Файл: 1. Медицинская этика и деонтология. Взаимоотношения медицинских работников с пациентами и между собой (основные принципы, модели). Внешний вид медицинского работника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОМП теория
1.Медицинская этика и деонтология. Взаимоотношения медицинских работников с пациентами и между собой (основные принципы, модели). Внешний вид медицинского работника.
Медицинская этика – это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медика. Она охватывает широкий круг проблем, связанных взаимоотношениями медработников с больными, их близкими, со здоровыми людьми, а также между собой в процессе лечения больного.
Деонтология- учение о долге медицинского работника перед пациентом и его семьей, коллегами, и обществом в целом, является составной частью медицинской этики.
Модели взаимоотношений врача и пациента:
Техническая(инженерная): В данной модели пациент является «неисправным механизмом, который нуждается в починке». Ответственность за исход лечения лежит в равной степени и на враче, и на пациенте.
Патерналистская (сакральная): Врач здесь рассматривается как «родитель», а пациент как «неразумное дитя». Врач сам определяет, что является благом для пациента. Ответственность пациент за свое здоровье не несет.
Коллегиальная(совещательная): Пациент здесь играет активную роль, с ним согласовываются все решения врача. Врач и пациент выступают как равные коллеги именно в борьбе с болезнью. Врач не испытывает страданий больного.
Контрактная: Взаимоотношения врача и пациента базируются на негласном договоре о взаимном уважении прав друг друга. Пациента оповещают о том, как проходит лечение, от него не скрывают информацию, но решение принимает врач, обосновывая его для пациента.
Принципы общения врача и пациента:
1. Отношения между медицинским работником и пациентом строятся на взаимном уважении, вежливости и доброжелательности.
2. В общении между сотрудниками медицинской организации и пациентами вне лечебного учреждения недопустимы фамильярность и «панибратство».
3. Медицинские работники должны соблюдать общепринятые принципы этики и деонтологии, не обсуждать публично своих коллег и не давать им негативных оценок и характеристик.
Принципы общения коллег:
1. Отношения между сотрудниками медицинского учреждения строятся на взаимном уважении, вежливости и доброжелательности. Соблюдение субординации - обязательно.
2. По возможности необходимо помогать коллегам, в том числе новым сотрудникам. С готовностью отвечать на возникающие вопросы, активно обмениваться опытом.
3. Сотрудник должен соблюдать общепринятые принципы этики и деонтологии, поддерживать своих коллег, не давать им негативные характеристики. Негативизм в любой его форме, по отношению к Врачам любых других медицинских учреждений, сотрудникам, партнерам не приветствуется. Недопустимо обсуждение специалистов, медицинских работников и их действий в присутствии пациента.
4. Сотрудникам следует с пониманием относиться к возможным кратковременным эмоциональным всплескам у коллег, стараться избегать беспочвенных конфликтов. Недопустимы нагнетание напряженности в коллективе, ведение разговоров на повышенных тонах, интриги против сотрудников и пациентов.
6. Приветствуется умение вырабатывать единую точку зрения и умение спокойно и внимательно выслушать коллегу.
7. Для успешной работы необходимо создавать и поддерживать в коллективе позитивный настрой, принято делится с окружающими профессиональными успехами и достижениями своими и своих коллег.
8. В общении между коллегами недопустима фамильярность.
Внешний вид работника:
1.Работник должен иметь аккуратный внешний вид: чистый медицинский халат или другой вид медицинской или спецодежды. Этически не одобряется ношение медицинской одежды из прозрачных тканей. Халат должен быть застегнут, а также быть достаточно длинным, чтобы прикрывать одежду под ним, рукава халата должны доходить до рукавов одежды. Цветовая гамма медицинской одежды определяется внутри каждого отделения. 2.Макияж и маникюр должны быть естественными, дневными. Длина ногтей не должна превышать 5 мм. 3.Не одобряется использование косметических средств и парфюмерии с резким запахом, маникюр с наращиванием ногтей, неуместно чрезмерное увлечение ювелирными украшениями, использование крупных серег и браслетов излишне высокие каблуки на обуви (более 7 см). Открытая обувь допускается только при наличии педикюра. Украшения с религиозной символикой не должны, открыто демонстрироваться, так как это может оскорбить религиозные чувства пациента другой конфессии
2.Виды и условия оказания медицинской помощи.
Первичная медико-санитарная помощь
является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации,
наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами- специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную.
Специализированная медицинская помощь-оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также включает медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь-является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь-в том числе скорая специализированная, оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях выездными консультативными бригадами скорой медицинской помощи в случае невозможности оказания данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации.
Паллиативная медицинская помощь-оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Условия оказания медицинской помощи
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
Вне медицинской организации
По месту вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации.
В амбулаторных условиях
В том числе на дому при вызове медицинского работника (не предусматривается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В дневном стационаре
Предусматривается медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требуется круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В стационарных условиях
Обеспечивается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение
3.Понятие и виды профилактики. Направления профилактики. Этапы оказания медицинской помощи. Типы медицинских организаций
Под профилактикой понимают систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.
выделяют три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика имеет своей целью предупреждение любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей болезни, перехода ее в хроническую форму, третичная — на предупреждение инвалидизации и смертности. Последние два вида профилактики относятся к сфере деятельности лечебно-профилактического направления медицины; нередко их не разделяют, а оба вида именуют вторичной профилактикой.
Профилактические меры предпринимаются на различных уровнях: индивидуальном, общественном, государственном, межгосударственном.
Первичная профилактика ― это совокупность мер преимущественно социального характера и массовых масштабов по развитию и усилению влияния благоприятных для здоровья факторов и ограничению и устранению негативных для здоровья факторов. формирование здорового поведения
Вторичная профилактика ― это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний.
Третичная профилактика рассматривается как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью: социальную; трудовую; психологическую и медицинскую реабилитацию. Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
Этапы оказания медицинской помощи:
-первая медицинская помощь(ПМП)
-доврачебная помощь
-врачебная помощь
-врачебная специализированная помощь
Амбулаторные типы МО в свою очередь подразделяются на несколько видов:
1. поликлиника - МО, работающая по территориально-участковому принципу; включает в себя кабинеты или отделения по основным врачебным специализациям — терапия, хирургия и тд.
2.амбулатория — МО, оказывающая медицинскую помощь в небольших населенных пунктах; располагает небольшим количеством врачей; имеет кабинеты: доврачебного приема, электрокардиографического обследования, процедурный;
3. фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — МО, оказывающая медицинскую помощь фельдшерско-акушерским персоналом на доврачебном уровне; имеется процедурный кабинет; ФАПы организуются в населенных пунктах с небольшой населенностью;
4. медико-санитарная часть (МСЧ) - МО, обслуживающая работников прикрепленного предприятия по цеховому принципу; в МСЧ, как в поликлиниках, ведут прием врачи основных специальностей и специалисты по профессиональной патологии;
5. здравпункт– является составляющей МСЧ, но находится на территории предприятия; основная функция — оказание медицинской помощи сотрудникам предприятия вблизи рабочего места; в здравпункте работают фельдшера со средним медицинским образованием.
6.диспансер — МО, оказывающая специализированную медицинскую помощь определенной группе больных; к таким МО относятся: психоневрологические, наркологические, кожно-венерологические и тд. основная функция — диспансеризация и патронаж;
7.травматологический пункт — МО, оказывающая экстренную помощь населению при травмах;
8. консультации (женская, детская)