Файл: Вопрос Развитие экономического образования за рубежом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. Развитие экономического образования за рубежом.

Экономическое образование как отдельная отрасль знания формируется относительно поздно, с конца XVIII в. и постепенно набирает популярность со второй половины XIX века. В настоящее время это один из самых популярных видов высшего образования во всем мире. Экономическое образование сегодня - это, прежде всего, подготовка специалистов в области финансовых технологий, работников банковских, статистических, маркетинговых, аудиторских и других организаций. Нарастающий интерес к экономике и ее изменениям вызвал соответствующий интерес к экономическому образованию, которое, прежде всего, зародилось в Западной Европе.
В зарубежных странах экономическое образование привлекло интерес общества с наступлением Нового времени, хотя основы экономического образования были заложены ранее. Растущие потребности капитализма требовали развития экономических знаний. В итоге экономическое образование расширилось, произошла специализация, экономическое образование разделилось на теоретическо-ориентированное и практически-направленное. Ведущими странами в области экономического образования стали США, Великобритания, Германия. Кроме того экономическое образование стало присутствовать как обязательная часть университетского образования в Австрии, Бельгии, Швейцарии и других странах. Страны Европы объединены Болонской системой, что делает высшее образование для студентов Европы более привлекательным; в рамках Болонской системы существуют студенческие обмены, система включенного образования, взаимодействие в области учебных программ.
Экономическое образование в зарубежных странах имеет несколько уровней. Прежде всего, это университетское профессиональное образование, от бакалавра до магистра и степени PhD в области экономики. Но наряду с последипломным обучением на уровне магистратуры и докторантуры в вузах Европы все большее распространение получают курсы, обучение на которых не преследует цели получения академических степеней. Экономическое образование в западных странах, например, присутствует в виде различного уровня курсов по повышению квалификации в рамках непрерывного образования (Германия, Великобритания). Организуются как краткосрочные курсы повышения квалификации на базе вузов (экономических факультетов и отделений), так и длительное обучение по программам вечернего и заочного образования. Вечернее и заочное образование в настоящий момент набирает популярность; эти формы обучения поддерживаются ЮНЕСКО. В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению студентов-заочников.


Экономическое образование, возникшее на стыке гуманитарного и естественно-научного, постепенно набирало вес, популярность и распространилось на все континенты. В ХХ веке экономическое образование углубилось, обросло новыми специальностями. В настоящее время одной из ведущих стран в области экономического образования остается Великобритания.

Вопрос 2. Состояние, проблемы и перспективы экономического образования в современной России.

Экономика - относительно новый школьный предмет, преподавание его связано со многими вопросами. В течение более чем десятилетнего школьного существования нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере детального рассмотрения и перспективами решения в будущем.
Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить три общие и одну специальную ступени:
1. Начальное экономическое образование (1-6-е классы) - должно реализоваться в рамках других предметов и/или факультативно. В начальной школе знакомство с экономикой носит пропедевтический характер. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме;

2. Общее экономическое образование(5-11-е классы) - включается в базисный учебный план всех школ и экономического и финансового профиля), либо в варианте обучения основам предпринимательства. В среднем звене (5-8 классах) формируется общее научное представление об экономической науке, основное на эмоциональном восприятии материала. В 9 - 10 классах осуществляется пред профильная подготовка - знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе пред- профессиональная специализация.

3. Третья ступень является факультативной для средних общеобразовательных учреждений, то есть может быть внедрена в 10-11-х классах общеобразовательных школ, выбравших себе такую специализацию, но должна быть обязательной в средних специальных образовательных учреждениях (лицеях, колледжах и т.д.).
Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп:

1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.

2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.


4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.
Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. Зачастую школьное экономическое образование представляет собой просто ненужное забегание вперед, что вынуждает впоследствии студентов скучать на лекциях в вузе и создает неприятные проблемы вузовским преподавателям.

Вопрос 3. Сравнительный анализ опыта подготовки экономистов за рубежом и в современной России.

Оказывается, по целому ряду позиций российская модель хуже американской, однако на современном этапе многие недостатки России могут оказать позитивное воздействие на формирование в стране экономической науки 21 века.
Во многих публикациях уже хорошо показано, что современная экономическая наука находится в весьма специфическом состоянии, которое без особых натяжек можно квалифицировать как кризис. Это особенно актуально, если сопоставить латентный кризис в науке и явный нынешний финансовый мировой кризис. Тем не менее, данная научная дисциплина, как ни в чем не бывало, продолжает развиваться, а экономисты старательно работают на ниве своей науки. В то же время сейчас уже совершенно ясно, что разные экономисты продвигают экономическую науку в совершенно разных направлениях. Это особенно ясно становится при сравнении российской и западной (прежде всего, американской) экономической науки.
Фундаментальное противоречие современной экономической науки. Чтобы лучше понять процессы, происходящие в недрах современной экономической науки, обратимся к некоторым философским понятиям теории познания. Так, А.Шопенгауэр четко разделял две линии в познании: понимание и объяснение. При объяснении явлений ищутся причины; по А.Шопенгауэру, объяснять – значит представлять. При понимании явлений схватывается значение; понять – значит выяснить то, чем же собственно является изучаемый объект. Переводя взгляды А.Шопенгауэра на современный язык, можно сказать так. Объяснение объектов и явлений предполагает построение соответствующих логических схем и выстраивание цепочки причинно-следственных связей. При понимании объектов или процессов происходит интуитивное (и, как правило, трансцендентное) проникновение исследователя в их сущность с последующим осознанием глубинной природы изучаемых объектов и процессов. Этот методологический момент является чрезвычайно важным, так как современная наука вообще и экономическая наука в частности озабочена в основном построением объяснительных схем, а процесс понимания сводит к объяснению, осуществляя тем самым неправомерную подмену понятий. Именно отсюда проистекают все основные проблемы современного экономического знания. Поясним сказанное. Дело в том, что в отличие от философии в науке процессы объяснения и понимания не являются совершенно автономными, между ними существует довольно сложное двустороннее взаимодействие. Так, объяснение может приводить к более глубокому проникновению в сущность вещей, а следовательно, к пониманию. В свою очередь понимание позволяет выстраивать более совершенные схемы объяснения. Однако в ряде случаев объяснение и понимание оказываются слабо связанными и достижения в одном отнюдь не ведут к автоматическому получению достижений в другом.

