Файл: История, как известно, это наука о прошлом, о том, что происходило в давние времена. Как говорил М. Т. Цицерон История учительница жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «История»

Выдающиеся представители российской исторической науки

_____________________________________________________

(тема практического задания)

ФИО студента

Суша Ярослав Сергеевич

Направление подготовки

Педагогическое образование (информатика)

Группа

ПОИ-Б-03.01-З-2022-1


Введение

История, как известно, это наука о прошлом, о том, что происходило в давние времена. Как говорил М. Т. Цицерон: «История – учительница жизни». Это на самом деле так, ведь именно она учит, помогает познать неопознанное и понять, что было сделано правильно, а чего можно было бы избежать.

История отдельно взятого народа является частью всемирной истории. Так и российский народ прошел свой путь, изучение которого, несомненно, важно для всех и каждого. Человек, который владеет историческими данными, может грамотно оценивать ситуацию и ориентироваться во времени, правильно реагируя на те или иные трудности.

Помогают в изучении науки истории историки, те самые люди, которые достают из недр все самое важное, самое значимое и преподносят нам для того, чтобы мы знали, чем жила страна и мир раньше.

Во все времена историки занимались изучением событий и причин тех или иных происшествий, которые произошли на каком-либо этапе развития страны. Это позволяет нам иметь общую картину исторических событий, ведь знания – это сила, и только через них нам удастся познать все те тайны, которые хранят в себе прошлые века.

Темой изучения истории занимались многие авторы: А.Н. Бачинин в своей статье описывал жизнь М.П. Погодина, Л.И. Семенникова рассматривала деятельность С.М. Соловьева. Также, другие статьи в научных изданиях позволяют изучить деятельность великих историков.


Важность данной темы нельзя переоценить, ведь сегодня многие пытаются подделать историю, переписав ее так, как это необходимо той или иной стране и преподнося это в качестве правды. Но историки, которые выступают за правду, всегда были и будут носителями истины, теми, кто хочет показать, а не придумать. По этой причине важно знать, кто же является этими творцами справедливости.

К историкам прошлого можно отнести: С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.Н. Татищева и М.П. Погодина. Эти и другие представители исторической науки пытались дойти до истины и найти причину тех или иных явлений и событий.

1. Н.М. Карамзин

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.

Уже в 1802 году он пишет историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» и сразу после этого Александр I делает его историографом, по этой причине всю свою деятельность он посвятил работе над трудом «История государства российского» [1].

Данное произведение считается неким началом зарождения истории как науки. В нем описана российская история с древнейших времен до правления Ивана Грозного и Смуты. До его произведения уже были написаны исторические источники, но данное творение написано простым художественным языком, поэтому читать его было легко не только историкам, но и простым людям. Даже А.С. Пушкин отмечал, что сразу начали читать эту книгу, «даже светские женщины», которые были далеки от этого. Произведение стало неким открытием [1].

По моему мнению, изображение исторических данных в художественной форме, несомненно, привлекает людей, ведь далекие от истории люди также хотят знать, что происходило в то или иное время, но не всегда понимают научный слог, что отталкивает их от познания.

Но были и недовольные данным произведением. Либералы говорили, что в «Истории государства российского» происходит описание только верховной власти, которая постепенно приобрела форму самодержавия, но не описывается народ как таковой. Я считаю, что это огромный минус, ведь именно народ вершитель истории, именно он помогает двигаться вперед.


2. С.М. Соловьев

Переходя к следующему историку прошлого, хочется отметить, что родился С.М. Соловьев в религиозной семье, отец его преподавал закон Божий, по этой причине тяга к знаниям и просвещению была в этой семье всегда.

В 1828 году Сергея записали в училище, которое имело духовную направленность, но он так и не пошел туда, остался дома. Им была прочитана книга Н.М. Карамзина «История государства Российского» около 13 раз. По моему мнению, в этот момент и стало понятно, что история – это его будущее [4].

В 1833 году отец выписал его из училища по той причине, что не увидел заинтересованности в обучении там, а он как никто другой понимал своего сына. После этого он был определен в третий класс Первой московской гимназии, где его любимыми предметами стали: история и русский язык. В это учебном заведении его заметил А.П. Строганов, который следил за его успехами на протяжении всей жизни. Я считаю, что каждый человек должен быть на своем месте, так и Сергей Соловьев оказался там, где должен был быть, а именно в своей стихии истории и языка.

Главным наставников во время обучения стал М.П. Погодин, который и читал курс русской истории. Ему предложили разобрать архив, где им было сделано открытие: он нашел пятую часть «Истории Российской», написанную Татищевым. По некоторым историческим данным можно увидеть, что все же он был больше «западником», как Грановский, который также был преподавателем в университет, нежели «славянофилом», как Погодин. Это и определило его путь как «западника».

Также, он рассматривал государство как наивысшую форму управления, ведь переход от родового строя к государственному он видео как самый наилучший путь развития. По моему мнению, это повлияло на его дальнейшую деятельность, а его воспитание в духе религии объясняется особый интерес историка к религиозной жизни народов [4].

