Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационная сущность правовых задач и особенности их постановки и решения с использованием ит вопрос Подходы к использованию компьютерных технологий в юриспруденции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многопользовательские (или распределенные) КИС В Ю, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких КИС В Ю и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы).

АРМ (автоматизированное рабочее место юриста)
индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста.

Ситуационный центр –
организационно-технический комплекс, основу которого составляют информационное и программное обеспечение поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга факторов влияния на развитие происходящих процессов.
Вопросы темы:
1.
Понятие компьютерной информационной системы в юриспруденции
(КИС в Ю).
2.
Персональные и многопользовательские КИС в юриспруденции.
3.
Автоматизированное рабочее место менеджера как средство реализации ИТ.
4.
Информационная безопасность.
Вопрос 1. Понятие компьютерной информационной системы в
юриспруденции (КИС в Ю).
В ст. 2 Закона об информации информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Естественно, с развитием информационных технологий и вычислительной техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы.
Автоматизированная информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника.
КИС в Ю обладают следующими особенностями:

в КИС в Ю параметры результата формируются и задаются в виде определенной цели (задачи) гораздо раньше, чем достигается результат, т.е. промежуток между постановкой задачи и получением результата достаточно велик;

в КИС в Ю не обязательно, чтобы значение цели совпадало со значением полезного результата, т.е. одной цели соответствует множество значений полезного результата.

Реализация функций КИС В Ю невозможна без знания ориентированных на нее ИТ. С другой стороны, ИТ могут существовать и вне
КИС В Ю. Таким образом, ИТ это более емкое понятие, чем КИС В Ю, отражающее современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.
Свойства КИС В Ю.
Множество элементов КИС В Ю обладает неким единством, которое выражается в общесистемных свойствах.
Среди свойств, присущих КИС В Ю, можно выделить следующие:

целостность система существует, как единое целое, которое может быть разделено на составляющие части. При этом все элементы и части системы должны служить общей цели;

сложность КИС В Ю обладает большим количеством прямых и обратных связей между элементами;

структурированность наличие совокупности систем, подсистем, элементов и взаимодействий между ними, определяющих внутреннюю организацию целостной системы;

и прочие.
Декомпозиция компьютерной информационной системы позволяет выделить следующие подсистемы:

вычислительную подсистему;

информационную;

математическое обеспечение;

программное обеспечение;

лингвистическое обеспечение;

правовое обеспечение.
Каждая из этих подсистем в свою очередь является сложной системой, состоящей из ряда подсистем.
Вычислительная подсистема состоит из компьютеров, серверов, сетевого оборудования, периферийных устройств.
Лингвистическая подсистема состоит из подсистем описания поисковых языков баз данных, языков создания запросов и пр.
Вопрос 2. Персональные и многопользовательские КИС в
юриспруденции.
По числу пользователей КИС В Ю можно классифицировать следующим образом:

однопользовательские (или персональные) КИС В Ю, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими

постоянно с другими КИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем;

многопользовательские (или сетевые) КИС В Ю, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких
КИС В Ю и соответствующих им информационных технологий другими пользователями системы. Организация распределенной информационной системы необходима для подразделений, занимающихся различными видами деятельности, в случае постоянной необходимости в оперативном получении информации из базы данных дистанционно удаленных подразделений. Также потребность во внедрении такой системы может возникать при необходимости консолидации в общей базе данных информации содержащейся в базах данных подразделений с целью дальнейшего анализа данных и формирования отчетов из одной базы, как в целом, так и в отдельности по каждому подразделению.
Подобная информационная система реализуется при необходимости введения централизованных изменений структуры и конфигурации правил работы базы данных для функционирования всех удаленных подразделений и юридических лиц. При этом может запрещаться возможность изменения некоторых правил непосредственно из отдаленных подразделений.
АИС можно также разделить по виду решаемых задач на:

автоматизированные вычислительные комплексы;

автоматизированные информационно-справочные системы;

автоматизированные консультирующие системы, которые служат для поддержки принятия решений;

автоматизированные рабочие места;

автоматизированные обучающие системы;

ситуационные центры (комнаты).
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Автоматизированные информационно-справочные системы.
Как следует из названия, подобные системы служат для хранения и выдачи пользователю определенной правовой информации. АИС можно разделить на полнотекстовые и фактографические.
Ситуационные центры.
Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.
Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров
(комнат) — они отличаются, прежде всего, степенью детерминированности
решаемых задач и когнитивностью — направлением вектора познания ситуации.
Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами.
Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг — это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.
Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться.
Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании. Это действительно эффективная форма передачи знаний.
Сегодня знания, кадры, специалисты — актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.
Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления, являются:

необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;

возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;

возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;

необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;

возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.
Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование

современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.
Вопрос 3. Автоматизированное рабочее место менеджера как
средство реализации ИТ.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста.
В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности.
Поскольку АРМ отличаются от КИС развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав АРМ в качестве подсистем.
Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения: индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Сетевой способ построения кажется наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию из удаленных банков данных, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи.
Примером АРМ, используемого в деятельности органов внутренних дел, может служить АРМ «ГРОВД», которое создано с целью совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации.
Пользователь может использовать как отдельные ИТ, так и их совокупность, объединенную в КИС В Ю. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника лица, принимающего решение
(ЛПР), реализуется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ).
На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них ИТ влияют структура управления, сложившаяся в учреждении, технологии предметных областей, схема распределения обязанностей и целей между сотрудниками.
Таким образом, номенклатура АРМ зависит от управленческой структуры, а содержание от целей, реализуемых ЛПР.
Вопрос 4. Информационная безопасность.
В соответствии с
Президентской программой
«Правовая информатизация федеральных органов государственной власти» от 4 августа


1995 г, задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Минюст России.
Центральным узлом информационно-вычислительной системы
Минюста России является Научный центр правовой информации при
Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах Российской Федерации созданы учреждения Минюста России центры правовой информатизации (ЦПИ).
Выполняя важные функции по обеспечению общества сведениями и знаниями, информация в то же время может причинить ему определенный ущерб.
Первый аспект информационной безопасности – защита самой информации.
Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие. Средствами защиты информации являются организационные, правовые, технические меры по сохранению информации, предотвращению угрозы ее похищения или уничтожения. Все средства защиты информации делятся на юридические и технические.
Юридические средства защиты информации определяют права доступа и распространения информации.
Технические средства защиты информации включают пароли и средства криптографической защиты. Технические меры защиты, как правило, применяются в совокупности с административными мероприятиями.
Второй аспект – проблема отбора качественной и достоверной информации, т. е. освобождения информационной среды от «загрязнения».
Правовые вопросы общей безопасности рассмотрены в Законе РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 года. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Информатизация вызвала и негативные последствия – появились новые виды преступлений (компьютерные), основанные на возможностях несанкционированного и неправомерного доступа к информации. Это компьютерные вирусы, «логические бомбы», «фишинг» и другие виды мошенничества; программы, допускающие неправомерное проникновение в информационные сети с целью «электронной кражи» денег, а также
«электронный» шпионаж.
К компьютерным преступлениям некоторые ученые относят и преступления, совершенные с помощью компьютеров. Основная часть таких преступлений связана с незаконным тиражированием интеллектуальной собственности.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое информационная система?


2.
Какие свойства компьютерных информационных систем вы знаете?
Какое значение они имеют именно для юридических КИС?
3.
Как классифицируют КИС?
4.
Что такое ситуационные центры и каково их значение?
5.
Как реализуются различные информационные технологии в АРМ?
6.
Какие меры принимаются государством для обеспечения информационной безопасности?
7.
Какие виды преступлений основаны на компьютерных технологиях?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Беляева Т., Кудинов А., Пальянова Н., Чубукова С., Элькин В.
Правовая информатика. Теория и практика. Серия: Бакалавр. Базовый курс. –
Юрайт, 2013. – 336 с.
Обратите внимание на:

отличие информационной технологии от компьютерной информационной системы;

состав КИС;

дополнительные возможности обработки информации в многопользовательских системах;

отличие данных в полнотекстовых и фактографических КИС;

сравнение АРМ и КИС;

перспективность использования ситуационных центров;

многообразие задач информационной безопасности.
Дополнительная литература:
1.
Акопов Г. Л. Правовая информатика: Учебник. – М.: Дашков и Ко,
2010. –320 с.
2.
Информационные технологии в юриспруденции. Серия: высшее профессиональное образование. / Под ред. С. Я. Казанцева. – М: Изд. центр
«Академия», 2011. – 516 с.
3.
Курс правовой информатики: Учебник для вузов. / Гаврилов О.А.-
М.;НОРМА, 2000.-432 с.
Обратите внимание на:

классификацию компьютерных информационных систем;

структуру информационных систем управления;

оснащение АРМ юристов разной квалификации;

задачи, решаемые в ситуационных центрах;

ИТ, применяемые в ситуационных центрах.
Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению
вопросы:
1.
Из каких компонентов мог бы состоять «АРМ продвинутого студента»?
2.
Какие средства защиты информации, хранящейся в МВД, наиболее действенны?
3.
Какие проблемы вы бы хотели решить в хорошо оборудованном ситуационном центре?
4.
Нужно ли защищать персональные данные?
5.
Может ли информация в интернете вызвать угрозу национальной безопасности, или нужна ли цензура в интернете?
Практические задания:
Задание 1.
Приведите примеры средств защиты данных отделения банка:
1.
юридические средства защиты:

закон о защите банковской тайны;

иерархия пользователей по возможности получения и редактированию информации;

мониторинг транзакций по пользователям;

мониторинг транзакций по сотрудникам.
2.
технические средства:

шифрование банковской информации;

системы пин-кодов для банковских карт;

сетевые экраны;

пароли доступа к базам данных;

средства внешнего наблюдения.
Задание 2.
Докажите, что справочная правовая система Консультант Плюс действительно является автоматизированной информационной системой.
Опишите ее основные свойства.
Задание 3.
Заполните пропущенные ячейки таблицы с понятиями, их определениями и примерами.
Понятие
Определение
Примеры
среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие