах десятка. В окруже- нии его привлекало все то, что можно было измерить


307
или выразить числами: возраст и годы рождения род- ственников, вес, температура, расстояния, количество страниц в книгах, цены, железнодорожные расписания и пр. По всем этим поводам он активно спрашивал, пере- живал, размышлял. Персонажами его воображаемых игр становились числа, которым он приписывал свой харак- тер и поведение. Он сам «открыл» отрицательные числа, операцию умножения.
3. Ученицу Зину в первом классе все считали тупой и бездарной: она не умела связно говорить, не знала, сколь- ко на руках пальцев. Особенно трудно давалась ей ариф- метика: не умела считать даже до четырех и не имела никакого представления об отвлеченном числе, не умела производить никаких действий над числами. Складыва- лось впечатление, что у девочки нет памяти и отсутству- ет сообразительность. Учительница нашла метод, при помощи которого Зина усвоила состав и названия чисел.
Учительница заметила, что девочка твердо помнит на- звания букв. Тогда она решила каждую цифру, начиная с трех, обозначить начальной буквой и составила табли- цу из рисунков, цифр и букв — наверху нарисовала мор- ковки, под каждым рисунком — цифру, соответствующую количеству нарисованных морковок, и под ней букву, с которой начиналось название нарисованной цифры. Де- вочке давалось задание найти соответствующее число.
После недельных упражнений она усвоила состав и на- звания чисел, могла их называть и показывать без букв.
Ощутив результаты своего труда, Зина начала упорно ра- ботать и поверила в себя. Учительница пристально сле- дила за ее успехами и поощряла девочку. Зина научилась настойчивости, умению преодолевать трудности. Она сравнялась с классом и не отличалась по способностям от сверстников (по Е.П. Ересь).

308
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Вопросы к зачету
Предмет психологии, развитие взглядов на пред-
1. мет психологии.
Методы современной психологии.
2.
Структура и задачи современной психологии.
3.
Понятие и функции психики.
4.
Критерии наличия психики и этапы ее развития:
5. различные точки зрения.
Ощущения, понятие, свойства, физиологические
6. основы.
Классификация и значение ощущений.
7.
Основные закономерности ощущений. Развитие
8. ощущений в онтогенезе.
Восприятие: понятие, свойства. Основные за-
9. кономерности восприятия. Теории восприятия.
Восприятие пространства, времени, движения.
10.
Развитие восприятия в онтогенезе.
Память: подходы к определению понятия, виды.
11.
Теории памяти.
12.
Основные процессы и закономерности памяти.
13.
Мышление: подходы к определению понятия
14. в различных теоретических концепциях.
Виды мышления.
15.
Операции мышления, их происхождение и раз-
16. витие.
Формы мышления и их развитие у детей.
17.
Мышление как процесс. Индивидуальные особен-
18. ности мышления.
Стадии формирования мышления у детей в моде-
19. лях различных авторов.
Внимание: теоретические концепции.
20.
Виды и свойства внимания. Развитие внимания
21. в онтогенезе.

309
Речь: подходы к определению понятия, функции.
22.
Связь речи с другими психическими процессами.
23.
Этапы развития речи.
24.
Воля: подходы к определению понятия, функции.
25.
Волевые качества человека, их развитие.
26.
Деятельность, ее характеристики.
27.
Структура деятельности и уровни ее усвоения.
28.
Деятельностный подход в психологии.
29.
Концепции мотивации в зарубежной и отечествен-
30. ной психологии.
Эмоции: понятие, функции.
31.
Теории эмоций.
32.
Темперамент: понятие, теории темперамента.
33.
Особенности воспитания детей с различным тем-
34. пераментом.
Характер, его сущность и структура. Становление
35. характера.
Список литературы по разделу
I. Перечень основной литературы
:
1. Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Элек- тронный ресурс]: учебник для студентов вузов / А.М. Сто- ляренко. — 3-е изд. — Электронные текстовые данные. —
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 543 c. — 978-5-238-01679-5. —
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52549.html
2. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / Фоминова А.Н., Т.Л. Шабанова. — С.: Вузовское образование, 2014. — 333 c. [эл. ресурс ЭБС IPRbooks] // http://www.iprbookshop.ru/19532 3. Челдышова, Н.Б. Общая психология [Электрон- ный ресурс]: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — Электрон- ные текстовые данные. — М.: Экзамен, 2008. — 215 c. —


310 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.
ru/1137.html
4. Шаповаленко, И.В. Психология развития и воз- растная психология [Текст]. – М.: Юрайт, 2012. – 567 с.
(151.8(021) [ Ш 24 ] А2-1 А1-1ЧЗ-1).
II. Перечень дополнительной литературы
:
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. посо- бие для студентов высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулаги- на, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста: Академ. проект, 2011. –
420 с. (151.8(021) [К 90] А2-6 А1-5ЧЗ-2ФБ-3).
6. Колоколов, Г.Р. Психология [Электронный ресурс]: курс лекций / Г.Р. Колоколов, Н.Л. Фомен- ко. — Электронные текстовые данные. — М.: Экзамен,
2008. — 168 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.
iprbookshop.ru/1139.html
7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. — М.:
ЭКСМО, 2011. — 566 с.
8. Общая психология: Хрестоматия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — Элек- тронные текстовые данные. — М. : Евразийский открытый институт, 2011. — 256 c. — 978-5-374-00456-4. — Режим досту- па: http://www.iprbookshop.ru/10726.html
9. Попова, Е.В. Педагогика и психология инклюзив- ного образования [Электронный ресурс]: учеб.-практич. пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-
Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. – 149 с. // http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1120 10. Салаватулина, Л.Р. Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста [Текст]:

311
учеб.-метод. пособие /Л.Р. Салаватулина. – Челябинск:
Цицеро, 2011. — 42 с. //http://elib.cspu.ru/xmlui/
handle/123456789/354
III. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисци-
плине
:
11. Гроголева, О.Ю. Психология мотивации [Элек- тронный ресурс]: учеб. пособие / О.Ю. Гроголева. —
Электронные текстовые данные. — Омск: Омский гос.ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2015. — 126 c. — 978-5-7779-1893-2. —
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59646.html
12. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]
/ С. Кара-Мурза. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2006. — 831 с.
13. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / ред.
В.П. Ратников. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 511 с.
14. Основы теории коммуникации [Текст]: учебник для вузов. — М.: Гардарика, 2003. — 615 с.
15. Педагогическая риторика [Текст]: учеб. для сту- дентов учреждений высш. проф. образования /[Л.В. Ас- суирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.]; под ред.
Н.Д. Десяевой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
16. Розум, С.И. Психология социализации и социаль- ной адаптации человека. – СПБ.: Речь, 2006. – 364 с.
17. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную пе- дагогическую деятельность [Текст]/ Г.Б. Скок. – М., 2000.
18. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства
[Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. обра- зования /С.Д. Якушева. – 6-е изд., стер. – М.: Академия,
2012. – 256 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
[Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2004.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность
[Текст] / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005.