Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Степень утомления организма отражается нашей психикой и субъективно воспринимается как усталость. Усталость — это психологическое состояние, препятствующее успешной реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности. Обычно оно сопровождается тяжестью в голове, в конечностях, «разбитостью», возникновением отрицательных мотивов к труду, к дальнейшему выполнению функциональных обязанностей. Кадровику следует знать, что в ряде случаев чувство усталости возникает задолго до наступления утомления.
Это происходит при отсутствии у человека устойчивых мотивов, слабом осознании им важности безупречного выполнения своих обязанностей, отсутствии интереса к данному виду работы, а также в случае, когда преждевременное появление усталости явилось результатом неблагополучного климата в коллективе или из-за грубости и нетактичности руководителя, из-за ухудшения настроения работника, вызванного семейными неурядицами, получением неприятных известий и т.п. И наоборот, возможно подавление усталости при наличии явных признаков утомления. Такие случаи характерны для специалистов увлеченных, любящих свое дело, хорошо относящихся к труду, с высоким уровнем сознательности и ответственности.
Зависимость момента возникновения чувства усталости от психических предпосылок открывает для специалиста по работе с персоналом большие перспективы по целенаправленному управлению этим состоянием, поддержанию высокой результативности деятельности. Психический механизм подавления, отодвигания времени возникновения состояния усталости основывается на свойстве сознания иметь в сфере внимания ограниченное количество объектов и явлений внешней и внутренней среды.
Более выражено признаки утомления проявляются на этапе неустойчивой компенсации. Работнику чаще всего уже не удается волевым усилием поддерживать высокий уровень производительности труда, точно и своевременно реагировать на изменение обстановки на рабочем месте. В этот период все более выражено проявляется чувство усталости, сопровождаемое значительными изменениями физиологических показателей. Время наступления периода неустойчивой компенсации зависит от индивидуальных особенностей работника, его выносливости, тренированности, режима жизни и деятельности организации, отдыха и ряда других факторов. При появлении признаков периода неустойчивой компенсации рекомендуется производить смену работников или учитывать время наступления этого этапа при нормировании труда (например, перерывы в работе).
Кадровику необходимо помнить, что даже при одинаковой степени утомления наступление периода неустойчивой компенсации в значительной степени зависит от сознательности человека, развития его волевых качеств, дисциплинированности, позволяющих отодвинуть момент выхода утомления на психологический уровень превращения его в состояние усталости, резко ослабляющее эффективность решаемых задач.
На этапе прогрессивного снижения эффективности деятельности отмечается быстрое нарастание утомления, резко возрастает количество ошибочных действий, происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Дальнейшее выполнение обязанностей является нецелесообразным, так как организм выходит за пределы обычной физиологи ческой нормы.
В то же время это не свидетельствует об израсходовании всех возможностей организма для продолжения деятельности. Так, например, широко известно, что даже в состоянии крайней усталости в ряде случаев у работников наблюдается за 20—30 минут до окончания смены кратковременное повышение эффективности деятельности (так называемый «конечный порыв»).
Подобное кратковременное повышение дееспособности психологи связывают с улучшением настроения работника, его жизненного тонуса, волевой мобилизацией оставшихся энергетических ресурсов при осознании приближения момента окончания успешно прошедшей рабочей смены, а, следовательно, изменения режима жизнедеятельности, перехода к послесменному отдыху и к восполнению энергетических затрат. Наступает момент, когда уже нет необходимости растягивать остаток сил на продолжительное время, а можно и нужно вложить их в качествен ное выполнение рабочего алгоритма.
В некоторых случаях конечный порыв вызывается стремлением человека показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свою выносливость, зрелость, умение и мастерство перед пришедшими на их смену коллегами или другими людьми (например, руководителем). Это легко понять, если учесть, что члену коллектива совсем небезразлично мнение окружающих, тем более начальника, о качестве проделанной им работы. Внешне эта заинтересованность может либо вообще не высказываться, либо работник будет ее маскировать пренебрежением к похвале.
Хорошо изучены колебания производительности труда, вызываемые суточным ритмом жизни человека. Этот ритм является результатом привыкания к цикличности таких природных процессов, как бодрствование и сон. Наиболее высокая эффективность труда в 8.00—12.00, а также в период между 17.00 и 21.00. Хуже всего работники справляются с рабочими заданиями в такие временные интервалы, как 14.00—16.00 и особенно 2.00—6.00 ночи. Установлено, что 25% опрошенных водителей засыпали за рулем между 12 и 15 часами дня и 58% водителей — в промежуток 0.00—5.00 утра.
