Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе обучающихся Стерлитамак 2018.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа № 3
Определение критических скоростей вращения вала с одним диском
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Определение критической частоты вращения вала с одним диском теоретическим и экспериментальным путем, сравнение результатов.
3.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие о критическом числе оборотов вала. Определение первой критической скорости вращения вала.
Критические скорости вращения валов были обнаружены в середине XIX века в связи с увеличением быстроходности различных машин, содержащих роторы, состоящие из вала с насаженными на него дисками или другими массивными телами. Такие роторы имеются в турбинах, турбокомпрессорах, центрифугах, редукторах. Достигнув определенной скорости вращения, вал с дисками начинает колебаться, давая значительные, постепенно нарастающие прогибы. При этом сильно возрастают дисбалансы вращающихся масс, вследствие чего машина в целом испытывает сильные вибрации. Значительно возрастают нагрузки на подшипники, станину и фундамент. При дальнейшем повышении частоты вращения колебания ротора прекращаются и возобновляются, когда скорость достигает некоторого нового значения. Скорости вращения, при которых возникают опасные для работы машин колебания валов, называются критическими. При критических скоростях амплитуды колебаний становится весьма большой; вал испытывает значительные динамические прогибы и соответственно большие напряжения. Длительная работа вала с дисками при критической скорости недопустима, так как прогибы и напряжения возрастают до такой степени, что вал разрушается (получает остаточные деформации). Однако постепенность нарастания амплитуды колебаний (прогиба) дает возможность кратковременно работать при критической скорости вращения. В связи с этим в период разгона машины, при достаточно быстром росте скорости, можно миновать критическую скорость и работать в сверхкритической области.
Критические явления носит резонансный характер: критическая частота вращения вала совпадает с частотой собственных изгибных колебаний того же вала. Вал совершает эти колебания даже при отсутствии вращения, если действием каких-либо сил его изогнуть, а затем предоставить самому себе.
В связи с опасностью разрушения вала при критической частоте вращения, задача ее определения является весьма важной.
Хотя при обработке вала и дисков стремятся добиться, возможно, более точной их балансировки, однако точного совпадения центра тяжести ротора с геометрической осью вала можно достигнуть лишь случайно. Обычно центр тяжести имеет некоторый эксцентриситет, который, как бы мал он не был, вызывает центробежную силу, тем большую, чем выше частота вращения вала.
Рассмотрим действие этой силы на вал с одним диском. Ось вала выберем вертикальной, чтобы не учитывать влияние собственной массы вала. Допустим, что вал абсолютно упругий и при определенной скорости может получить неограниченный прогиб (рисунок 4).
Определим прогиб вала под действием центробежной силы вращающейся массы диска.
Пусть т - масса диска, е - эксцентриситет его центра тяжести относительно оси вала.
На вал действует центробежная сила
(3.1)
где т | - | масса диска, кг; |
r | - | радиус вращения центра масс (точки О), м; |
w | - | угловая скорость вращения вала, с-1. |
Первоначально r= е, но после того, как вал получит упругий прогиб у, радиус вращения станет равным r = е + у и центробежная сила
(3.2)
Центробежная сила Fцб’ стремится переместить точку по радиусу от оси вращения; этому движению препятствует сила упругости, действующая на точку со стороны вала и пропорциональная его прогибу:
Fупр = k·y, (3.3)
Рисунок 4 - Расчетная схема вала
Коэффициент пропорциональности к представляет собой силу, вызывающую единичный (т.е. равный 1 см) прогиб, и характеризует изгибную жесткость вала. Размерность коэффициента пропорциональности - Н/м. Других сил, действующих на массу, нет; поэтому уравнение равновесия сил, действующих на нее, имеет вид
или
m(e+y)w2=ky, (3.4)
Из этого уравнения легко найти зависимость прогиба от скорости вращения
wи начального эксцентриситета е:
(3.5)
При определенном значении угловой скорости выражение k - m·w2, стоящее в знаменателе, обращается в нуль. При этом прогиб становится бесконечным. Это значение угловой скорости и является критическим:
(3.6)
(3.7)
Более удобный вариант формулы (3.7) содержит так называемый "статический прогиб" f. Приложим мысленно к валу в направлении, перпендикулярном его оси, силу, равную весу диска G = mg. Аналогично уравнению (3.7) будем иметь
G = m·g =k·f,(3.8)
где f | - | статический прогиб; |
k | - | сила, вызывающая единичный прогиб; |
g | - | ускорение свободного падения, м/с2. |
Определив из уравнения (3.8) величину kи подставив её в уравнение (3.7), получим
. (3.9)
На основании уравнения (3.9) можно заключить, что критическая угловая скорость зависит от ускорения силы тяжести g. В действительности это не так. Дело в том, что пропорционально ускорениюсилы тяжести изменяется fи отношение g/fостается постоянным.
