Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационная сущность правовых задач и особенности их постановки и решения с использованием ит вопрос Подходы к использованию компьютерных технологий в юриспруденции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Аннотация
Тема 1. Информационные технологии в юридической деятельности: сущность, предпосылки и значение использования
Вопрос 1. Понятие информационного поля принятия решений.
Вопрос 2. Правовая информация.
Вопрос 3. Понятие информационной технологии (ИТ).
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 2. Информационные технологии как основа построения компьютерных информационных систем в юриспруденции (КИС в Ю)
Вопрос 1. Понятие компьютерной информационной системы в юриспруденции (КИС в Ю).
Вопрос 2. Персональные и многопользовательские КИС в юриспруденции.
Вопрос 3. Автоматизированное рабочее место менеджера как средство реализации ИТ.
Вопрос 4. Информационная безопасность.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 3. Правовые документы как основа правовой информации
Вопрос 1. Документ и его свойства.
Вопрос 2. Электронная цифровая подпись.
Вопрос 3. Автоматическая проверка правописания.
Вопрос 4. Сканирование и распознавание текстов.
Вопрос 5. Программы голосового ввода информации.
Вопрос 6. Машинный перевод текстов.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 4. Информационная сущность правовых задач и особенности их постановки и решения с использованием ИТ
Вопрос 1. Подходы к использованию компьютерных технологий в юриспруденции.
Вопрос 2. Методы решения задач в сфере расследования преступлений.
Вопрос 3. Информационные технологии правотворческой деятельности.
Вопрос 4. Методы решения задач правотворчества.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:

Тема 5. Базы данных в юридической деятельности
Вопрос 1. Задачи поиска правовой информации.
Вопрос 2. Справочные правовые системы.
Вопрос 3. Основные свойства и параметры СПС.
Вопрос 4. Проблема юридической обработки информации в СПС.
Вопрос 5. Критерии выбора СПС.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 6. Технология работы в среде СПС Консультант Плюс
Вопрос 1. Начало работы в СПС Консультант Плюс.
Вопрос 2. Особенности технологии работы в среде СПС Консультант Плюс: поиск юридической, экономической и финансовой информации.
Вопрос 3. Правовой навигатор и его использование при решении поисковых задач.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 7. Консультационные системы в юридической деятельности
Вопрос 1. Понятие интеллектуальных информационных технологий.
Вопрос 2. Экспертные системы.
Вопрос 3. Самообучающиеся системы.
Вопрос 4. Системы опознавания образов.
Вопрос 5. Программы обработки естественного языка.
Вопрос 7. Аналитические системы, позволяющие искать связи между событиями.
Вопрос 8. Информационно-консультационные системы.
Вопрос 9. Обучающие программы.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной и правоприменительной деятельности
Вопрос 1. Характеристика основных информационных подразделений и систем МВД.
Вопрос 2. Назначение и сущность Специализированной территориально распределённой автоматизированной сети Следственного комитета (СТРАС-
СК).
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Практические задания:


Аннотация
Дисциплина
«Информационные технологии в юридической деятельности» представляет собой обобщенный анализ применения информационных технологий в юридической практике. Различные отрасли правотворчества, правоприменения, оперативно-розыскной деятельности используют большие массивы разнородной информации. Современные информационные технологии позволяют не только использовать их для оптимального поиска, хранения и передачи информации, но и создают новую нетривиальную информацию. Дисциплина входит в состав цикла базовых дисциплин учебных планов по программам подготовки бакалавров по направлению 030900 «Юриспруденция». Предметом изучения являются способы и методы сбора, хранения и обработки информации, данных и знаний, необходимых для эффективной деятельности современного юриста. Объектом изучения выступают способы автоматизации решения рутинных и интеллектуальных задач в законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Для успешного усвоения данной дисциплины необходимы знания и умения, приобретенные при прохождении курсов «Информатика», «Теория государства и права», «Конституционное право».
Цель изучения дисциплины: приобретение студентом знаний о методах и способах сбора, хранения и обработки и анализа правовой информации, об информационных системах, применяемых в законотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности, о роли информационных технологий в повышении эффективности работы.
Задачи изучения дисциплины:

ознакомление со свойствами правовой информации и принципами ее классификации;

знакомство с разными видами и классами информационных технологий;

изучение информационных систем, реализующих информационные технологии юриспруденции;

изучение особенностей и возможностей информационных технологий разных классов;

знакомство с интеллектуальными информационными системами, их архитектурой и сферой применения;

получение навыков работы с текстовыми правовыми документами;

приобретение навыков работы в справочных правовых системах.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:

о способах и методах сбора, хранения, анализа информации;


об особенностях работы с правовой информацией разного вида;

об использовании в информационных технологиях в юриспруденции достижений других наук;

об интеллектуальных информационных системах, их возможностях и недостатках;

о компьютерных преступлениях и преступлениях, использующих компьютерные технологии;

об информационной безопасности.
Знать:

понятийный аппарат, используемый в рамках изучаемой дисциплины;

особенности информационных технологий, применяемых в различных областях правовой сферы;

методы защиты информации.
Приобрести навыки:

работы с текстовыми правовыми документами;

профессиональной работы в СПС Консультант Плюс;

использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Тема 1. Информационные технологии в юридической деятельности:
сущность, предпосылки и значение использования
Цели и задачи изучения темы: знакомство с базовыми понятиями правовой информатики, получение представленийоб информационных технологиях и подходах к их классификации.
В результате изучения темы Вы:
Узнаете:

основные области информационной сферы и их связь между собой;

типичны информационные процессы, происходящие в правовом поле принятия решений;

различные подходы к классификации правовой информации;

понятие информационных технологий и подходы к их классификации.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:

способностьориентироваться в процессах, происходящих в информационной сфере общества, выделять источники и приемники циркулирующей там информации;

умение выделять и описывать информационные технологии разного типа, применяемые в юриспруденции;



приобретете навыки классификации информационных технологий;

приобретете навыки классификации правовой информации.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих
ключевых понятиях:

Информационная сферасфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.

Информационные процессы - процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации.

Правовая информациясведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально правового характера, имеющая
юридическое значениеэто информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Информационная технологиясистема методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Аппаратные (технических) средства, предназначенные для организации процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации связи
и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми
информационными технологиями.

Под предметной технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, не зависящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.



Обеспечивающие информационные технологии – это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.

Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий, представляет собой функциональную информационную технологию.
Вопросы темы:
1.
Понятие информационного поля принятия решений.
2.
Понятие правовой информации.
3.
Понятие информационной технологии.
Вопрос 1. Понятие информационного поля принятия решений.
Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека.
Важное место в понимании такого понятия как «информация» и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды (информационного поля принятия
решений), которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой источником побудительных причин деятельности людей.
Рассмотрим следующие понятия:

информационная сфера (рис. 1) – сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.

Рис. 1. Модель информационной сферы

информационные процессы – процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации. К информационным процессам следует также относить и процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.
Типичный информационный процесс состоит из следующих этапов:
1.
Создание информации: информация создается в процессе любой интеллектуальной деятельности людей.
2.
Кодирование информации: для хранения и передачи информации по каналам ее необходимо преобразовать их одного вида в другой. Например, перенести с бумажного носителя на электронный. При создании информационных массивов информацию кодируют для упрощения дальнейшего поиска.
3.
Тиражирование информации: увеличение экземпляров информации для обеспечения различных пользователей. В этом случае становится актуальной проблема достоверности информации.
4.
Распространение информации: информацияиз информационных ресурсов распространяется путем подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. Распространение информации может тормозиться информационными барьерами. Распространение информации может быть ограничено из соображений безопасности личности, коллектива или государства.
5.
Потребление информации: служит для удовлетворения потребностей граждан. В результате потребления информации может создаваться новая информация, поэтому один информационный процесс порождает множество других информационных процессов.
Вопрос 2. Правовая информация.
Суммируя имеющиеся позиции и законодательные решения можно дать следующее определение правовой информации:
Правовая информациясведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.
Свойства правовой информации.
1)
Правовая информация имеет официальный и документальный
характер.
2)
Правовая информация должна быть достоверной. Но этот термин в данном случае понимается в специфическом смысле. Достоверность нормативной правовой информации — это соответствие имеющихся текстов

закона первоначальному (аутентичному) тексту, образцу («эталону»). Наряду с термином «достоверность» допустимо употреблять термин «адекватность».
Здесь неуместен термин «истинность». Его целесообразно использовать для характеристики результатов установления фактической стороны дела в правоприменительной деятельности.
3)
Правовая информация может иметь объективный или субъективный характер.
4)
Правовая информация изменяется во времени. Ее количество непрерывно растет. Часть правовой информации устаревает, вместо нее появляется новая информация: новые законодательные акты, новые, более точные толкования. Со временем меняются и режим правовой информации:
5)
Правовая информация невозможна без материального носителя.
6)
Системность нормативной правовой информации — это совокупность нормативных правовых актов (или норм), группирующихся вокруг некоторого «кристаллизационного» управляющего центра. Для всей правовой системы таким центром является Конституция РФ.
7)
Режим доступа. Режим доступа к информации регламентируется законодательством:

общего доступа;

ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные сведения.
На процессы восприятия правовой информации влияют следующие факторы:

потребность в правовой информации;

интерес к правовой информации;

социокультурный уровень потребителя правовой информации.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее
«автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация).
Официальная правовая информация это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Такую информация, например, содержат законы, указы, приказы, постановления, письма и другие документы, принятые Государственной думой, Президентом
РФ, министерствами и другими государственными институтами.
Информация индивидуально правового характера, имеющая
юридическое значение, это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание
(изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Такую информацию содержат договоры, доверенности, жалобы, заявления иски.