То, что С.М. Соловьев сделал для русской истории и науки целом невозможно не отметить. По-моему, мнению, он и был тем, кто заложил основы этой науки, если не сказать, что он ее и создал. Его пристрастие к книгам Н.М. Карамзина крайне изменились с течением времени. Ему уже было чуждо описывать историю как художественное произведение, как это было у Карамзина, ведь, по его мнению, лишать историю научного объяснения неразумно и неправильно.

Описывая условия развития Руси, он отмечал, что природа первостепенна,
после идет народ, и уже потом состояние соседних государств. С особенностями географии страны Соловьев связывал и особенности зарождения русской государственности: борьба "леса со степью", ход колонизация русскими восточных земель, взаимоотношения Руси с соседними народами.

Он был первым, кто обосновал реформы Петра I о последовательном движении к Западу, но, как видно из источников, он не был «апологетом» Петра I, он считал, что Петре I был вождем, предводителем своего времени, но движущей силой был народ и люди, которые вершили судьбу страны. По моему мнению, это верная точка зрения, ведь народ – это творцы, это сила и без него не случится ни одного преобразования [4].

Его отношение к культу личности было определенным, по этой причине он считал, что нельзя давать историческую оценку только через похвалу или только через порицание. Все должно быть в меру, ведь каждый человек совершает как правильные вещи, как и те, которые неприемлемы для государства и народа.

Он считал неисторичным подходом, когда "деятельность одного исторического лица отрывалась от исторической деятельности целого народа; в жизнь народа вводилась сверхъестественная сила, действовавшая по своему произволу" [4]. С этим нельзя поспорить, ведь даже сегодня идут баталии по поводу личностей Ивана Грозного и Иосифа Сталина, которые описываются только со стороны тирании и жестокого обращения, тогда как были и положительные моменты в их правлении.

Хотелось бы отметить масштаб его трудов, всего за 59 лет своей жизни он написал около 300 научных произведений и 29-томную "Историю России с древнейших времен", которая актуальна и в наше время [4].
3. В.Н. Татищев

Василий Никитич Татищев родился в 1686 г. в селе Болдино Дмитровского уезда Московской губернии в семье обедневшего и незнатного дворянина, хотя и происходившего от Рюриковичей [2].

С 1737 – 1739 годы он участвовал в регулировке конфликтов с башкирами, а также способствовал развитию торговли в Оренбурге. Кроме этого, ему интересна география и история, он изучал их, взаимодействуя с Академией наук.

Его основным историческим трудом является «История Российская».

Этот труд можно назвать первым, в котором описана отечественная история. Это произведение описано таким образом, как будто это летопись, события изложены в хронологии. В этом и заключалась новизна его книги.


Татищев был уверен и говорил о том, что знание истории помогает человеку избежать ошибок, которые совершали предки, а также пройти нравственное усовершенствование на основе того, что было. Его мнение было таково, что история – это факты, а значит основываться все должно именно на них. Черпать информацию нужно из источников: летописей и так далее.

Он сравнивал историка с архитектором, который из груды должен отобрать все то, что пригодно для изучения и не должен уподобляться лжи, которой на сегодняшний день очень много. По моему мнению, в настоящее время этого крайне не хватает, ведь люди часто делают то, что выгодно им, не смотря на моральные и этические нормы. А Татищев использовал только достоверные данные, ссылаясь на них в своем произведении.

Он собрал и использовал огромное количество источников. Многие ценные документы нашёл и опубликовал именно он: свод законов Киевской Руси «Русская правда» и «Судебник» Ивана IV. Его труд можно считать единственным источником, из которого можно почерпнуть много интересного о древнейшем времени, ведь многие источники попросту были уничтожены и утеряны [2].

Татищева можно назвать основоположником этнографии и исторической географии, ведь в его труде много внимания уделено именно размещению народов на той или иной территории.

Как писал о нем С.М. Соловьев «Важное значение его состоит именно в том, что он первый начал обрабатывание русской истории, как следовало начать; первый дал понятие о том, как приняться за дело; первый показал, что такое русская история, какие существуют средства для её изучения» [4]. По моему мнению, данная оценка справедлива, ведь Татищев начал исследования в данной сфере, опираясь на те источники, которые были, то есть источники древних времен, но помощи в виде похожих трудов у него не было, он создавал все сам.
4. М.П. Погодин

Имя Михаила Петрович Погодина — ученого-историка и педагога, собирателя старины, создавшего знаменитое «Древохранилище», публициста и драматурга, издателя «Московского вестника» (1828-1830) и «Московитянина» (1841-1856) было широко известно в научных, литературных и общественных кругах России XIX в.

Профессиональные характеристики Погодина как историка не добавляют позитива.

Это происходит потому, что он является яростным приверженцем «норманнской теории», а также триады: «Православие, Самодержавие, Народность». Он состоял в дружеских отношениях с С.С. Уваровым, который посвятил свою жизнь осуществлению реформы народного просвещения на русских национальных началах. Но в настоящее время все чаще развенчиваются все стереотипы о личности и этот человек не исключение. Так, в труде Н.И. Павленко «Михаил Погодин» отмечено то, что, несмотря на противоречивость натуры, Погодин все же был талантливым человеком, который внес свой вклад в развитие истории как науки.