Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.
Мы провели опрос среди учащихся 2-х классов (2 «б»- 26 человек и 2 «а»-27 человек) средней общеобразовательной школы № 3. Детям было необходимо выбрать из ряда продуктов 10 наименований, которые они чаще всего употребляют в пищу. Получили следующие результаты:
Таблица 4. Часто употребляемые продукты школьниками (анкета).
Результаты исследования показаны на приведенной ниже диаграмме 4. Здесь мы видим в процентном соотношении, как распределились часто употребляемые продукты учащимися вторых классов суммарно.
Диаграмма 4.Часто употребляемые продукты учащимися вторых классов.
Итак, часто употребляемые продукты это: горячие блюда (так как образовательным учреждением организован 100% охват горячим питанием детей в начальной школе), так же100% оппонентов употребляют чипсы, макароны, картофель, сосиски, пельмени, конфеты и шоколад. 50 % детей часто употребляют в пищу лимонады и «Кока-Колу», курицу, котлеты, бананы. Практически не употребляют учащиеся в пищу молочные каши, гречневую кашу, свежие овощи. Совершенно не употребляют минеральную воду и витамины. Следовательно можно сделать вывод, что питание исследуемых детей не здоровое, так как продукты, которые они употребляют часто в пищу: макароны, чипсы, сосиски, пельмени, конфеты, лимонады не являются гарантом здорового питания.
Регулярные физические нагрузки - немаловажный аспект формирования здорового образа жизни. В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице № 5 приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся начальных классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше
доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Таблица 5.Рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся начальных классов.
Нами было проведено тестирование двигательной активности (ДА) учащихся 2 «Б» и 2 «А» классов МОБУ СОШ № 3. Учащиеся заполняли таблицу, где перечислены виды ДА, в числе которых утренняя гимнастика (зарядка), пешая ходьба, подвижные организованные перемены, физкультминутки, уроки физической культуры, спортивные занятия в секциях и клубах, занятия хореографией, танцами, туристические походы, прогулки на велосипеде, роликах, выходные на природе.
Данные нашего исследования вынесены в диаграмму 5 в количественном соотношении раздельно по двум классам.
Диаграмма 5. Результаты тестирования двигательной активности учащихся.
Итак, мы видим, что все школьники занимаются теми видами активной двигательной деятельности, которые в полном объеме предоставляет им школа: уроки физкультуры, зарядка перед первым уроком, физкультминутки на уроках. Родители предпочитают детей от дома до школы и обратно привозить на личном автотранспорте, так как нет времени из-за собственной занятости сопровождать маленького ученика пешком в школу. Еще меньше детей, которые занимаются спортом и танцами. Дети в опрошенных классах практически не ездят в свободное время от учебы на велосипеде и роликах, не проводят выходные на природе. Многие объясняют это интересом посмотреть мультфильмы, кино или поиграть в компьютерные игры. Никто из опрошенных детей не ходил в походы, но очень хотел бы. Исследование выявило и тот факт, что в школе не организуют динамические переменки, по-видимому из-за не имения свободных рекреаций и нежелания учителей тратить свои 10-20 минут свободного времени на перемене для организации игр с детьми на свежем воздухе.
Как мы видим: даже при самых благоприятных условиях общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактическая специально организованная двигательная активность ограничивается 3—4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.
Мы исследовали мотивационные установки к активной двигательной деятельности у младших школьников. Нас интересовало, что побуждает детей к спортивным занятиям?
Диаграмма 6. Что побуждает детей к спортивным занятиям?
Из приведенной выше диаграммы № 6 мы видим, что наибольшую оценку, как у мальчиков, так и у девочек получила такая категория, как желание много двигаться. Наименьшее значение для детей во время занятий спортом, оказывается, имеет его результативность. Между этими двумя мотивациями находятся две остальные, одна из которых имеет большое значение -оздоровление. Значит первостепеннейшей задачей перед учителями начальных классов стоит разъяснительная работа по формированию знаний учащихся о двигательной активности как здоровье сберегающем факторе.
Наши небольшие исследования показали, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне. По полученным нами данным только примерно 40 % двигательной активности реализуется через здоровье сберегающую деятельность, организованную школой, а так же спортивными и танцевальными секциями, а остальные 60%- школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако, как показали данные нашего исследования большинство школьников проводят выходные дни лежа у телевизора.
Личная гигиена, прежде всего, состоит в поддержании чистоты кожи. Ведь если этого не делать, то вследствие регулярного выделения железами кожи пота и жира в совокупности с внешними загрязнениями создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов и развития заболеваний.