Работоспособность в течение суток также зависит от типа личности. Так называемые «совы» (около 30%) лучше приспособлены к вечернему труду. «Жаворонкам» лучше работается в первой половине дня. «Голуби» или «аритмики» примерно одинаково работоспособны как днем, так и вечером.
Известна простая методика по выявлению своей принадлежности к тому или иному типу работников. Ее автор — немецкий физиолог Г. Хольдебрант. Необходимо число сердечных сокращений в минуту (в спокойном состоянии) разделить на количество дыхательных актов (вдох-выдох) в минуту. Если у вас получилось соотношение 4 : 1, то вы — аритмик. Если это соотношение 5 — 6 : 1, то вы — «жаворонок». Если же это соотношение в виде более 6 : 1, то вы сова.
Также выявлено изменение продуктивности труда в течение рабочей недели. В основу исследований были положены изменения в частоте возникновения случаев производственного травматизма. Выявлено, что наиболее низкая продуктивность труда в понедельник (вспомним известное «понедельник — день тяжелый», «ничего важного в понедельник не решается» и т.п.). Наиболее высокая продуктивность труда в среду и четверг, а к концу недели она снижается.
Соблюдение режимов труда и отдыха
В зависимости от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия по режиму труда и отдыха:
· перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;
· изменение темпа (ритма) работы;
· сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;
· использование музыки во время работы.
Перерывы на отдых должны организовываться в соответствии со следующими принципами:
1. Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.
2. Не менять часто введенный режим.
3. Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.
4. При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.
5. Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.
6. Для каждого вида труда необходимо свое чередование труда и отдыха. Известно, например, что большую роль в усвоении материала играют перерывы в учебе. В средней школе длительность урока равна 40—45 минутам. Это связано с временем сохранения устойчивого внимания к объекту изучения. В высшей школе учебные занятия проходят спаренными часами по 80—90 минут. Негативные стороны спаренных часов заключаются не только в образовании застойных процессов в организме, но и, как следствие, — в сниженной интеллектуальной активности слушателей после 40—45 минут занятий.
Время, необходимое для перерыва по восстановлению работоспособности
Рис. 1.2.1. Время, необходимое для перерыва по восстановлению работоспособности
В целом же при тяжелом физическом труде целесообразны более редкие, но продолжительные паузы, а при умственной нагрузке (особенно при наличии психологического напряжения) — короткие, но частые.
Нарушение чередования труда и отдыха способствует быстрому развитию состояния утомления, что, в свою очередь, снижает интерес к выполняемой работе, повышает раздражительность, возбудимость, которая проявляется в ухудшении сна и головных болях.
Длительность периодов производительного труда определяется не только расходованием энергии на выполнение рабочих функций, но и необходимостью дополнительных усилий на поддержание рабочей позы при отсутствии рациональных точек опоры для ног, спины, рук и головы.
Вывод к главе I.
1. Режим труда и отдыха — это установленный для каждого вида работ порядок чередования и продолжительность периодов работы и отдыха.
Различают следующие виды режимов труда и отдыха: сменный, суточный, недельный, месячный и годовой.
Главными элементами, составляющими сменный режим труда и отдыха, являются установленная общая продолжительность рабочего дня, время начала и окончания работы, время предоставления и продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность других регламентированных перерывов на отдых. Суточный режим труда и отдыха включает установление количества и чередования смен, начала и окончания работы в сменах, перерывов на отдых и сон.
Режим труда и отдыха на протяжении недели (месяца) определяется установленным количеством рабочих дней и часов в неделю (месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а также чередования работы в различные смены.
Годовой режим труда и отдыха обусловлен общим количеством часов и дней работы за год, установленной периодичностью и длительностью основных и дополнительных отпусков.
2. Рациональный режим труда и отдыха — это чередование работы и перерывов на протяжении смены, недели, месяца, года, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работника при эффективном использовании производственного оборудования.
Режимы труда и отдыха устанавливаются исходя из конкретных особенностей деятельности организации или подразделения и должны быть обоснованы в экономическом, психофизиологическом, социальном и законодательном аспектах.
Экономическое обоснование подразумевает оптимальное использование оборудования по времени и мощности при полной загрузке работников, что в конечном счете влияет на эффективность производства.
Психофизиологическое обоснование предполагает учет требований физиологии и психологии труда, в частности, учет динамики работоспособности, факторов, влияющих на утомление работника, и времени, необходимого для восстановления работоспособности. Социальное обоснование предполагает учет интересов не только производственных работников, но и персонала всех других сфер деятельности.
Разработка оптимальных режимов труда и отдыха должна выполняться с учетом определения сменности и длительности рабочих смен, перерывов на отдых и обед с учетом специфики организации производства, половозрастного состава работающих и др.