Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
ные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития обра- зования в стране и мире.
3. Научное обобщение передового педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт, как правило, ло- кален, связан со специализацией его создателей. Создав авторские приёмы, средства или даже целую методику, педагог-практик может активно делиться опытом с кол- легами, но, даже в этом случае сфера распространения его опыта будет невелика.
Кроме того, без научного изучения сложно понять, что именно является решающим фактором успешно- сти его методической разработки. Может быть, успех обусловлен индивидуально-личностными качествами самого педагога (его обаянием, энтузиазмом, требова- тельностью, работоспособностью, некой уникальной способностью и т.д.) или условиями, существующими в отдельно взятой школе (например, особыми пар- тнёрскими отношениями с родительской обществен- ностью, сложившимися за десятилетия работы), а во- все не объективной ценностью его разработки? В этом случае при массовом применении она не будет эффек- тивна. А может, авторская разработка не учитывает та- кие факторы, которые могли бы сделать её ещё эффек- тивней?
Всестороннее изучение передового педагогиче- ского опыта даёт ответы на такие вопросы и позволя- ет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций, которые могут использовать очень мно- гие педагоги, в том числе, возможно, и учителя других специальностей.

14 0
Связь педагогики с другими науками
Педагогика не может успешно развиваться изоли- рованно от других наук о человеке.
Педагогика влияет на развитие всех наук,
способ- ствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого:
• новым поколениям передаются накопленные че- ловечеством научные знания;
• подготавливаются специалисты для научно-иссле- довательской деятельности.
Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики препода- вания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спла- нировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адапти- ровать научные знания (приспособить их для наилуч- шего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему пе- дагогических способов и средств.
Педагогика испытывает влияние других наук,
заимствуя из них знания о человеке и обществе, спосо- бы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками (рис. 2).
0
Структура педагогической науки
В развитии любой науки можно выделить три этапа.
На первом этапе происходит накопление знаний и опыта их практического применение. Научное знание расширяется, пополняясь новыми установленными фактами. Однако структура науки ещё не определена, не выработана методология научного исследования, не выявлены ключевые связи между установленными фак- тами. Потому научное знание со временем становится громоздким, неудобным для практического примене-


15
Рис. 2. Примеры использования в педагогике достижений других
наук

16
ния, достоверные сведения в нём соседствуют с оши- бочными умозаключениями.
Второй этап связан с выявлением закономер- ностей, формулированием общих законов, принципов, с разработкой научной методологии. Знание общих законов , которым подчиняются исследуемые явления и процессы, позволяет «свёртывать» научное знание, делает науку доступней для понимания и многократ- но увеличивает возможности её прикладного при ме- нения.
Третий этап характеризуется появлением внутри науки отраслей, слиянием их со смежными отраслями других наук или вычленением из неё самостоятель- ных наук. Этот происходит, когда накоплен огромный объём научного знания, и свидетельствует о том, науч- ное знание уже не помещается в ранее установленных рамках данной науки.
Современная педагогика находится на третьем этапе своего развития. Сегодня она фактически пред- ставляет систему педагогических наук, объединённую общим предметом исследования.
Структура педагогической науки
представлена на рис. 3.
0
Категориально-понятийный аппарат педагогики
В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые оди- наково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориаль но- понятийный аппарат данной науки.
Категории педагогики
это понятия, определяю-
щие главные явления и процессы, изучаемые педагогической
наукой.

17
Рис. 3. Структура педагогической науки

18
Рис.4. Категориально-понятийный аппарат педагогики

19
Среди учёных не вызывает сомнения необходи- мость отнесения к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.
Определим сущность этих понятий.
Воспитание
– 1) воздействие общества на лич- ность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) про- цесс специально организованного взаимодействия пе- дагогов и воспитанников по реализации воспитатель- ных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Обучение
– совместная целенаправленная деятель- ность учителя и учащихся, в ходе которой ученики при- обретают научные знания и практический опыт их при- менения.
Образование
– 1) процесс, объединяющий воспи- тание и обучение человека; 2) результат этого процесса;
3) сложная система взаимодействий людей и материаль- ных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человече- ством для развития человека и общества.
Категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целост- ное единство, система взаимодействующих между со- бой компонентов. Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата пе- дагогики, предложенный Л.М. Кадцыным, показан на рис. 4.


