Файл: Адаптация студентов первого курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра лингвистики и переводоведения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Социология»

на тему «Адаптация студентов первого курса»

Выполнила студентка:

1 курса, ОГСНб-Л01-22-2,

Алексеева Милана Денисовна




Руководитель:

д. к. э. и у. с.-э. с.,
к. ф. н.
Абызов А. Г.



Санкт-Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение……………………………………………………..3

  2. Основная часть………………………………………………4

    1. Цели и задачи исследования…………………………..4

    2. Объект и предмет исследования……………………....4

    3. Интерпретация основных понятий…………………....4

    4. Гипотезы………………………………………………...5

    5. Результаты проводимого исследования…………….....5


ВВЕДЕНИЕ

Очень часто происходит так, что людям трудно даётся социализация и адаптация в новом коллективе и тем более месте. Чаще всего такое явление встречается среди учеников школ и студентов колледжей, вузов. Очень важно пройти этап адаптации на новом месте успешно.

Бывают случаи, когда студенты или ученики не могут найти людей со схожими интересами, чтобы сформировать свой круг общения, либо же новая обстановка слишком давит на них. Поэтому у таких «белых ворон» часто возникает чувство отчуждённости, отвержения от коллектива.

Также нередки случаи того, что наши ожидания не совпадают с реальностью, из-за чего становится трудно влиться в новые процессы обучения или работы. Трудно становится завести новые полезные знакомства и скорректировать своё время для получения наилучшего результата.

Выбрав тему «Адаптация студентов первого курса», я постараюсь раскрыть данную проблему с разных сторон.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Цели и задачи исследования:

Целью исследования является выявление факторов, помешавших успешной адаптации студентов 1-х курсов 2022-2023 учебного года в нашем вузе.

Задачи я поставила следующие:

  • Разработка и проведение социологического опроса;

  • Составление гипотез на основе результатов опроса;

  • Составление путей решения поставленных проблем на основе результатов опроса.

  1. Объект и предмет исследования:

Объектом моего исследования являются студенты 1-х курсов 2022-2023 года обучения в СПбУТУиЭ.

Предметом исследования является выявление степени успешной адаптации студентов за первый семестр.

  1. Интерпретация основных понятий:

Адаптация – это процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы (то есть поддержание её основных параметров) при изменении условий внешней и/или внутренней среды.

Студенты 1 курсов СПбУТУиЭ – объект исследования.

Социологическое исследование – исследование, в ходе которого выявляются основные гипотезы, проблемы и возможные их решения на основе результатов социологического опроса.

Социологический опрос – опрос, проведённый через систему «Google.Формы» для получения усреднённой статистики степени адаптации студентов по окончанию 1 семестра.

  1. Гипотезы:

Проводя данное исследование, я разработала следующие гипотезы:

  • Ожидания студентов от первого семестра не совпадают с действительностью;

  • Многим студентам трудно найти новые знакомства в стенах вуза из-за смены обстановки, коллектива и пережитого стресса на летних экзаменах и при поступлении;

  • Многим студентам не нравится их выбор вуза, и они планируют либо завершить обучение, либо перевестись в другой вуз после первого семестра.

  1. Результаты проводимого исследования:

В ходе проведения социологического опроса был получен 41 ответ от студентов 1 курсов, поступивших на программы бакалавриата СПбУТУиЭ в 2022 году. Опрос включал в себя 8 вопросов оценочного характера с правом выбора подходящего ответа.

Опрос показал следующие результаты:


  1. Было ли решение получить высшее образование принято вами самостоятельно или же было принято на основании внешних факторов (настояние родителей, желание отсрочить армию и др.)?

  • Да, я самостоятельно принял это решение – 75,6%

  • Нет, это было не моим собственным решением – 24,4%

  1. Совпали ли ваши ожидания о первом семестре с реальностью?

