Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Чем полезен был урок для вас?
Домашнее задание
Упр. 322 (с. 143).
__________________________
Тема: Итоговый контрольный диктант
Цель:проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.
Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Последние денёчки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78слов)
Грамматическое задание
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.
2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.
3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.
(Можно использовать КИМы: контрольный диктант
(с. 92—93); сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 263—266).)
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
Тема: Анализ контрольного диктанта. Повторение
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить изученный материал.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, чтоуже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Учащиеся классифицируют допущенные ошибки и заполняют таблицу.)
Орфограммы | Количество ошибок |
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением | |
Парные согласные в корне слова | |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нч | |
Мягкий знак — показатель мягкости согласных | |
Разделительный твёрдый знак | |
Безударные падежные окончания имён существительных | |
Безударные личные окончания глаголов | |
Безударные падежные окончания имён прилагательных | |
Не с глаголами | |
Слова с непроверяемым написанием | |
Пропуск, замена букв | |
Всего ошибок | |
— Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
(Ученики, исправившие ошибки, выполняют индивидуальные задания на карточках (в зависимости от вида ошибок, допущенных в диктанте).)
Орфограммы корня
— Запишите слова в три столбика в зависимости от вида орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
Поз..няя, варе..ки, д.леко, звёз..ная, доро..ка, подру..:ка, щеб..тание, опасный, м..тла, г..л..ва, праздничный, с..стра^'заморски, г..л..дание, дер..вца.
Безударные личные окончания глаголов
1. Запишите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. Вставьте пропущенные буквы.
Хихика..т, хохоч..т, смеётся; говорит, шепч..т, кричит; разруш..т, испортит, слома..т; плач..т, хныч..т, рыда..т.
2. Спишите загадки, вставьте пропущенные буквы. Запишитеотгадки.
Кто по ёлкам ловко скач..т
И взлета, .т на дубы?
Кто в дупле орешки пряч..т,
Суш..т на зиму грибы?
У порога плач..т, коготки пряч..т,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлыч..т, запоёт.
Безударные падежные окончания имён прилагательных Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному, вставьте пропущенные окончания прилагательных. По мокр., траве, нет любим., дела, из ближн.. колодца, в нов., доме, по тёпл.. морю, лёгк.. вёдра, о смел., бойцах.
Безударные падежные окончания имён существительных — Выпишите имена существительные с безударными окончаниями, укажите их склонение и падеж. Я воробушек обычный, К русской зимушке привычный. Хоть свирепы холода, Мне метели не беда, Если ты кладёшь в кормушку Хлеба вкусного краюшку. Птицам крошек не жалей — Станет другом воробей. (Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить следующее задание.)
— Составьте текст по опорным словам.
Весна, солнце, проталины, подснежника, журчат, набухают, радостно, прилетят, загалдят.
III. Физкультминутка
IV. Повторение
Письмо по памяти
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А. Толстой
- Что такое «кувшинчик синий»?
— Составьте текст-описание по теме «Первые весенние цветы», не называя цветок.
(Проверка. Учащиеся читают свои тексты. Класс отгадывает, о каком цветке идёт речь.)
— Почему в ваших сочинениях много местоимений?
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Чем полезен был для вас урок?
____________
Тема: Звуки и буквы
Цель:вспомнить звуки русского языка, их обозначение буквами.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа по карточкам
— Обозначьте все знакомые орфограммы в стихотворении.
Хороший день
До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
И не надо
Ни сапог,
Ни рубахи,
Ни чулок,
Ни тужурки,
Ни калош...
До чего денёк хорош!
А. Шибаев
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на доску.
пчела [пч'ила]
город [горат]
остров [остраф]
— Что вы можете сказать об этих записях? (Это одни и те же слова, только в левом столбике дан буквенный состав слов, а в правом — звуковой.)
— Совпадают ли буквенный и звуковой состав слов? Почему?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить всё, что нам известно о звуках и буквах русского языка.)
IV. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 323 (с. 143).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
2. Игра «Отгадай букву»
— Отгадайте букву, дайте её характеристику.
Женя баловался,
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже —
Превратились в букву... (ж).
(Буква ж обозначает согласный звук [ж], парный по глухости-звонкости, непарный по твёрдости-мягкости.)
У лягушки Лушки
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлёп! Квак-шлёп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой... (л).
(Буква л обозначает согласные звуки [л] и [л'], непарные по глухости-звонкости, парные по твёрдости-мягкости.)
Упрекнула якорь яхта,
Что катается без фрахта.
Спрыгнул якорь с корабля,
Превратился в букву... (я).
(Буква я в зависимости от позиции в слове может обозначать гласный звук [а] или два звука [й'а].)
Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдём,
Где он спрятался, найдём.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой... (г).
(Буква г обозначает согласные звуки [г] и [г'], парные по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.)
-
Работа по учебнику
Упр. 324 (с. 144).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Спишите стихотворение.
— Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
— Под буквами, обозначающими твёрдые согласные звуки, поставьте точки синим карандашом, а под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки, — зелёным.
— Как определить, твёрдый или мягкий согласный звук обозначает буква?
— Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв.
— Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.
(Три ученика работают у доски.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 325 (с. 144-145).
(Составление устного пересказа по заданиям учебника.)
VII. Рефлексия
— Выполните звуко-буквенный разбор слов яблонька, съёжился. (Проверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 10 (с. 42-45).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторяли сегодня на уроке?
— Где могут пригодиться эти знания?
_____________________
Тема: Игра «По галактике Частей Речи»
Цель:развивать умение применять полученные знания при решении нестандартных задач.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимостиот конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;