Файл: Вопрос Развитие экономического образования за рубежом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 13. Образовательные технологии и дидактические принципы проектирования содержания подготовки экономистов в системе непрерывного образования.

Переживаемый этап социально-экономического развития человечества не только не снижает, но все выше понимает планку требований к подготовке грядущих поколений, их обучению. Это выражается и в совершенствовании прежних, проверенных жизнью концепций, и в формировании совершенно новых требований ко всей образовательной деятельности.

Особенно рельефно это проявляется в современных подходах к экономическому образованию. С одной стороны, крутые перемены и стремительный рост экономической информации объективно вызвали растущие требования к профессиональным знаниям и эрудиции специалиста-экономиста. С другой стороны, многовекторность процессов переходной экономики, разброс оценок экономических реалий, наконец, низкая экономическая грамотность большинства населения выдвинули задачу перед современным экономистом – уметь глубоко, четко, доходчиво и убедительно доводить до окружающих необходимую экономическую информацию.

Но для этого любой специалист должен обладать определенными методическими знаниями и умениями. Бесспорно, очень важным фактором выступает содержание того, что сообщают педагог, руководитель и даже просто специалист. Но вместе с тем, от правильного выбора и продуманного применения методов и приемов передачи информации зависит не только и не столько успех, но и результат воздействия на умы, сердца и последующие действия обучаемых, слушателей и коллег.

Идя в ногу с велением времени, многие экономические вузы, наряду с конкретной экономической специальностью, дают выпускникам специальность «преподаватель экономики». Для обеспечения этой специальности в учебные планы вузов включается широкий спектр психолого-педагогических дисциплин, в том числе курс методики преподавания экономики.

Важнейшей проблемой в преподавании экономических дисциплин в настоящее время является то, что это поручается или экономистам, не имеющим педагогической подготовки, или молодым педагогам-выпускникам экономической специальности, не имеющим практического опыта работы по специальности.
Принципы обучения - это руководящие идеи и положения, определяющие требования к содержанию, организации и методике обучения. (Принципы обучения являются одним из базовых оснований методики преподавания.)
Надо уметь умело реализовывать принципы обучения. (На практике для повышения эффективности педагогического процесса необходимо рационально сочетать )принципы обучения)


Впервые дидактические принципы вычленил и сформулировал Ян Амос Коменский. В настоящее время сложилась четкая система основных дидактических принципов.

Принцип научности (идейности):

- четкое и ясное определение позиции самого преподавателя;

- убежденность в идейном смысле и практической значимости дисциплины, раздела, темы;

- постоянство внимания как мировоззренческой, так и интеллектуальной сторонами обучения;

- изложение материала на основе последних достижений и взглядов отечественной и зарубежной науки;

- отказ от устаревших и не выдержавших проверки практикой взглядов и концепций;

- научную организацию учебного процесса.

Принцип практической направленности реализуется через:

- раскрытие особенностей динамики и тенденций развития (экономики) в современных условиях;

- показ места и роли данной специальности (в современной экономической жизни);

- использование последних практических наработок в области данного учебного курса;

- постоянное внесение элементов психологической подготовки к будущей практической деятельности.

Принцип сознательности и активности обучения предполагает:

- акцентирование внимания на общественной значимости обучения;

- разъяснение практической значимости дисциплины, темы, занятия;

- заинтересовывание обучаемых поощрением их активности, самостоятельности, инициативы в учебе.

Требования принципа систематичности и последовательности изложения материала к педагогу следующие:

- самому глубоко знать свой курс, его идею, структуру;

- постоянно выдвигать цели на каждое учебное занятие;

- новый материал базировать на предыдущей информации;

- излагаемый материал должен готовить к восприятию последующего, более сложного;

- избегать, сокращать до минимума паузы в изучении учебного материала.

Вопрос 14. Оптимальные модели подготовки специалистов в системе экономического образования.

В педагогической науке сегодня продолжается поиск новых эффективных путей совершенствования учебного процесса в высшем учебном заведении.

Глобализация отношений с мировым сообществом требует постоянного роста качества специалистов в области экономики.