Под закаливанием понимают приспособление организма к неблагоприятным условиям окружающей среды – температуры, влажности, давления. Но чаще всего речь идёт, конечно, о холодной температуре. Самыми оптимальными способами закаливания являются растирания холодной водой, контрастный душ, солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом, физическими упражнениями и купании в прохладной воде. Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам. Правда, стоит отметить, что процедуры закаливания действуют весьма короткое время, поэтому их стоит проводить регулярно.
Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Правильнее нужно сказать – их вообще изначально не должно быть у здорового человека. Но если случилось так, что они имеют место, то нужно обязательно от них быстрее избавиться. К вредным привычкам, как все знают курение, употребление алкоголя. Хотя в наше время эти привычки врачи-наркологи классифицируют как наркомании. Курение крайне вредно для организма, поскольку вызывает заболевания лёгких, сердечно-сосудистой системы, неблагоприятно влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. У курящих людей гораздо больше риска заболеть онкологическими заболеваниями, причём не только лёгких, но и других органов. Курение играет провоцирующую роль при возникновении язвы желудка, инфаркта миокарда. Из всего сказанного можно сделать вывод, что курение укорачивает человеческую жизнь и никак не способствует здоровому образу жизни. Алкоголь также пагубно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития цирроза, приводит к дистрофическим процессам сердечной мышцы, пагубно влияет на головной мозг, разрушая нервные клетки и приводя к деградации личности. На сегодняшний день средства массовой информации, рекламные плакаты, личный пример взрослого населения и недостаток знаний о влиянии вредных привычек на организм, особенно ребенка, значительно укорачивают жизнь подрастающего поколения, ведут к деградации нации и ее медленному умиранию. По мнению врачей и ученых из всех причин преждевременной смерти, включая болезни, наследственность, экологию, природные катаклизмы и несчастные случаи, вредные привычки занимают ведущее место, и именно этот фактор является наиболее управляемым со стороны самого человека.
Мы провели опрос среди учащихся 2-х классов (2 «б»- 26 человек и 2 «а»-27 человек) средней общеобразовательной школы № 3. Детям было необходимо выбрать из ряда продуктов 10 наименований, которые они чаще всего употребляют в пищу. Получили следующие результаты:
Название продукт | 2 «б» класс | 2 «а» класс |
Яблоки | 9 | 11 |
Пирожки, булочки | 6 | 7 |
Банан | 12 | 17 |
Конфеты, шоколад | 26 | 27 |
Котлеты | 14 | 18 |
Пельмени | 26 | 27 |
Курица | 13 | 17 |
Сосиски | 26 | 27 |
Картофель | 26 | 27 |
Макароны | 26 | 27 |
Гречневая каша | 7 | 2 |
Молочная каша | 4 | 0 |
Овощи (свежие огурцы и помидоры) | 7 | 9 |
Суп, борщ | 26 | 27 |
Чипсы | 26 | 27 |
Компот | 12 | 9 |
Минеральная вода | 0 | 0 |
Кока-кола, лимонад | 17 | 13 |
Витамины (витаминки) | 0 | 0 |
Таблица 4. Часто употребляемые продукты школьниками (анкета).
Результаты исследования показаны на приведенной ниже диаграмме 4. Здесь мы видим в процентном соотношении, как распределились часто употребляемые продукты учащимися вторых классов суммарно.
Диаграмма 4.Часто употребляемые продукты учащимися вторых классов.
Итак, часто употребляемые продукты это: горячие блюда (так как образовательным учреждением организован 100% охват горячим питанием детей в начальной школе), так же100% оппонентов употребляют чипсы, макароны, картофель, сосиски, пельмени, конфеты и шоколад. 50 % детей часто употребляют в пищу лимонады и «Кока-Колу», курицу, котлеты, бананы. Практически не употребляют учащиеся в пищу молочные каши, гречневую кашу, свежие овощи. Совершенно не употребляют минеральную воду и витамины. Следовательно можно сделать вывод, что питание исследуемых детей не здоровое, так как продукты, которые они употребляют часто в пищу: макароны, чипсы, сосиски, пельмени, конфеты, лимонады не являются гарантом здорового питания.
Регулярные физические нагрузки - немаловажный аспект формирования здорового образа жизни. В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице № 5 приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся начальных классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше
доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Классы | Ежедневный объем времени (часов) | Культурно-оздоровительные мероприятия | |||
Гимнастика до учебных занятий (мин) | Физкультминутка на уроках (мин) | Подвижные перемены (мин) | Спортивный час в продленном дне (ч) | ||
I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
II | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
III | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1-1,5 |
IV | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1-1,5 |
Таблица 5.Рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся начальных классов.
