Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Выполните задание.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

— К каким словам можно подобрать антонимы? Назовите их. (Устная — письменная, лёгкие (заморозки) — сильные, вкус­ный — невкусный, радостное — грустное.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 293 (с. 134).

— Прочитайте стихотворение.

— О чём в нём говорится?

— Какова его основная мысль?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 294 (с. 134).

(Учитель читает стихотворение ещё раз на фоне слайдов или видеозаписи. Беседа по вопросам упражнения, самостоятельное составление текстов. Проверка. Несколько учеников по желанию читают свои сочинения, остальные оценивают, учитель отмечает удачные моменты.)

VII. Рефлексия Выборочный диктант

— Выпишите слова в три столбика: с парными согласными вкорне, с непроизносимыми согласными в корне, с удво­енными согласными в корне.

(Три ученика работают на откидной доске.)

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки...

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон...

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,

Удивился и сказал: —

Это что за остановка —

Бологое иль Поповка?

С. Маршак

Посмотри, как день прекрасен

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клён.

И. Мазнин

Интересно, интересно, интересно,

У кого

Ключ от комнаты, в которой

Ёлочные шарики?

Неизвестно, неизвестно, неизвестно

Ничего, -

Говорят, что он хранится

У хозяйки Кларики.

М. Валек

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

А. Пушкин

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Какие орфограммы мы повторяли сегодня на уроке?

- Чем полезен был урок для вас?

— Какие вопросы у вас появились?

Домашнее задание

Упр. 291 (с. 134).

____________________________

Тема: Части речи

Цели:повторить признаки частей речи, виды орфограмм в раз­ных частях речи; закреплять умения определять части речи
, распо­знавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осо­знанное и произвольное построение речевого высказыванияв устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ, срав­нение, классификация объектов по выделенным признакам; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка дейст­вий партнёра; р. — сличение способа действия и его результа­та с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценива­ние качества и уровня усвоения; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какую орфограмму вы выбрали? Расскажите о ней. (Взаимооценка.)

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скоб­ки. Там, где возможно, в скобках укажите проверочные слова.

Светит горячее в..сеннее со..нце. Льёт тёплый дож..ь. А(н, нн)а и И(н, нн)а выб..жали на улицу. Они стали шлёпать босыми но..ками по лужам. Настроение у них было радос.ное.

(Проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Назовите части речи в тексте. Докажите.

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить части речи и их признаки, поупражняться в определении частей речи.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 295 (с. 135).

(Работа в группах. В ходе обсуждения вопросов и заданий каж­дая группа заполняет таблицу.)

Часть речи

Что обозначает

На какие вопросы отвечает

Постоянные грамматиче­ские признаки

Непостоян­ные грам­матические признаки

















(Проверка. Выступления групп.)

Упр. 296 (с. 135).

(Работа в парах. Учащиеся по очереди ставят вопрос к слову и называют часть речи. Взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 298 (с. 136).

— Прочитайте текст.

— Что отражено в заголовке — тема или основная мысль? (Тема.)

— Найдите строки, в которых заключена основная мысль. (Быть честным — долг каждого человека, а не заслуга.)

— Сколько частей в тексте?

— Прочитайте первую часть. Что в ней главное? (Костя отдал старушке кошелёк, который она выронила.)

— Назовите орфограммы в этой части.

— Найдите предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

(Аналогичная работа проводится по каждой части, составля­ется план текста.)

Примерный план

1. Мальчик отдал кошелёк старушке.

2. Обида.

3. Быть честным — долг, а не заслуга.

— Напишите текст так, как вы запомнили. (Самопроверка. Самостоятельное выполнение грамматиче­ских заданий.)

VIII. Рефлексия

- Запишите по пять слов в каждый столбик.

Имя сущест­вительное

Имя прилага­тельное

Глагол

Наречие

Предлог
















(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

— Чем полезен был урок для вас?

Домашнее задание

Упр. 297 (с. 136).

_____________________________

Тема: Части речи

Цели: повторить признаки частей речи, виды орфограмм в раз­ных частях речи; закреплять умения определять части речи, распо­знавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание; развивать речь.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; выбор наиболее эф­фективных способов решения задач в зависимости от конкрет­ных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эта­лоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвое­но и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемо­го содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как определить, к какой части речи относятся слова?

— Назовите части речи. Обоснуйте свой ответ.

(Три ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

— Спишите. Подчеркните орфограммы в корнях слов. Там, где возможно, в скобках запишите проверочные слова.

Вот и пришла поздняя осень. На дворе стоит ненастная погода. Низ­кие тучи закрыли солнце. Берёзки и осинки дрожат от холода. Резкий ветер качает ветви елей. Моросит привычный осенний дождь. Грустные чувства наполняют сердце.

(Фронтальная проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— В первом и втором предложениях определите части речи. Как вы это делали?

— Назовите три слова, которые склоняются.

— Назовите три слова, которые спрягаются.

— Назовите три слова, которые не изменяются.

— Какими частями речи являются эти слова?

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить признаки частей речи, поупражняться в определении частей речи, в правопи­сании орфограмм в разных частях речи.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 299 (с. 137).

— Прочитайте словосочетания.

— Назовите части речи.

— Составьте сами подобные словосочетания. (Проверка. Два-три ученика читают свои примеры, остальные

проверяют. Если словосочетание составлено неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

Упр. 300 (с. 137).

— Прочитайте стихотворение.

— Какие буквы нужно написать на месте пропусков? Почему?

— Слова какой части речи в единственном числе изменяются по родам? (Имена прилагательные.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)


Упр. 301 (с. 137).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника. По оконча­нии беседы учитель вывешивает таблицу «Типы склонения имён существительных».)

Упр. 302 (с. 137).

(Самостоятельное выполнение с использованием таблицы. Проверка.)

— Прочитайте имена существительные 1 -го склонения. Какие буквы вы написали на месте пропусков в этих словах?

— Прочитайте имена существительные 2-го склонения. Какие буквы вы написали на месте пропусков в этих словах?

— Прочитайте имена существительные 3-го склонения. Какие буквы вы написали на месте пропусков в этих словах?

(Самооценка.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова морковь. (Один ученик работает у доски.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 304 (с. 138).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Упр. 305 (с. 138).Прочитайте.

- Составьте предложения из слов, запишите их.

- Получился ли у вас текст? Докажите.

- Назовите тему текста. (Орланы ловят рыбу.)

- Выполните последнее задание к упражнению. (Проверка по образцу.)

Упр. 306 (с. 138).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Упр. 307(с. 138).

- Прочитайте текст.

- Какова его тема, основная мысль?

- Выпишите словосочетания «прил. + сущ.». Объясните на­писание окончаний.

- Объясните написание других слов с пропущенными буквами.

- Выполните грамматические разборы, указанные в упраж­нении.

(Два ученика работают у доски.)

VIII. Рефлексия

- Спишите, вставьте пропущенные окончания. Укажите ча­сти речи.

Ранн.. весна, по чёрн.. проталин.., от стар., ел.., у стар., пня, в крут., гору, за ароматн.. цветк.., о добр., слов...

(Самопроверка по образцу.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что мы повторяли сегодня на уроке?

- Чем полезен был урок для вас?

Домашнее задание

Упр. 308, 309 (с. 139).

__________________________

Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Цели:развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;