Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Чем полезен был урок для вас?

Домашнее задание

Упр. 322 (с. 143).

__________________________

Тема: Итоговый контрольный диктант

Цель:проверить знания, умения и навыки по темам, изучен­ным в 4 классе.

Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре­флексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёг­кую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах раз­весили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говор­ливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78слов)

Грамматическое задание

1. В последнем предложении выделить основу, выписать сло­восочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.

(Можно использовать КИМы: контрольный диктант

(с. 92—93); сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 263—266).)

III. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?

— В написании каких слов вы сомневались?

Тема: Анализ контрольного диктанта. Повторение

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить изученный материал.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий дейст­вия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, чтоуже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Учащиеся классифицируют допущенные ошибки и запол­няют таблицу.)

Орфограммы

Количество ошибок

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением




Парные согласные в корне слова




Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нч




Мягкий знак — показатель мягкости согласных




Разделительный твёрдый знак




Безударные падежные окончания имён существительных




Безударные личные окончания глаголов




Безударные падежные окончания имён прилагательных




Не с глаголами




Слова с непроверяемым написанием




Пропуск, замена букв




Всего ошибок




— Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обо­значьте орфограммы, подберите проверочные слова.



(Ученики, исправившие ошибки, выполняют индивидуаль­ные задания на карточках (в зависимости от вида ошибок, допу­щенных в диктанте).)

Орфограммы корня

— Запишите слова в три столбика в зависимости от вида ор­фограммы. Вставьте пропущенные буквы.

Поз..няя, варе..ки, д.леко, звёз..ная, доро..ка, подру..:ка, щеб..тание, опасный, м..тла, г..л..ва, праздничный, с..стра^'заморски, г..л..дание, дер..вца.

Безударные личные окончания глаголов

1. Запишите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. Вставьте пропущенные буквы.

Хихика..т, хохоч..т, смеётся; говорит, шепч..т, кричит; разруш..т, ис­портит, слома..т; плач..т, хныч..т, рыда..т.

2. Спишите загадки, вставьте пропущенные буквы. Запишитеотгадки.

Кто по ёлкам ловко скач..т

И взлета, .т на дубы?

Кто в дупле орешки пряч..т,

Суш..т на зиму грибы?

У порога плач..т, коготки пряч..т,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлыч..т, запоёт.

Безударные падежные окончания имён прилагательных Поставьте вопрос от имени существительного к имени прила­гательному, вставьте пропущенные окончания прилагательных. По мокр., траве, нет любим., дела, из ближн.. колодца, в нов., доме, по тёпл.. морю, лёгк.. вёдра, о смел., бойцах.

Безударные падежные окончания имён существительных — Выпишите имена существительные с безударными оконча­ниями, укажите их склонение и падеж. Я воробушек обычный, К русской зимушке привычный. Хоть свирепы холода, Мне метели не беда, Если ты кладёшь в кормушку Хлеба вкусного краюшку. Птицам крошек не жалей — Станет другом воробей. (Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить сле­дующее задание.)

— Составьте текст по опорным словам.

Весна, солнце, проталины, подснежника, журчат, набухают, радост­но, прилетят, загалдят.

III. Физкультминутка

IV. Повторение

Письмо по памяти

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Толстой

- Что такое «кувшинчик синий»?

— Составьте текст-описание по теме «Первые весенние цве­ты», не называя цветок.

(Проверка. Учащиеся читают свои тексты. Класс отгадывает, о каком цветке идёт речь.)

— Почему в ваших сочинениях много местоимений?

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Чем полезен был для вас урок?

____________

Тема: Звуки и буквы


Цель:вспомнить звуки русского языка, их обозначение буквами.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре­зультатов деятельности; моделирование; к. — владение монологи­ческой и диалогической формами речи в соответствии с граммати­ческими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установле­ние связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Работа по карточкам

— Обозначьте все знакомые орфограммы в стихотворении.

Хороший день

До чего хорош денёк:

Веет лёгкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

И не надо

Ни сапог,

Ни рубахи,

Ни чулок,

Ни тужурки,

Ни калош...

До чего денёк хорош!

А. Шибаев

III. Самоопределение к деятельности

— Посмотрите на доску.

пчела [пч'ила]

город [горат]

остров [остраф]

— Что вы можете сказать об этих записях? (Это одни и те же слова, только в левом столбике дан буквенный состав слов, а в правом — звуковой.)

— Совпадают ли буквенный и звуковой состав слов? Почему?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить всё, что нам из­вестно о звуках и буквах русского языка.)

IV. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 323 (с. 143).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

2. Игра «Отгадай букву»

— Отгадайте букву, дайте её характеристику.

Женя баловался,

В жалюзи игрался:

Открывал и закрывал,

Им покоя не давал.

Но они спаслись уже —

Превратились в букву... (ж).

(Буква ж обозначает согласный звук [ж], парный по глухости-звонкости, непарный по твёрдости-мягкости.)

У лягушки Лушки

Ножки-попрыгушки.

Квак-шлёп! Квак-шлёп!

И в болотце с кочки хлоп!

Чтоб журавль её не съел,

Лушка стала буквой... (л).

(Буква л обозначает согласные звуки [л] и [л'], непарные по глу­хости-звонкости, парные по твёрдости-мягкости.)


Упрекнула якорь яхта,

Что катается без фрахта.

Спрыгнул якорь с корабля,

Превратился в букву... (я).

(Буква я в зависимости от позиции в слове может обозначать гласный звук [а] или два звука [й'а].)

Дождь полил лесочек,

Вырос гриб-грибочек.

В тот лесочек мы пойдём,

Где он спрятался, найдём.

Чтоб не печься в пироге,

Стал грибочек буквой... (г).

(Буква г обозначает согласные звуки [г] и [г'], парные по глухо­сти-звонкости и по твёрдости-мягкости.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 324 (с. 144).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Спишите стихотворение.

— Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

— Под буквами, обозначающими твёрдые согласные звуки, поставьте точки синим карандашом, а под буквами, обо­значающими мягкие согласные звуки, — зелёным.

— Как определить, твёрдый или мягкий согласный звук обо­значает буква?

— Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв.

— Выполните грамматические разборы, указанные в упраж­нении.

(Три ученика работают у доски.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 325 (с. 144-145).

(Составление устного пересказа по заданиям учебника.)

VII. Рефлексия

— Выполните звуко-буквенный разбор слов яблонька, съёжился. (Проверка по образцу на доске.)

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 10 (с. 42-45).)

VIII. Подведение итогов урока

— Что мы повторяли сегодня на уроке?

— Где могут пригодиться эти знания?

_____________________

Тема: Игра «По галактике Частей Речи»

Цель:развивать умение применять полученные знания при решении нестандартных задач.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимостиот конкретных условий; рефлексия способов и условий дейст­вия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; внесение необходимых дополнений и коррек­тив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;