  • Да, совпали – 14,6%

  • Нет, я ожидал другого – 85,4%

  1. Если на предыдущий вопрос вы ответили отрицательно, то что именно не совпало с вашими ожиданиями? (вопрос с несколькими вариантами ответа)

  • Ожидал/-а, что моя группа будет более активной и общительной – 36,6%

  • Ожидал/а, что студенческая жизнь не будет такой насыщенной – 2,4%

  • Ожидал/-а, что с первого дня учёбы будет большая загруженность – 70,7%

  • Ожидал/-а, что мне не потребуется проходить вновь школьную программу – 34,1%

  • Ожидал/-а, что с первого дня начнётся погружение в будущую профессию – 41,5%

  • Мои ожидания в большей мере совпали с реальностью – 19,5%

  1. Довольны ли вы своим выбором вуза?

  • Да – 56,1%

  • Нет – 43,9%

  1. Какое впечатление у вас сложилось о выбранном вузе в течение первого семестра?

  • Полностью доволен/-льна выбранным заведением, положительное впечатление, не планирую переводиться – 31,7%

  • Не нравится система адаптации на первом семестре, хочется больше очных пар – 53,7%

  • Слишком много бесполезных активностей, смысла которых я не понимаю – 39%

  • Слишком много акцента на электронные курсы – 48,8%

  • Крайне недоволен/-льна заведением, отрицательное впечатление, планирую переводиться –12,2%

  • Другое – 7,2%*

  1. По шкале от 0 до 10 оцените свой первый семестр, где 0 - первый семестр оставил крайне неприятное впечатление, не было принято участие в различных мероприятиях вуза из-за их бесполезности, а 10 - прекрасное впечатление, старались принять участие во всех мероприятиях вуза и остались довольны своим результатом.

  • 0 – 2,4%

  • 1 – 4,9%

  • 2 – 4,9%

  • 3 – 4,9%

  • 4 – 9,8%

  • 5 – 9,8%

  • 6 – 9,8%

  • 7 – 29,3%

  • 8 – 17,1%

  • 9 – 2,4%

  • 10 – 4,9%

  1. Столкнулись ли вы с большим количеством конфликтов за первый семестр внутри группы/курса/университета?


  • Да – 9,8%

  • Нет – 90,2%

  1. Считаете ли вы, что нашли себе новых друзей и/или полезные знакомства в стенах вуза?

  • Да – 63,4%

  • Нет – 14,6%

  • Затрудняюсь пока ответить – 22%

*При выборе варианта «Другое» студенты отметили следующее:

  • «Платные пересдачи, дорогое общежитие, наплевательское отношение преподавателей электронных курсов к своей работе»;

  • «Невозможно учиться умеренно»;

  • «Если в третьем пункте ответа под активностями подразумеваются всякие внеучебные мероприятия, то могу сказать, что смысл их мне понятен, однако хотелось, чтобы посещение их было более добровольным».

Проанализировав все ответы, данные студентами в опросе, я пришла к следующему выводу: первая гипотеза о том, что ожидания студентов о первом семестре не совпадают с действительностью, подтвердилась; гипотеза о том, что многие студенты планируют переводиться после первого семестра, не подтвердилась; гипотеза о том, что многим студентам сложно найти новые знакомства, также не подтвердилась.

Следовательно, студенты прошли адаптацию, сделав для себя сравнение с ожиданиями и действительностью, и приняли в большей мере решение продолжить своё обучение, не покинув стен нового учебного заведения.

Но возникли и следующие проблемы: часть студентов недовольна тем, что часть дополнительных мероприятий в виде лекций от преподавателей вузов на заданную тему являются принудительно-добровольными мероприятиями; есть недовольства по поводу адаптивной программы, разработанной вузом – студентам хочется больше взаимодействия и очных занятий, чтобы успешно влиться в учебный процесс, т.к. портал СДО является напоминанием о долгом карантине или же просто оказалось новой новостью.

Множество из возникших проблем можно решить лишь разговором со студентами через них самих же или через кураторов, которые смогу объяснить все плюсы и причины установления подобных порядков проведения занятий и мероприятий.