Для полноты процесса познания необходимо рассмотреть еще две важные категории: наблюдение и описание. Наблюдение – это процесс накопления информации об изучаемом объекте; описание – это систематизированное представление информации об объекте, выполненное в той или иной форме. Феномены наблюдения и описания тесно связаны с объяснением и пониманием. Так, накопление эмпирической базы об объекте начинается с наблюдения, которое, как правило, стимулируется возникновением определенной проблемы и служит точкой отсчета для дальнейшего познания. Результаты наблюдений структурируются в виде описаний и объяснений. При этом описания стимулируют формирование системы объяснений, а объяснения часто продуцируют изощренные способы описания. В идеале описания и объяснения должны вести к пониманию, однако на практике сами описания и объяснения часто являются результатом понимания.

Рассмотренная система категорий «наблюдение-описание-объяснение-понимание» в совокупности с процессами обсуждения и решения проблемы позволяют лучше понять, что происходит сейчас в экономической науке.

Дело в том, что в настоящее время ученые-экономисты чрезмерно озабочены описанием экономической действительности. Данная установка базируется на ложном представлении, что тонкое, скрупулезное математическое описание экономики ведет к лучшему пониманию самой экономики и дает ключ для проведения грамотных управленческих решений. В подавляющем большинстве случаев экономико-математические модели (описания) не предваряют объяснения тех или иных экономических эффектов, а лишь завершают и уточняют эти объяснения в более строгой форме. Таким образом, описание не может серьезно помочь в объяснении, а объяснение не ведет к пониманию. Последний момент обусловлен тем фактом, что понимание либо изначально лежит в основе всех описательных и объяснительных схем, либо вообще ускользает от исследователя.

Вопрос 4. Особенности подготовки экономистов в условиях реализации Болонского соглашения.

Многоуровневую подготовку, в свою очередь, можно рассматривать с двух позиций: как процесс, продолжающийся во времени, т.е. последовательный и как процесс качественный, т.е. содержательный, углубляющийся, которые, как правило, происходят параллельно. Реализация программ многоуровневой подготовки в России предполагает изменение ранее действующих ступеней (уровней) получаемого высшего профессионального образования и квалификационных требований.

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ в 1994 г., было введено три уровня высшего образования: первый, являющийся неполным высшим образованием (в объеме двух лет обучения), второй, предусматривающий получение базового высшего образования (в объеме четырех лет профессионально ориентированного обучения), третий, имеющий две модификации: пяти или шестилетний сроки обучения по профессиональной или профессионально-научной программам соответственно с присвоением квалификаций «специалист» или «магистр». Выпускники, получившие базовое высшее образование второго уровня, получали квалификацию «бакалавр». Действующая на момент принятия данного стандарта традиционная модель подготовки российских специалистов сохранялась как основная образовательная программа, ведущая без промежуточных этапов к получению квалификации «специалиста».
Несмотря на уже имеющийся в нашей стране опыт реализации программ многоуровневой подготовки и очевидную необходимость их распространения, в связи с интеграцией в европейское и мировое образовательные пространства, происходящая на наших глазах трансформация квалификационных ступеней полученного высшего профессионального образования еще не имеет определенных форматов, четко обозначенных целей и концептуальных положений и выводов на государственном уровне. Процесс перехода на многоуровневую подготовку происходит добровольно, исходя из собственных интересов и перспектив каждого высшего учебного заведения. При этом нельзя не признать, что одновременное функционирование бакалавриата, подготовки специалистов, магистратуры, аспирантуры и докторантуры все же является более приемлемым вариантом, нежели революционный переход на сложившуюся в европейских странах трехуровневую структуру высшей профессиональной подготовки. Постепенность дает возможность не только более конкретизировать направления такой трансформации, но и последовательно оценивать получаемые результаты пилотных проектов, а также интегрировать имеющийся за рубежом опыт с учетом отечественных интересов и сохранять при этом лучшие российские достижения.

Вопрос 5. Психолого-педагогические основы проектирования экономического образования.

Подготовка специалиста в системе непрерывного экономического образования предусматривает формирование гармонично развитой творческой личности. Это сложный, многогранный процесс, в основе которого совокупность различных аспектов: философского, психолого-педагогического, методического и др.