Реально при критической скорости вращения прогиб вала не становится бесконечно большим, но может достичь опасной величины. Здесь играет роль неабсолютная упругость материала вала, сопротивление среды и другие причины, приводящие к рассеиванию энергии при изгибе или колебаниях и объединяемых обычно понятием "затухание".
Анализ влияния величины начального эксцентриситета е на прогиб при вращении позволяет обнаружить вероятностный или неустойчивый характер явления. Для того чтобы критическое явление имело место, наличие начального эксцентриситета не обязательно.
Существенно то, что при критической скорости вращения прогиб неограниченно возрастает. При е = 0, согласно уравнению (3.5), прогибу = 0 при любой скорости вращения. Однако достаточно, чтобы под влиянием случайных причин вал получил весьма малый прогиб, и при
w=wk прогиб становится бесконечно большим.
В случае вала с одним диском можно обнаружить явление самоцентрирования. Для этого найдем предел, к которому стремится прогиб вала при неограниченном возрастании скорости вращения. Разделив числитель и знаменатель дроби в правой части уравнения (3.5) на w - w2, получим
,
при ; и
Физически это означает: вал изгибается таким образом, что центр тяжести приближается к оси вращения. При этом радиус вращения центра тяжести r = е + у, а с ним и центробежная сила, возбуждающая колебания вала, значительно уменьшается. Полного самоцентрирования (т.е. равенства у = -е) практически достичь невозможно, так как нельзя достичь бесконечной скорости вращения.
Определение критической частоты вращения вала с помощью энергетического метода Рэлея.
В большинстве случаев валы имеют переменный по длине диаметр и нагружены дисками. Для определения первой критической частоты вращения такого вала можно пользоваться методом Рэлея.
Частоту собственных колебаний по энергетическому методу находят из условий равенства потенциальной и кинетической энергии ротора за период колебания. В любой момент времени колеблющаяся балка обладает как кинетической, так и потенциальной энергией; при этом в процессе колебания происходит непрерывное превращение одного вида энергии в другой. Кинетическая энергия представляет собой энергию движения имеющихся на балке масс. Потенциальная энергия связана с изгибом балки и обусловлена силами упругости, стремящимися вернуть её в положение равновесия. Если потери при колебаниях отсутствуют, то согласно принципу сохранения энергии, полная энергия остается постоянной
T + V = const, (3.10)
где Т | - | кинетическая энергия; |
V | - | потенциальная энергия. |
Вполне удовлетворительный по точности результат получается, если за кривую прогиба вала принять его упругую линию
, обусловленную действием статической нагрузки.
Пусть сила тяжести дисков составляет G1, G2, G3; прогибы под дисками Y1, Y2, Y3.
Потенциальная энергия деформации вала, накапливаемая за время максимального отклонения его от положения равновесия:
(3.11)
Расстояние центров тяжести дисков от положения равновесия в любой момент во времени колебания равны:
y1 = sin wt;
y2=sin wt;
у3=sin wt,
где w | - | круговая частота колебаний; |
t | - | время. |
Когда диски проходят через положение равновесия, скорости их достигают наибольшего значения:
Кинетическая энергия ротора в этот момент максимальна, а потенциальная энергия равна нулю:
(3.12)
где m, m1 , m2, m3 - массы вала и его частей.
Формулы (3.11) и (3.12) определяют максимальные (за время колебания) значения потенциальной и кинетической энергии. Приравнивая их друг к другу, определяем круговую частоту колебаний, т.е. критическую угловую скорость:
(3.13)
а критическая частота вращения:
(3.14)
Если балка нагружена непрерывно распределенной нагрузкой на единицу длины q - q(x), уравнение (3.13) имеет вид
, (3.15)
где у = у(х) - уравнение упругой линии балки.
Если одновременно действуют сосредоточенные и распределенные нагрузки, уравнение Рэлея имеет вид:
. (3.16)
Графоаналитический способ определения первой критической скорости вала переменного сечения