Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесениенеобходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

И. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам и заданиям упр. 308.)

— Прочитайте выразительно стихотворение Е. Серовой.

— Какие орфограммы встретились в словах стихотворения? Объясните их написание.

— Назовите местоимения, дайте их характеристику.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем писать изложение.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки. (Кот.)

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 310 (с. 140).

— Прочитайте текст.

— Определите тип текста. (Повествование.)

— Назовите тему текста. (Кот играл с пробкой резиновой лодки.)

— Какова его основная мысль?

— Озаглавьте текст. («Доигрался», «Страшная лодка».)

— Что показалось вам интересным в этом тексте?

2. Составление цитатного плана, орфографическая подготовка

— Сколько частей в тексте? (Три.)

— Прочитайте и озаглавьте первую часть. (Кот грыз резиновую пробку лодки.)

— Найдите орфограммы в словах этой части.

— Разберите слова (из) резиновой лодки как части речи. (Два ученика работают у доски.)

— Прочитайте вторую часть. Озаглавьте её. (Лодка долго ещё свистела и рычала.)

— Найдите орфограммы в словах этой части.

— Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (Кот ещё долго смо­трел на лодку.)

— Что значит «тяжёлым галопом»?

— Найдите орфограммы в словах этой части.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

2. Работа над изложением

(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)

VII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

— Какие выводы вы для себя сделали?


Домашнее задание

Упр. 311 (с. 140), 312 (с. 141).

_____________________


Тема: Анализ изложения. Части речи

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибка­ми; повторить части речи и их признаки, орфограммы в разных частях речи.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре­зультатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче­скими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения

(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюде­ния его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Проверка домашнего задания

— Как называется неизменяемая часть речи? (Наречие.)

— С какой частью речи она связана по смыслу? (Сглаголом.)

— Приведите примеры наречий.

— Какие части слова можно выделить в наречиях? (Все, кро­ме окончания, так как окончание есть только у изменяемых частей речи.)

— На какие две группы можно разделить все слова из упр. 312? (Существительные и наречия.)

— Прочитайте наречия.

(Один ученик читает, остальные проверяют. Если слово на­звано неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

— На какие вопросы отвечают наречия? (Где?Когда?Как?) (Самооценка.)

IV. Актуализация знаний

— Прочитайте предложения.

Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Доносятся раскаты грома.

— Слов какой части речи в них нет? (Имён прилагательных.)

— Запишите предложения
, распространив их именами при­лагательными.

(Проверка.)

Выборочный диктант

— Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Осень

Скоро зима. Кончились тёплые летние деньки. Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый ёж утепляет свою норку. Ночью и днём таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вы­рыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.

Дополнительное задание: передать содержание рассказа по за­писанным словам.

V. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Снует, бежит, работает,

Мечтает, дверью хлопает,

И сердится, и злится.

Как ей угомониться?

Прощает, уважает,

И любит, и скучает,

Жалеет и болеет,

Детей своих лелеет,

Целует, обнимает,

И пишет, и считает,

И шьёт, и украшает,

Готовит, и стирает,

И гладит, ну и сушит,

И лампу на ночь тушит,

Играет, веселится,

Танцует, не боится,

Умеет всё на свете,

Одна на всей планете.

— Чем интересно стихотворение? (Почти все слова - глаголы.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить всё, что нам из­вестно о глаголе, повторить орфограммы, связанные с напи­санием глаголов!)

VI. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 313 (с. 141).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Найдите и прочитайте только глаголы.

— Найдите наречия и прочитайте их вместе с глаголами, с ко­торыми они связаны.

— Прочитайте первое предложение.

— Какое это предложение? Докажите. (Это сложное пред­ложение, так как в нём две грамматические основы: солнце смеётся, светит;ручей льётся.)

— Назовите все известные орфограммы, которые встретились в предложении. Объясните их написание.

— Прочитайте первое четверостишие ещё раз.

— Расскажите его друг другу.

(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.)

— Выполните грамматические разборы.

(Три ученика работают у доски. Проверка. Самооценка.)

Упр. 316 (с. 141).

— Как изменяются глаголы? (По временам, лицам, числам, в прошедшем времени — породам.)

— Как определить время глагола? (По вопросу, по граммати­ческим признакам.)

— Подготовьте рассказ: первый ряд — о глаголах прошедше­го времени, второй ряд - о глаголах настоящего времени, третий ряд - о глаголах будущего времени.


План

1. На какие вопросы отвечают?

2. Что обозначают?

3. Как изменяются? Что можно определить?

— У каких глаголов ничего нельзя определить? (У глаголов в неопределённой форме.)

Упр. 317 (с. 142).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите глаголы в неопределённой форме. На какие во­просы они отвечают?

— Назовите глаголы, которые употреблены в прошедшем вре­мени, в настоящем времени, в будущем времени.

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 318 (с. 142).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Упр. 319 (с. 142).

— Прочитайте стихотворение.

— Назовите пропущенные буквы. Обоснуйте свой ответ.

— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (В настоя­щем и будущем времени.)

— Как определить спряжение глаголов?

(Учащиеся рассказывают алгоритм определения спряжения.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка с объяснением по алгоритму.)

— Объясните значение выделенных слов.

— Объясните различия в их написании.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова тюль.)

Упр. 321 (с. 143). (Самостоятельное выполнение.)

IX. Рефлексия

Тестовая работа

1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:

1) что делал? что сделал?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делать?что сделать?

4) что делает? что делают?

2. Укажите словосочетания с глаголами в неопределённой форме.

1) работает добросовестно 3) приступить к работе

2) пошёл медленно 4) пообедать вовремя

3. По лицам изменяются глаголы:

1) прошедшего времени 3) будущего времени

2) настоящего времени 4) в любой форме

4. Укажите глаголы 2-го лица.

1) восхищаемся 3) расцветаете

2) мечтают 4) поздравляешь

5. Окончания -ешь, -ишь имеют глаголы:

1) 1-го лица 3) 3-го лица

2) 2-го лица 4) множественного числа

6. Глаголы II спряжения имеют окончания:

1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)

2) -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят)

3) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ат (-ят)

4) -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ут (-ют)

7. Буква и пишется в окончании глагола:

1) вод. .т машину 3) кол. .т дрова

2) ищ..т ошибку 4) мо..т посуду (Проверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

X. Подведение итогов урока

- Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

- Как определить спряжение глагола?