Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесениенеобходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
И. Проверка домашнего задания
(Беседа по вопросам и заданиям упр. 308.)
— Прочитайте выразительно стихотворение Е. Серовой.
— Какие орфограммы встретились в словах стихотворения? Объясните их написание.
— Назовите местоимения, дайте их характеристику.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем писать изложение.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки. (Кот.)
IV. Работа по теме урока
Упр. 310 (с. 140).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование.)
— Назовите тему текста. (Кот играл с пробкой резиновой лодки.)
— Какова его основная мысль?
— Озаглавьте текст. («Доигрался», «Страшная лодка».)
— Что показалось вам интересным в этом тексте?
2. Составление цитатного плана, орфографическая подготовка
— Сколько частей в тексте? (Три.)
— Прочитайте и озаглавьте первую часть. (Кот грыз резиновую пробку лодки.)
— Найдите орфограммы в словах этой части.
— Разберите слова (из) резиновой лодки как части речи. (Два ученика работают у доски.)
— Прочитайте вторую часть. Озаглавьте её. (Лодка долго ещё свистела и рычала.)
— Найдите орфограммы в словах этой части.
— Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (Кот ещё долго смотрел на лодку.)
— Что значит «тяжёлым галопом»?
— Найдите орфограммы в словах этой части.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
2. Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Какие выводы вы для себя сделали?
Домашнее задание
Упр. 311 (с. 140), 312 (с. 141).
_____________________
Тема: Анализ изложения. Части речи
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить части речи и их признаки, орфограммы в разных частях речи.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)
III. Проверка домашнего задания
— Как называется неизменяемая часть речи? (Наречие.)
— С какой частью речи она связана по смыслу? (Сглаголом.)
— Приведите примеры наречий.
— Какие части слова можно выделить в наречиях? (Все, кроме окончания, так как окончание есть только у изменяемых частей речи.)
— На какие две группы можно разделить все слова из упр. 312? (Существительные и наречия.)
— Прочитайте наречия.
(Один ученик читает, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— На какие вопросы отвечают наречия? (Где?Когда?Как?) (Самооценка.)
IV. Актуализация знаний
— Прочитайте предложения.
Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Доносятся раскаты грома.
— Слов какой части речи в них нет? (Имён прилагательных.)
— Запишите предложения
, распространив их именами прилагательными.
(Проверка.)
Выборочный диктант
— Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Осень
Скоро зима. Кончились тёплые летние деньки. Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый ёж утепляет свою норку. Ночью и днём таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
Дополнительное задание: передать содержание рассказа по записанным словам.
V. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Снует, бежит, работает,
Мечтает, дверью хлопает,
И сердится, и злится.
Как ей угомониться?
Прощает, уважает,
И любит, и скучает,
Жалеет и болеет,
Детей своих лелеет,
Целует, обнимает,
И пишет, и считает,
И шьёт, и украшает,
Готовит, и стирает,
И гладит, ну и сушит,
И лампу на ночь тушит,
Играет, веселится,
Танцует, не боится,
Умеет всё на свете,
Одна на всей планете.
— Чем интересно стихотворение? (Почти все слова - глаголы.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить всё, что нам известно о глаголе, повторить орфограммы, связанные с написанием глаголов!)
VI. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 313 (с. 141).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Найдите и прочитайте только глаголы.
— Найдите наречия и прочитайте их вместе с глаголами, с которыми они связаны.
— Прочитайте первое предложение.
— Какое это предложение? Докажите. (Это сложное предложение, так как в нём две грамматические основы: солнце смеётся, светит;ручей льётся.)
— Назовите все известные орфограммы, которые встретились в предложении. Объясните их написание.
— Прочитайте первое четверостишие ещё раз.
— Расскажите его друг другу.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.)
— Выполните грамматические разборы.
(Три ученика работают у доски. Проверка. Самооценка.)
Упр. 316 (с. 141).
— Как изменяются глаголы? (По временам, лицам, числам, в прошедшем времени — породам.)
— Как определить время глагола? (По вопросу, по грамматическим признакам.)
— Подготовьте рассказ: первый ряд — о глаголах прошедшего времени, второй ряд - о глаголах настоящего времени, третий ряд - о глаголах будущего времени.
