Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соот­ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа дейст­вия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Сообщения о «вежливых» словах.)

— Какую роль играют «вежливые» слова в каждой речевой ситуации?

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

(Самопроверка, самооценка.)

— Назовите слово с непроверяемой орфограммой, встретив­шееся в стихотворном отрывке. (Берёза.)

— Подчеркните орфограмму.

IV. Самоопределение к деятельности

— Расскажите, что вы знаете о берёзе. (Заслушиваются два-три рассказа. На данном этапе урокаможно использовать школьный словарик «Растения России».)

— Что вы составили? (Рассказ, текст.)

— Докажите. Что такое текст?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить, что такое текст, чем текст отличается от груп­пы предложений, научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте.

— Это текст или отдельные предложения? (Текст.)

— Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)

— Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение она указывает на то, что речь идёт о берёзе.)

— Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.)

— Какова главная мысль текста? (Берёза символ России, это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно приносит.)

— Как можно озаглавить этот текст? (Ответы детей.)


— Объясните написание выделенных слов.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр.6 (с. 8).

— Прочитайте стихотворение.

— Какими чувствами пронизаны строки?

— Прочитайте стихотворение ещё раз. Постарайтесь при чте­нии передать чувства, которые переживает автор.

— Какова тема стихотворения? (В нём рассказывается о нашей родине — России.)

— Какова главная мысль стихотворения? (У каждого в на­шей стране есть свой родной уголок, но у всех нас один общий дом — Россия, надо его беречь.)

— Спишите стихотворение.

(В сильном классе можно дать задание записать стихотворе­ние по памяти.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.7 (с. 9).

— Прочитайте текст.

— Что отражено в заглавии — тема или основная мысль?

— Как выделить в тексте части? (В каждой части содержится своя главная мысль.)

— Почему части текста называют так: вводная, или вступи­тельная, основная, заключительная? (Во вводной части чи­татель узнаёт, о чём будет текст, в основной происходят основные события, в заключительной — делается вывод, ав­тор высказывает своё отношение к событиям.)

— Что надо отразить в формулировках пунктов плана?

— Составьте план текста.

Примерный план

1. Отцовский наказ.

2. Испытание.

3. Совет отца.

— Перескажите текст, пользуясь составленным планом.

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

— Что такое тема текста?

— Что такое главная мысль текста?

Домашнее задание

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с. 9).


Тема:Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Цели:развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контрольи оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язы­ка; р. — составление плана и последовательности действий; спо­собность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе соци­альных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр.8 (с. 10).(Чтение текста учащимися.)

— Где проводил каникулы Саша?

— Кто такой Василий Васильевич?

— Что значит «определил в нахимовское училище»?

Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Оно создано для воспитания и обучения сыновей воинов, погибших на Великой Отечественной войне. Там маль­чиков готовят к учёбе в военных вузах.

— За что матросы любили мальчика?

— Какую награду придумали матросы Саше?

— Как вы понимаете значение слова вахта?

Вахта — основной вид дежурства на судах. Стоящий на вахте офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за поря­док и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время движения корабля — с мостика.

— Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда стоял на первой вахте?

— Почему такая награда выпадает не каждому? 2. Составление плана текста

— На сколько частей разделили текст?


— О чём говорится в каждой части?

— Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

Примерный план

1. Сашины каникулы.

2. Любили матросы маленького моряка.

3. Награда.

4. Первая вахта.

5. Такое счастье не каждому выпадает.

3. Лексическая работа

— Что такое крейсер?

— Что значит «усыновил сироту»?

— Объясните значение фразеологического оборота души не чаять.

— Что такое палуба?

— Кто такие сигнальщики?

— Как вы понимаете выражение усердная служба?

— К какому предложению дана иллюстрация? (Замер нахимо­вец на вахте.)

— Найдите слова, которыми называет автор Сашу. (Мальчик, сирота, маленький моряк, нахимовец.)

4. Пересказ текста по плану

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

проводилкомандовал

большойм..тросы

наградитьс.гналыцики

разрешилин..химовское

вып..даетк..рабль

пом..галкрейс.р

— По какому признаку слова разделены на группы?

— Дополните каждую группу ещё одним словом из текста.

2. Словарная работа

— Что вы узнали об истории значения слова каникулы, выпол­няя домашнее задание?

— Запишите слово каникулы в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, ре­дактирование текста.)

V. Подведение итогов урока

- Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

- Какие новые слова вы узнали из текста?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мои каникулы».

Тема: Типы текстов

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; учить распознавать повествовательный, описатель­ный тексты и текст-рассуждение.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации;
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; внесение необходимых дополнений кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, Грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)

IV. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

весёлой пёстрою стеной

стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

блестят в лазури голубой...

И. Бунин

(Самопроверка, самооценка.)

— Можно ли сказать, что это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)

— Какому времени года посвящено стихотворение? (Осени.)

— Вспомните, какой это тип текста. (Описание.)

V. Самоопределение к деятельности

— Послушайте три текста.

1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки си­рени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклее­ны на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отноше­ния: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.