Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методом анкетирования младших школьников нами был определен уровень сформированности их ЗОЖ. Вопросы анкеты направлены на изучение гигиенических навыков ребенка, его привычек, поведения, образа жизни. По итогам анкетирования младших школьников было установлено, что ЗОЖ ведут только 9,1 % школьников экспериментального и 9,5 % контрольного класса. Эти дети обладали высоким уровнем сформированности ЗОЖ. Средний уровень сформированности ЗОЖ, обусловленный появлением вредных привычек, с которыми пока не трудно бороться, имели соответственно 13,6 % и 14,3 % школьников экспериментального и контрольного классов. Уровень сформированности ЗОЖ ниже среднего, характеризующийся проявлением здоровье разрушающего поведения, имели 36,4 % и 33,3 % учащихся экспериментального и контрольного классов. Подавляющее большинство школьников (40,9 % в экспериментальном и 42,9 % в контрольном классе) имели низкий уровень сформированности ЗОЖ. С ними необходимо было срочно активизировать борьбу за здоровье через изменение образа жизни.

Так же на констатирующем этапе эксперимента проведено анкетирование родителей второклассников экспериментального и контрольного классов с целью выявления готовности семьи оказать помощь школе в формировании ЗОЖ младших школьников. Анкетированием было охвачено 56 родителей. В анкете открытого типа было 4 вопроса. В результате обработки полученных ответов родителей сформулированы их часто встречающиеся суждения следующим образом:

Что Вы понимаете под термином «здоровье»?

- это правильная, нормальная деятельность организма, полное физическое и психическое благополучие (45,2 %);

- не болеть, правильно питаться, выполнять физические упражнения, закаляться отдыхать (15 %);

- это «жизненная сила» организма человека. Чем она выше, тем меньше возможность заболеть при неблагоприятных условиях (6,3 %);

- хорошее самочувствие, бодрость духа, «цветущий вид» (15 %);

- оптимальное состояние организма человека, когда все его функции согласованы, т. е. «тело и дух взаимодействуют максимально». Такое состояние, когда о нем не задумываешься, пока не начнешь болеть (15 %);

- наличие «физической возможности для выполнения поставленных целей» (6,2 %).

Что, по Вашему мнению, означает термин «ЗОЖ»?

- занятия спортом, соблюдение режима дня, правильное питание, отсутствие вредных привычек, «чистка организма», благоприятная психологическая обстановка (66,3 %);


- разнообразие в жизни и «насыщенность без вредных привычек» (6,2 %);

- поддержание состояния организма в норме (15 %);

- постоянная работа с ребенком по «совместному ведению ЗОЖ и разъяснению смысла отдельных его компонентов» (6,2 %);

- жить в гармонии с собой и окружающим миром. Быть физически и морально здоровым (6,3 %).

В чем особенности ЗОЖ детей?

- соблюдение режима дня, оптимального соотношения нагрузок (отдыха, сна), закаливание, правильное питание, подбор

витаминов, занятия физкультурой, поддержание осанки, гигиены. Обеспечивается родителями (72,5 %);

- затруднялись ответить, считая, что ЗОЖ — это «что-то связанное с коллективом» (15 %);

- «исключение факторов риска, приводящих к сколиозу и плоскостопию, гиподинамии, авитаминозу, белковому голоду, неврозу» (6,25 %);

- создание условий, чтобы сам ребенок захотел вести ЗОЖ, никаких жестких запретов, «мягкое направление энергии в нужное русло» (6,25 %);

Ведет ли Ваша семья ЗОЖ?

- да (40%);

- нет (6,3 %);

- иногда («частично») (26,2 %);

- стремится (15 %);

- есть желание, нет возможности (6,3 %);

- «по-моему — да, в общепринятом смысле — нет» (6,2 %).

Анкетирование родителей показало их понимание важности проблемы формирования ЗОЖ в младшем школьном возрасте, готовность к сотрудничеству, а, следовательно, подтвердило актуальность начатой работы.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента получены и проанализированы исходные сведения о состоянии здоровья, физическом, психофизиологическом статусе младших школьников экспериментального и контрольного классов, методом анкетирования выявлены приоритетные проблемы, связанные с формированием ЗОЖ, оптимизацией психоэмоционального состояния школьников на уроке и их оздоровлением средствами туристской деятельности. Уровень сформированности ЗОЖ младших школьников контрольного и экспериментального классов, установленный путем анкетирования, изначально оказался достаточно низким у большинства детей, что также определило своевременность и актуальность начатой работы.

В констатирующем эксперименте были созданы условия становления нового вида деятельности младших школьников — формирование ЗОЖ посредством туристской деятельности. Таким образом, первые этапы деятельности младших школьников по формированию их ЗОЖ в контексте предложенной Системы и технологии данного процесса были начаты уже на констатирующем этапе.


На втором этапе - этапе формирующего эксперимента - мы апробировали разработанную нами Систему. Экспериментальная работа осуществлялась на протяжении 2009-2012 учебного года.

Использование возможностей процесса обучения и рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Формирующий эксперимент, проведенный в экспериментальном классе, включал в себя следующие компоненты:

• строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимизацию расписания, питания младших школьников;

• проведение уроков здоровья;

• организацию динамических часов, оптимизацию двигательной активности школьников на переменах;

• просветительскую работу с родителями;

• психолого-педагогический, медико-валеологический мониторинг здоровья и развития младших школьников;

• составление и апробирование программы по формированию ЗОЖ младших школьников путем включения их в туристскую деятельность.

Проводимые системно и только в комплексе эти мероприятия могут оказать существенное влияние на формулировку младшими школьниками цели сохранения и укрепления здоровья на основе ведения ЗОЖ. Остановимся подробнее на их содержании.

Необходимо отметить, что санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса в МОБУ СОШ № 3 Хостинского района г.Сочи соблюдаются строго. Этому способствует постоянное сотрудничество школы с Роспотребнадзором города. Тем не менее, учителю экспериментального класса в ходе педагогического эксперимента даны рекомендации по размещению иллюстративного, наглядного материала на доске: вся наглядно-образная информация помещалась в левое поле зрения детей, а схемы, графики, вся вербальная информация - в правое. Это способствовало активизации определенного полушария головного мозга учащихся в образовательном процессе под руководством учителя, что в целом оптимизировало межполушарную асимметрию головного мозга, облегчало восприятие учебной информации детьми. Над доской помещались планшеты для зрительной гимнастики, что давало возможность учителю, не отвлекаясь надолго, проводить зрительную релаксацию. Осуществлена оптимизация расписания уроков учащихся экспериментального класса на основе рекомендаций таблицы И.Г. Сивкова.
14 Организовано полноценное горячее питание школьников со 100% охватом.

В классе на уроках создавалась доброжелательная атмосфера спокойная рабочая обстановка. Большую помощь в содержательной части образовательного процесса оказали психолог, школьный врач, администрация школы.

Одной из форм работы с детьми по формированию их ЗОЖ, валеологических знаний стали классные часы, или так называемые уроки здоровья. На этих уроках, применяя игровую технологию («учимся играя») во втором классе мы рассказывали детям об организме человека, и закрепляли основные правила гигиенического поведения, полученные еще в ДОУ. Для полноты усвоения достаточно сложного материала для малышей использовано много наглядных пособий, особенно при изучении тем «Как видит глаз», «Как устроено ухо человека» и др.. На этих уроках отмечена высокая активность

самих детей: вместе с учителем они охотно сочиняли загадки, рисовали, участвовали в играх. Это помогло провести рефлексивный анализ валеологической деятельности учащихся.

В доступной для детей форме изучались способы профилактики болезней, предупреждения несчастных случаев и оказания первой помощи себе и другим. Второклассники активно работали с «Дневниками здоровья», вели валеологический словарик, в котором записывали незнакомые термины. В третьем классе методы работы усложнялись, использовались новые: составление кроссвордов, сочинение сказок, формулировка и зарисовка основных правил и выводов по теме занятий. И все же ведущим методом работы с детьми оставалась игра.

Третьеклассники на уроках «Заседание круглого стола Знаек» вели обсуждение эмоциональных и нравственных аспектов поведения, волнующих ребенка в этом возрасте: почему мы часто говорим неправду, как вести себя с незнакомыми людьми? Школьники самостоятельно готовили доклады и сообщения по теме урока, охотно участвовали в деловых играх и инсценировках, разыгрывали диалоги во время урока.

Работу по формированию у детей навыков здорового образа жизни мы осуществляли не только на специальных занятиях, но и, практически, на всех уроках, преподаваемых в начальных классах. Разнообразные физкультминутки, комплексы физических и психологических упражнений, которые проводил учитель на уроках, позволяли детям активно подвигаться, снять напряжение, переключиться на другой вид деятельности.

Мы приведем несколько примеров физкультминуток:


Комплекс 1. «Паучок» - рекомендуется для урока чтения.

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.

В городскую лавку сходил и другую лапку купил.

Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.

Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.

Упражнения

1. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и.п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.

2. И.п.: стоя на правой, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.

3. И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и.п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.

Методические указания

Направлено на формирование правильной осанки. Выполняя упор присев, спину держать прямо.

Способствует формированию чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, с приземлением на носки, туловище вперед не наклонять.

Имитация танцевальных движений

Комплекс 2. «Лошадки» - рекомендуется для урока письма

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

Упражнения

1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.

2. И.п.: то же. 1 – ладони вверх; 2 – и.п.; 3-4 то же.

3. И.п.: то же. 1-3 – сгибание и разгибание пальцев; 4 – пауза.

4. И.п.: о.с. 1-2 – одновременные круговые движения рук назад; 3-4 – то же поочередно то правой, то левой рукой.

5. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. Маятнико-образные движения рук слева направо и справа налево. 4 раза.

Методические указания

Дети произносят последнюю фразу.

Упражнений № 1, 2, 3 выполняются легко и энергично.

Направлено на формирование правильной осанки.

Направлено на расслабление мышц. Выполнять маятникообразные движения. Имитировать полоскание белья.