В преподавании дисциплин экономического профиля следует использовать частично-поисковые и поисковые методы работы со студентами


Овладение опытом творческой деятельности позволит студентам самостоятельно работать с документацией, решать проблемные задачи, совершенствовать приобретенные профессиональные умения.

В ходе исследования были выявлены особенности подготовки специалистов экономического профиля, а также обоснование видов творческой деятельности.

В современных условиях образования, нужно заботиться о развитии самостоятельности студентов, повышения интереса к учебе, творческой самореализации.

Одним из направлений исследования является теоретическое обоснование условий подготовки будущих специалистов относительно творческой самореализации.

Вопрос 15. Проектирование форм, методов и средств непрерывного экономического образования.

Непрерывное образование — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

Непрерывное профессиональное образование основывается на концепции профессионального становления личности. В профессиональном становлении как целостном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.

Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании — одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение — обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей профессиональной жизни.

Основываясь на этих исходных позициях, определим цель, задачи и формы непрерывного профессионального образования.

Цель — удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни.

Задачи непрерывного образования:

  • • формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры;

  • • обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;

  • • обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;

  • • формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения.



Формальное профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях по лицензированным программам. Неформальное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов в институтах повышения квалификации, в отделах развития персонала на предприятиях и организациях, так называемое корпоративное и внутрифирменное обучение.

Информальное образование — это попутное обучение в ходе выполнения деятельности, имеющей иную цель, не образовательную. Общение с окружающими, чтение и восприятие информации средств массовой коммуникации в течение всей жизни обогащают человека новыми знаниями, умениями, способами мышления, формами поведения, практическими действиями. Информальное образование происходит также в процессе активного освоения профессиональной деятельности на стадиях профессиональной адаптации, т. е. адаптивное научение.

Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и суперви- зорства. Необходимость этой формы последипломного образования обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и организации. Основная функция адаптационного образования — ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространственно-технологической среде, приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности.

Супервизорство представляет систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов (адап- тантов). Основная цель супервизорства — сокращение сроков социальной и профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, приобретение ими профессионального опыта и достижение качественных и количественных показателей квалифицированных специалистов.

Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Оно выражается в формах профессионально-образовательных программ, реализуемых на курсах повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации.

Повышение квалификации — важное звено последипломного профессионального образования специалистов, стимулирующее их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда.


Вопрос 16. Методика проектирования содержания экономического образования.

Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей.

Для этапа структурирования содержания темы важное значение имеют практические формы реализации принципов структурирования и их нагляд-ного представления в процессе непосредственной работы преподавателя. В педагогической литературе по данной проблеме к настоящему времени разработано значительное разнообразие таких форм. В частности, в работах В.П. Беспалько, А.А. Золотарева и других ученых указывается на возможность наглядного представления содержания и структуры учебного материала в виде матриц связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т.п.
Методика работы преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала:

а) в соответствии с целями и задачами подготовки выпускника педагогического колледжа сформулировать принципы и критерии отбора содержания;

б) ориентируясь на современные научные труды (фундаментальные научные и учебные издания, монографии, статьи и другие публикации) по предмету изучения, построить структурно-логическую схему учебной дисциплины;

в) оценить объем содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности, а также целей подготовки выпускников педагогического колледжа требуемого профиля и качества. Для этого, используя методы графоматематического моделирования, построить графовую модель дисциплины и оценить ее информационную емкость (отобрать необходимое число учебных элементов – ключевых категорий, понятий и определений в предметной области);

г) убедиться в достаточности полученных учебных элементов для достижения целей подготовки (оценить возможности формирования у студентов на их основе требуемых умений, навыков и значимых профессиональных качеств);

д) в соответствии с возможностями пропускной способности каналов восприятия и памяти студентов распределить учебный материал на соответствующие разделы, модули, темы, учебные занятия, исключающие перегрузку их учебной работой на различных этапах обучения;

е) выявить систему смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины (раздел, модуль, тема, занятие) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. С этой целью провести его структурирование (построение соответствующих матриц связей, графов изучения учебных вопросов, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения занятий и т. д.);