Нами было проведено тестирование двигательной активности (ДА) учащихся 2 «Б» и 2 «А» классов МОБУ СОШ № 3. Учащиеся заполняли таблицу, где перечислены виды ДА, в числе которых утренняя гимнастика (зарядка), пешая ходьба, подвижные организованные перемены, физкультминутки, уроки физической культуры, спортивные занятия в секциях и клубах, занятия хореографией, танцами, туристические походы, прогулки на велосипеде, роликах, выходные на природе.
Данные нашего исследования вынесены в диаграмму 5 в количественном соотношении раздельно по двум классам.
Диаграмма 5. Результаты тестирования двигательной активности учащихся.
Итак, мы видим, что все школьники занимаются теми видами активной двигательной деятельности, которые в полном объеме предоставляет им школа: уроки физкультуры, зарядка перед первым уроком, физкультминутки на уроках. Родители предпочитают детей от дома до школы и обратно привозить на личном автотранспорте, так как нет времени из-за собственной занятости сопровождать маленького ученика пешком в школу. Еще меньше детей, которые занимаются спортом и танцами. Дети в опрошенных классах практически не ездят в свободное время от учебы на велосипеде и роликах, не проводят выходные на природе. Многие объясняют это интересом посмотреть мультфильмы, кино или поиграть в компьютерные игры. Никто из опрошенных детей не ходил в походы, но очень хотел бы. Исследование выявило и тот факт, что в школе не организуют динамические переменки, по-видимому из-за не имения свободных рекреаций и нежелания учителей тратить свои 10-20 минут свободного времени на перемене для организации игр с детьми на свежем воздухе.
Как мы видим: даже при самых благоприятных условиях общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактическая специально организованная двигательная активность ограничивается 3—4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.
Мы исследовали мотивационные установки к активной двигательной деятельности у младших школьников. Нас интересовало, что побуждает детей к спортивным занятиям?
Диаграмма 6. Что побуждает детей к спортивным занятиям?
Из приведенной выше диаграммы № 6 мы видим, что наибольшую оценку, как у мальчиков, так и у девочек получила такая категория, как желание много двигаться. Наименьшее значение для детей во время занятий спортом, оказывается, имеет его результативность. Между этими двумя мотивациями находятся две остальные, одна из которых имеет большое значение -оздоровление. Значит первостепеннейшей задачей перед учителями начальных классов стоит разъяснительная работа по формированию знаний учащихся о двигательной активности как здоровье сберегающем факторе.
Наши небольшие исследования показали, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне. По полученным нами данным только примерно 40 % двигательной активности реализуется через здоровье сберегающую деятельность, организованную школой, а так же спортивными и танцевальными секциями, а остальные 60%- школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако, как показали данные нашего исследования большинство школьников проводят выходные дни лежа у телевизора.
Личная гигиена, прежде всего, состоит в поддержании чистоты кожи. Ведь если этого не делать, то вследствие регулярного выделения железами кожи пота и жира в совокупности с внешними загрязнениями создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов и развития заболеваний.
Под закаливанием понимают приспособление организма к неблагоприятным условиям окружающей среды – температуры, влажности, давления. Но чаще всего речь идёт, конечно, о холодной температуре. Самыми оптимальными способами закаливания являются растирания холодной водой, контрастный душ, солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом, физическими упражнениями и купании в прохладной воде. Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам. Правда, стоит отметить, что процедуры закаливания действуют весьма короткое время, поэтому их стоит проводить регулярно.
Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Правильнее нужно сказать – их вообще изначально не должно быть у здорового человека. Но если случилось так, что они имеют место, то нужно обязательно от них быстрее избавиться. К вредным привычкам, как все знают курение, употребление алкоголя. Хотя в наше время эти привычки врачи-наркологи классифицируют как наркомании. Курение крайне вредно для организма, поскольку вызывает заболевания лёгких, сердечно-сосудистой системы, неблагоприятно влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. У курящих людей гораздо больше риска заболеть онкологическими заболеваниями, причём не только лёгких, но и других органов. Курение играет провоцирующую роль при возникновении язвы желудка, инфаркта миокарда. Из всего сказанного можно сделать вывод, что курение укорачивает человеческую жизнь и никак не способствует здоровому образу жизни. Алкоголь также пагубно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития цирроза, приводит к дистрофическим процессам сердечной мышцы, пагубно влияет на головной мозг, разрушая нервные клетки и приводя к деградации личности. На сегодняшний день средства массовой информации, рекламные плакаты, личный пример взрослого населения и недостаток знаний о влиянии вредных привычек на организм, особенно ребенка, значительно укорачивают жизнь подрастающего поколения, ведут к деградации нации и ее медленному умиранию. По мнению врачей и ученых из всех причин преждевременной смерти, включая болезни, наследственность, экологию, природные катаклизмы и несчастные случаи, вредные привычки занимают ведущее место, и именно этот фактор является наиболее управляемым со стороны самого человека.