План
1. На какие вопросы отвечают?
2. Что обозначают?
3. Как изменяются? Что можно определить?
— У каких глаголов ничего нельзя определить? (У глаголов в неопределённой форме.)
Упр. 317 (с. 142).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите глаголы в неопределённой форме. На какие вопросы они отвечают?
— Назовите глаголы, которые употреблены в прошедшем времени, в настоящем времени, в будущем времени.
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 318 (с. 142).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
Упр. 319 (с. 142).
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите пропущенные буквы. Обоснуйте свой ответ.
— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (В настоящем и будущем времени.)
— Как определить спряжение глаголов?
(Учащиеся рассказывают алгоритм определения спряжения.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка с объяснением по алгоритму.)
— Объясните значение выделенных слов.
— Объясните различия в их написании.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова тюль.)
Упр. 321 (с. 143). (Самостоятельное выполнение.)
IX. Рефлексия
Тестовая работа
1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
1) что делал? что сделал?
2) что сделает? что будет делать?
3) что делать?что сделать?
4) что делает? что делают?
2. Укажите словосочетания с глаголами в неопределённой форме.
1) работает добросовестно 3) приступить к работе
2) пошёл медленно 4) пообедать вовремя
3. По лицам изменяются глаголы:
1) прошедшего времени 3) будущего времени
2) настоящего времени 4) в любой форме
4. Укажите глаголы 2-го лица.
1) восхищаемся 3) расцветаете
2) мечтают 4) поздравляешь
5. Окончания -ешь, -ишь имеют глаголы:
1) 1-го лица 3) 3-го лица
2) 2-го лица 4) множественного числа
6. Глаголы II спряжения имеют окончания:
1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
2) -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят)
3) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ат (-ят)
4) -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ут (-ют)
7. Буква и пишется в окончании глагола:
1) вод. .т машину 3) кол. .т дрова
2) ищ..т ошибку 4) мо..т посуду (Проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
X. Подведение итогов урока
- Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
- Как определить спряжение глагола?
Ход урока
I. Организационный момент
И. Проверка домашнего задания
(Беседа по вопросам и заданиям упр. 308.)
— Прочитайте выразительно стихотворение Е. Серовой.
— Какие орфограммы встретились в словах стихотворения? Объясните их написание.
— Назовите местоимения, дайте их характеристику.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем писать изложение.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки. (Кот.)
IV. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 310 (с. 140).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование.)
— Назовите тему текста. (Кот играл с пробкой резиновой лодки.)
— Какова его основная мысль?
— Озаглавьте текст. («Доигрался», «Страшная лодка».)
— Что показалось вам интересным в этом тексте?
2. Составление цитатного плана, орфографическая подготовка
— Сколько частей в тексте? (Три.)
— Прочитайте и озаглавьте первую часть. (Кот грыз резиновую пробку лодки.)
— Найдите орфограммы в словах этой части.
— Разберите слова (из) резиновой лодки как части речи. (Два ученика работают у доски.)
— Прочитайте вторую часть. Озаглавьте её. (Лодка долго ещё свистела и рычала.)
— Найдите орфограммы в словах этой части.
— Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (Кот ещё долго смотрел на лодку.)
— Что значит «тяжёлым галопом»?
— Найдите орфограммы в словах этой части.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
2. Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Какие выводы вы для себя сделали?
Домашнее задание
Упр. 311 (с. 140), 312 (с. 141).
_____________________
Тема: Анализ изложения. Части речи
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить части речи и их признаки, орфограммы в разных частях речи.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)
III. Проверка домашнего задания
— Как называется неизменяемая часть речи? (Наречие.)
— С какой частью речи она связана по смыслу? (Сглаголом.)
— Приведите примеры наречий.
— Какие части слова можно выделить в наречиях? (Все, кроме окончания, так как окончание есть только у изменяемых частей речи.)
— На какие две группы можно разделить все слова из упр. 312? (Существительные и наречия.)
— Прочитайте наречия.
(Один ученик читает, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— На какие вопросы отвечают наречия? (Где?Когда?Как?) (Самооценка.)
IV. Актуализация знаний
— Прочитайте предложения.
Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Доносятся раскаты грома.
— Слов какой части речи в них нет? (Имён прилагательных.)
— Запишите предложения
, распространив их именами прилагательными.
(Проверка.)
Выборочный диктант
— Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Осень
Скоро зима. Кончились тёплые летние деньки. Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый ёж утепляет свою норку. Ночью и днём таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
Дополнительное задание: передать содержание рассказа по записанным словам.
V. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Снует, бежит, работает,
Мечтает, дверью хлопает,
И сердится, и злится.
Как ей угомониться?
Прощает, уважает,
И любит, и скучает,
Жалеет и болеет,
Детей своих лелеет,
Целует, обнимает,
И пишет, и считает,
И шьёт, и украшает,
Готовит, и стирает,
И гладит, ну и сушит,
И лампу на ночь тушит,
Играет, веселится,
Танцует, не боится,
Умеет всё на свете,
Одна на всей планете.
— Чем интересно стихотворение? (Почти все слова - глаголы.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить всё, что нам известно о глаголе, повторить орфограммы, связанные с написанием глаголов!)
VI. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 313 (с. 141).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Найдите и прочитайте только глаголы.
— Найдите наречия и прочитайте их вместе с глаголами, с которыми они связаны.
— Прочитайте первое предложение.
— Какое это предложение? Докажите. (Это сложное предложение, так как в нём две грамматические основы: солнце смеётся, светит;ручей льётся.)
— Назовите все известные орфограммы, которые встретились в предложении. Объясните их написание.
— Прочитайте первое четверостишие ещё раз.
— Расскажите его друг другу.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.)
— Выполните грамматические разборы.
(Три ученика работают у доски. Проверка. Самооценка.)
Упр. 316 (с. 141).
— Как изменяются глаголы? (По временам, лицам, числам, в прошедшем времени — породам.)
— Как определить время глагола? (По вопросу, по грамматическим признакам.)
— Подготовьте рассказ: первый ряд — о глаголах прошедшего времени, второй ряд - о глаголах настоящего времени, третий ряд - о глаголах будущего времени.
План
1. На какие вопросы отвечают?
2. Что обозначают?
3. Как изменяются? Что можно определить?
— У каких глаголов ничего нельзя определить? (У глаголов в неопределённой форме.)
Упр. 317 (с. 142).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите глаголы в неопределённой форме. На какие вопросы они отвечают?
— Назовите глаголы, которые употреблены в прошедшем времени, в настоящем времени, в будущем времени.
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 318 (с. 142).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
Упр. 319 (с. 142).
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите пропущенные буквы. Обоснуйте свой ответ.
— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (В настоящем и будущем времени.)
— Как определить спряжение глаголов?
(Учащиеся рассказывают алгоритм определения спряжения.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка с объяснением по алгоритму.)
— Объясните значение выделенных слов.
— Объясните различия в их написании.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова тюль.)
Упр. 321 (с. 143). (Самостоятельное выполнение.)
IX. Рефлексия
Тестовая работа
1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
1) что делал? что сделал?
2) что сделает? что будет делать?
3) что делать?что сделать?
4) что делает? что делают?
2. Укажите словосочетания с глаголами в неопределённой форме.
1) работает добросовестно 3) приступить к работе
2) пошёл медленно 4) пообедать вовремя
3. По лицам изменяются глаголы:
1) прошедшего времени 3) будущего времени
2) настоящего времени 4) в любой форме
4. Укажите глаголы 2-го лица.
1) восхищаемся 3) расцветаете
2) мечтают 4) поздравляешь
5. Окончания -ешь, -ишь имеют глаголы:
1) 1-го лица 3) 3-го лица
2) 2-го лица 4) множественного числа
6. Глаголы II спряжения имеют окончания:
1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
2) -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят)
3) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ат (-ят)
4) -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ут (-ют)
7. Буква и пишется в окончании глагола:
1) вод. .т машину 3) кол. .т дрова
2) ищ..т ошибку 4) мо..т посуду (Проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
X. Подведение итогов урока
- Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
- Как определить спряжение глагола?