20
Вопросы для самопроверки
1. Что является объектом и предметом современной педагогики?
2. Каковы основные функции педагогической науки?
3. Какие задачи решает педагогическая наука?
4. Как проявляется взаимосвязь педагогической нау- ки и практики?
5. Приведите примеры взаимодействия педагогиче- ской науки и педагогической практики.
6. Обоснуйте связь педагогики с науками о человеке.
7. Приведите примеры взаимодействия педагогики с другими науками.
8. Приведите примеры заимствования педагогикой достижений других наук.
9. Почему педагогика имеет сложную, разветвлённую структуру?
10. Что входит в категориально-понятийный аппарат современной педагогики?
11. Приведите примеры категорий педагогики и свя- зей между ними.
Практические задания
Задание 1. Выписать разные определения педагогики из разных учебных пособий и научных источников. Сформу- лировать вывод, в котором выделено общее и особенное в этих определениях.
Задание 2. Составить схему взаимосвязи между катего- риями педагогики и связи педагогики с другими науками пояснить схему.
Задание 3. Написать эссе на тему: «Зачем нужна педа- гогическая наука, если есть проверенная веками народная педагогика?»

21

Тема 1.2. Педагогическая методология
0
методология педагогической науки и деятельности
методология
– от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической
организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии дея- тельность становится предметом осознания, обучения и рационализации. Существует методология различной деятельности. Например, выделяют методологию науч- ного исследования, практической деятельности, учеб- ной деятельности, а также деятельности художествен- ной и игровой.
В педагогике наряду с понятием методологии су- ществует и понятие методика. Но методика обычно по- нимается как совокупность методов, приёмов практи- ческого выполнения чего-либо или конкретизация от- дельного метода, в то время как методология является научной основой деятельности.
В структуре методологического знания можно вы- делить две составляющих части: дескриптивную (описа- тельную) и прескриптивную (нормативную). Дескрип- тивная методология описывает научные подходы, кон- цепции, принципы, способы и средства деятельности.
Прескриптивная методология характеризует содержа- ние деятельности, последовательность основных эта- пов и отдельных действий, содержит предписания и нормы деятельности.
Следует помнить о том, что смысл понятия педагоги- ческая методология включает в себя два аспекта: методо- логию педагогической науки (научно-педагогического исследования) и методологию педагогической деятель-

22
ности (практической деятельности педагога: учителя, преподавателя, воспитателя).
методология педагогической науки
– это сово-
купность принципов построения научно-исследовательской
деятельности в области педагогических наук, оптимизации
способов и средств организации педагогического исследования.
Наличие собственной методологии является усло- вием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследова- ния, обогащающие науку новыми знаниями и расширя- ющими сферу её применения.
Некоторые положения методологического зна- ния являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки. В методологическом знании выделяются следующие уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический
(рис. 5).
методологию педагогической деятельности
можно определить как совокупность принципов построе-
ния педагогической деятельности, оптимизации способов и
средств её осуществления.
Методология педагогической науки и педагоги- ческой деятельности неразрывно связаны друг с дру- гом общностью охватываемых ими предметов и явле- ний. Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности схематично показана на рисунке 6.
0
методы педагогического исследования
методы педагогического исследования
– это способы изучения педагогической действительности.
Существует несколько подходов к классификации мето- дов педагогического исследования. Согласно одному из них, методы педагогического исследования подразде- ляются на эмпирические (методы изучения практическо-


23
Рис. 5. У
ровни научной методологии

24
Рис. 6. Взаимосвязь методологии педагогической науки
и педагогической деятельности
го опыта), теоретические (методы теоретического иссле- дования) и математические (статистические) (рис. 7).
Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании.
При выборе методов педагогического исследова- ния необходимо руководствоваться определенными принципами:
• совокупность методов (для решения любой науч- ной проблемы используется не один, а комплекс взаи- модополняющих методов исследования);
• адекватность методов существу изучаемого явле- ния, предполагаемым результатам, возможностям ис- следователя;
• ненанесение вреда (запрет использования иссле- довательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагоги- ческому процессу и исследованию в целом.
Представим характеристику некоторых методов исследования.

25
Рис. 7.
м
етоды педагогического исследования

26 0
Эмпирические методы педагогичесого иссле-
дования
К эмпирическим методам относятся наблюдение,
беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изуче-
ние школьной документации, изучение продуктов деятель-
ности. Их общее свойство – направленность на непо- средственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпи- рический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
Наблюдение
является наиболее распространен- ным эмпирическим методом, с помощью которого объ- ект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение как метод педагоги- ческого исследования имеет целенаправленный харак- тер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собран- ные данные обобщаются.
К достоинствам наблюдения относятся его доступ- ность и возможность самому исследователю непосред- ственно ознакомиться с изучаемым предметом.
Недостатки наблюдения в педагогическом исследо- вании состоят в том, что на достоверность результатов могут влиять личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы; достоверность полученных результатов прямо пропорциональна дли- тельности наблюдения (чем дольше проводилось на- блюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью); личным наблюдением фи- зически невозможно охватить все моменты исследуемо- го процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.