Файл: Вопрос Развитие экономического образования за рубежом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена деятельность предшествующих поколений. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности - главное условие индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. Человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, символами, словами, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. В этом процессе участвуют зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, ощущение, деятельность и т.д. Новый уровень естествознания, основанный на достижениях информатики, теории управления, генетики, синергетики, экономики, экологии, и накопленный длительным развитием человечества социальный опыт позволяют отметить не только неадекватность, но и ошибочность таких стереотипов мышления, как бесконечно раскручивающаяся вверх спираль развития или утверждение о том, что «каждая из форм движения материи развивается исключительно на базе внутренних противоречий»

Вопрос 6. Принципы проектирования системы экономического образования.

К принципам построения содержания образования относятся:

– соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования – гуманистической и личностной ориентации как отражения опыта творческой деятельности;

– структурное единство на разных уровнях его формирования и определение межпредметных связей.
Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей.

Вопрос 7. Содержание обучения экономиста в системе непрерывного образования.

Осуществление масштабной экономической реформы и переход страны к рыночным отношениям требует широкой экономической подготовки учащихся общеобразовательной школы. Изменение характера производственных и экономических связей неизбежно привело к актуализации поиска новых подходов к новой системе непрерывного экономического образования школьников, которая должна учесть различные особенности, присущие как рыночной экономике, так и экономическому образованию в условиях рынка.

Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. Это цель обучения, воспитания и развития личности. Мерилом ее достижения является результат, который, в конце концов, всегда надо искать в личности выпускника.

Для того чтобы в дальнейшем будущие рабочие, фермеры, инженеры, врачи, учителя, предприниматели, экономисты, банкиры еще в школе получили представление об экономике как о непрерывно развивающейся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, представляется целесообразным обогатить школьные программы по предметам экономическим содержанием по принципу от простого к сложному для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории. Это позволит осуществить эффективную подготовку учащихся к жизни в обществе, основывающейся на рыночной экономике, что повысит конкурентоспособность будущих выпускников школы на рынке труда, их морально-психологический настрой на добросовестный труд, выявит наличие интересов к освоению современных форм самостоятельной экономической деятельности и будет способствовать обучению по выбранной специальности.
Систему непрерывного экономического образования и воспитания необходимо строить в виде пирамиды, где на первом уровне – экономические навыки, умения и знания о человеке как экономическом субъекте (потребителе, производителе, собственнике) и семье (как владельце объектов личной семейной собственности, доходов и расходов – бюджета семьи). Второй уровень предполагает введение новой «зоны» экономической деятельности и знаний об экономическом окружении: экономике школы, района, города. Третий уровень включает изучение экономики отдельных отраслей и крупных административно-территориальных образований, экономики страны. Четвертый уровень – это вооружение учеников знаниями, раскрывающими глубинные причинно-следственные связи экономики России с зарубежными странами. Пятый уровень – профессиональная экономическая подготовка старшеклассников общеобразовательной школы по одной из экономических специальностей.

Вопрос 8. Роль и место знаний в подготовке студентов экономических специальностей в системе экономического образования.


На основании изученных учебной дисциплины и производственного модуля студент должен знать действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана. Также студент должен уметь оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; рассчитывать основные технико- экономические показатели деятельности подразделения (организации); рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Будущие специалисты должны получить экономические знания, которые соответствуют новому уровню и характеру развития хозяйства в нашей стране, разбираться в вопросах структуры предприятия, формирования основных и оборотных фондов, нормирования труда, владеть методикой расчета численности работников организации и показателей производительности труда, а также расчета заработной платы, калькулировании продукции, составление сметы на монтируемое и не монтируемое оборудование и многое другое. Специализация студентов влияет не только на полноту и структуру курса экономики организации, но также на формы аудиторной и самостоятельной работы, текущего и итогового контроля; на методическое обеспечение курса.

Вопрос 9. Сущностные характеристики профессиональной компетентности современного экономиста.

В условиях потребительского общества вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о профессиональном становлении экономиста. Общество твердо уверено, что люди, предлагающие услуги в области экономики, здравоохранения, образования, обороны и т.д., должны быть компетентны, равно как и те, кто их учит.

При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам:

  • 1. Степень овладения нужными умениями и навыками.

  • 2. Юридическое соответствие специалиста.

  • 3. Опыт специалиста для ведения профессиональной деятельности.




Вопрос 10. Профессиональная компетентность - основа проектирования содержания и технологии подготовки экономистов в системе экономического образования.

Понятие «компетентность» весьма ёмкое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью». В традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение, т.к. большинство профессиональных ассоциаций и органов лицензирования отстраняют от практической деятельности тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, которые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии, то ей сложно дать четкую характеристику.
Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой представляет какая-то профессия. Лица той или иной профессии должны служить обществу и иметь для него значение, обладать большим объемом знаний и, как правило, пользоваться исключительными правами, предоставленными им обществом. Профессия как род деятельности, однако, заключается в обладании конкретными знаниями и определенными навыками. Эти навыки можно оценивать непосредственно, используя специальные критерии для определения степени адекватности выполнения операций. Для оценки на основе выполнения операций необходимо иметь доказательство того, что специалист обладает необходимым количеством навыков. Хотя эти навыки можно приобрести и в школе, многие усваивают их, работая в качестве учеников и ассистентов до тех пор, пока не достигнут уровня компетентности, позволяющего самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.

Джеральд Кучер анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что современные методы удостоверения квалификации способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Он отмечает, что компетентность может варьироваться в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, и тогда не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту.

Вопрос 11. Управленческий подход к профессионально-экономической компетентности.


При разработке модели профессиональных компетенций сотрудников-экономистов предприятия сначала требуется определить цели, под которые будет формироваться данная модель. В качестве таких целей могут быть:

- Создание набора инструментов для объективного отбора квалифицированных специалистов. В этом случае оценка уровня компетенций позволит повысить качество отбора кандидатов на должность экономиста.

- Разработка системы мотивации сотрудников и определение размера вознаграждения, что позволяет избавиться от субъективизма в установлении стимулирующих надбавок и повысить их легитимность.

- Выявление фактического уровня компетентности сотрудников-экономистов и определение возможных направлений группового или индивидуального повышения квалификации для достижения желаемых компетенций.
Корпоративные управленческие компетенции определяются такими навыками и умениями, как:

  • разработка эффективных решений; формулирование задач;  планирование этапов и организация процессов выполнения работы;

  • проведение переговоров;

  • организация встреч, презентаций; взаимодействие со всеми структурами организации;

  • способность мотивировать;

  • ориентировать на достижение поставленных целей.



Вопрос 12. Принципы и содержание проектирования  экономического образования.

Принципы формирования содержания образования - основные положения, которыми руководствуются при разработке содержания образования и содержания обучения. Наряду с общедидактическими (принципы научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности) выделяют специфические принципы, связанные с профессиональным образованием:

  • соответствия содержания образования и обучения целям подготовки специалиста;

  • деятельностный подхода к определению содержания обучения;

  • опережающий (прогностический) характер формирования содержания;

  • учет закономерностей профессионального становления и развития личности.

Содержание проф.образования – это система понятий. Выделяют несколько смысловых аспектов «понятие» (напр., объективный. Понятие как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отличия предметов и явлений). На уровне учебного предмета структура содержания представлена как иерархия всеобщих, общих и частных понятий.