Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационная сущность правовых задач и особенности их постановки и решения с использованием ит вопрос Подходы к использованию компьютерных технологий в юриспруденции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неофициальная правовая информация это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Юридическая сила нормативного правовогоакта это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Вопрос 3. Понятие информационной технологии (ИТ).
Под информационной
технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.
Классификация ИТ.
Понятие информационной технологии не может быть рассмотрено отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии.
Аппаратные (технических) средства, предназначенные для организации процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные
(технические) средства, предназначенные для организации связи и передачи
данных (информации, знаний) называют базовыми информационными
технологиями.
Под предметной
технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, не зависящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.
Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим
процессом
обработки
информации. Необходимо помнить, что предметная технология и информационная технология влияют друг на друга.
Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.
В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные
технологии.


Обеспечивающие информационные технологии это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.
Модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий, представляет собой функциональную информационную технологию.
Таким образом, функциональная информационная технология образует готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной области и заданной технической среде.
В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на разные виды данных или знаний.
В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:

обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

обработку знаний (экспертные системы).
Следует помнить, что современные информационные технологии могут включать обработку различных видов информации и тем самым представлять собой интегрированные информационные технологии.
Вопросы для самопроверки:
1.
Какими примерами можно проиллюстрировать движение и формирование информации в информационной сфере?
2.
Как выглядела схема информационной сферы до широкого использования компьютерных технологий?
3.
Для каких целей целесообразно использовать деление правовой информации, приведенное в пособии? Как такое деление соотносится с другими способами разделения правовой информации?
4.
В каких случаях целесообразно использовать тот или иной подход к классификации информационных технологий?
5.
Как происходит зарождение и распространение правовой информации?
6.
Какие виды информации циркулируют в правовой сфере?
7.
Что такое информационные технологии?
8.
Какие подходы к классификации ИТ вы знаете?

9.
Чем отличаются предметные технологии от базовых?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Беляева Т., Кудинов А., Пальянова Н., Чубукова С., Элькин В.
Правовая информатика. Теория и практика. Серия: Бакалавр. Базовый курс. –
Юрайт, 2013. – 336 с.
2.
Введение в правовую информатику. Под общ. редакцией Новикова
Д.Б. и Камынина В.Л. М., Консультант Плюс, 2009 (гл. 1, параграф 1).
Обратите внимание на:

наличие двух частей информационной сферы и на те области, на которые делится каждая из ее частей;

на способы возникновения и распространения правовой информации;

на свойства и особенности правовой информации;

на различие видов правовой информации, определяющие ее свойства и сферу использования;

различие понятий «информационная технология» и «компьютерная программа»;

на различие подходов к классификации информационных технологий.
Дополнительная литература:
1.
Акопов Г. Л. Правовая информатика: Учебник. – М.: Дашков и Ко,
2010. –320 с.
2.
Алехина Г.В., Спивакова Н.Я. Информационные технологии в юриспруденции. – МФПА, 2010.(учебное пособие).
3.
Копылов В.А. Информационное право.: Учебник. – М.: Юристъ,
2002. – 512 с.
Обратите внимание на:

факторы, влияющие на восприятие правовой информации;

роль информационных технологий в юриспруденции;

особенности функциональных технологий разного вида;

сферу применения информационных технологий обработки знаний.
Практические задания:
Задание 1.
Приведите пример правовой информации.
Рассмотрите информационные процессы, в которых эта информация может циркулировать.
Результаты запишите в таблицу.


Задание 2.
Проведите классификацию правовой информации, найденной по запросу ТРУДОВЫЕ СПОРЫ.
Задание 3.
При выполнении Задания 2 вы использовали разные информационные технологии. Перечислите их. Определите, к какому классу их можно отнести.
Используйте разные подходы к классификации.

Тема 2. Информационные технологии как основа построения
компьютерных информационных систем в юриспруденции (КИС в Ю)
Цели
и
задачи
изучения
темы: получение знаний о автоматизированных системах, применяемых в юриспруденции, их свойствах, способах реализации и защиты. В результате изучения темы студент сможет ориентироваться на рынке юридических информационных систем, познакомится с основами понятийного аппарата изучаемой дисциплины.
В результате изучения темы Вы:
Узнаете:

составные части компьютерной информационной системы (КИС);

свойства систем, важные для правильного функционирования КИС;

для каких целей используются локальные и многопользовательские
КИС в юриспруденции;

как организуются автоматизированные рабочие места (АРМ);

какова роль ситуационных центров;

о информационной безопасности КИС.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:

декомпозиция компьютерной информационной системы, выделение основных подсистем;

умение оценивать потребности пользователя при создании автоматизированного рабочего места;

навыки классификации компьютерных информационных систем в юриспруденции;

навыки выделения ИТ, лежащих в основе КИС;

понимание значения информационной безопасности в общей системе государственной безопасности.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих
ключевых понятиях:


Автоматизированная информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника.

«Логическая бомба» – программа, которая запускается при определенных временных или информационных условиях для осуществления вредоносных действий (как правило, несанкционированного доступа к информации, искажения или уничтожения данных). Многие вредоносные программы, такие как вирусы или черви, часто содержат логические бомбы, которые срабатывают в заранее определенное время или при выполнении определенных условий, например, в пятницу 13-го или в день смеха. К логическим бомбам, как правило, относят код, который приводит к не сообщённым заранее последствиям для пользователей. Таким образом, отключение определенной функциональности или окончание работы условно-бесплатных программ, после завершения установленного периода, не считается логической бомбой.

Фишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей
— логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или сервисов. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам. Для защиты от фишинга производители основных интернет-браузеров договорились о применении одинаковых способов информирования пользователей о том, что они открыли подозрительный сайт, который может принадлежать мошенникам. Новые версии браузеров уже обладают такой возможностью, которая, соответственно, именуется «антифишинг».

Целостность система существует, как единое целое, которое может быть разделено на составляющие части. При этом все элементы и части экономической системы должны служить общей цели.

Сложность КИС В Ю обладает большим количеством прямых и обратных связей между элементами.

Структурированность наличие совокупности систем, подсистем, элементов и взаимодействий между ними, определяющих внутреннюю организацию целостной системы.

Иерархичность возможность расположить части или элементы системы в порядке от высшего к низшему. В иерархичных системах составные части могут рассматриваться не только как составная часть целой

системы, но и как целая система, в свою очередь, состоящая из элементов.
Благодаря иерархичности экономической системы становится возможным осуществление целенаправленного управления более эффективным способом.

Целенаправленность у КИС В Ю есть цель ее развития и она стремиться к ее достижению.

Эмерджентность – КИС В Ю вне зависимости от условий изменения внешней среды должна сохранять свойство целостности. При этом
КИС В Ю обладает в целом, такими свойствами, которыми не обладают ее отдельные компоненты.

Адаптивность КИС В Ю в процессе функционирования может приспосабливаться к изменению внутренних и внешних условий с целью повышения качества управления.

лабильность подвижность функций элементов КИС В Ю при сохранении стабильности системы в целом.

Неаддитивность совокупное функционирование взаимосвязанных элементов системы порождает качественно новые свойства единой системы, при чем этих качеств не было у элементов системы изначально.

Инвариантность структуры невозможность полного представления КИС В Ю разделением на конечное множество описаний ее составных частей.

Непрерывность функционирования КИС В Ю существует до тех пор, пока она функционирует.

Управляемость КИС В Ю подвержена сознательной организации целенаправленного функционирования ее самой и входящих в ее состав элементов.

Развиваемость КИС В Ю является динамической системой, постоянно изменяющей свои свойства и совершенствующей уровень организации.

Оптимальность функционирования КИС В Ю должна функционировать оптимальным образом.

Единство многообразия форм все составляющие компоненты системы существуют, поскольку существует сама система как единое целое.

Неопределенность развития конкретный путь эволюции КИС В Ю всегда неизвестен. Есть возможность лишь прогнозировать общее направление развития системы.

Декомпозиция – разделение на подсистемы. Одну и ту же систему можно разделить разными способами – в зависимости от целей декомпозиции: по точкам входа, по ресурсам, по сильным связям.

Однопользовательские (или персональные) КИС В Ю, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими КИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем.