Файл: 1. Ответить на вопросы. Дайте определение дизорфографии. Раскройте статистику.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Фонетический принцип – согласно ему, вопреки морфологическому принципу, пишется та буква, которая обозначает слышимый звук: рас- рос-, роспись, расписался; раз-, роз-, разбег – розыгрыш; без-, бес-, беззубый, беспомощный. Суть фонетического принципа – в максимальном соответствии письма звуковому составу произносимой речи. Есть слова, где произношение не расходится с правописанием. Но таких написаний мало: рука, стол, крыло, луна и т.д. Такие слова пишем, как слышим. А случаи с правописанием приставок рас-, рос-; раз-, роз-; бес-, без- и другие ученик начальной школы пока запоминает, ибо эти правила изучаются в старших классах.
• Фонематический принцип гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях». Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. Русская графика, т.е. система русского письма фонемная: буква обозначает не звук (вариант фонемы), а фонему в ее сильном варианте. Например, ножи [нъжы]– нóж [нош]. Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения. Он более определенно обосновывает, почему при написании безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы. Фонематический принцип практически помогает школьникам понять систему орфографии.
• Традиционно-исторический принцип – согласно которому написание слова закреплено традицией и пишется, как принято. Такие слова пишутся либо в соответствии с традицией русского языка (калач, корова, собака), либо сохраняя написание языка-источника (вагон, трамвай, касса, шоссе). По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствования из других языков. Такие написания в начальных классах дети усваивают заучиванием и проверяются по орфографическому словарю.
• Дифференцирующий принцип предполагает различное написание с целью различения слов - омоформ. Здесь главное семантика слова в данном контексте (туш – тушь; поджог – поджег; невысокий – не высокий, вверх - в верх). Этот принцип называют еще смысловым. По этому принципу пишущий должен учитывать смыл слова в данном контексте: «Совершил поджог», «Он поджёг дерево»; город Орёл, старый орёл.
2.При диагностике дизорфографии логопед должен суметь определить характер дизорфографии (какой ведущий принцип правописания нарушен: морфологический, фонематический, традиционный или принцип графики). Соотнесите каждый из принципов правописания с диагностическими методиками, способными выявить несформированность того или иного принципа:
Ведущие принципы правописания | Диагностическая методика |
Морфологический принцип | |
Фонематический принцип | |
Принцип традиционного написания | |
Принцип графики | |
Модуль 2. Преодоление дизорфографии у младших школьников.
Тема 1. Этапы коррекционной работы при дизорфографии.
1.Презентация коррекционно-развивающих упражнений
Известно, что основными направлениями работы логопеда по преодолению дизорфографии являются: формирование гностико-практических функций, развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне, развитие языкового анализа, синтеза, представлений, коррекция нарушений грамматического строя речи, обогащение и развитие лексики, логопедическая работа над связной речью. Выпишите по нескольку упражнений, которые можно использовать для работы по всем этим направлениям:
Направление работы | Упражнения |
1.Формирование гностико-практических функций | 1. использование аппликации сюжетной картинки «На полянке». Педагог предлагал ребенку карточку с фоном, фигурки зайки, пенька, елки, солнышка, ежика, ручейка, цветов, деревьев и просил разложить фигурки в соответствии с его указаниями. При этом использовались такие понятия, как «посередине», «справа», «впереди», «позади», «вверху», «внизу», «сбоку», «перед», «под»; 2. развитие умения реконструировать буквы: педагог складывал из палочек букву (П, К. Ш, И, Г, X, Я, Ф, Е), просил внимательно ее рассмотреть и составить из этих же палочек другую букву (П—И, Б—Ъ) 3. школьники запоминали и воспроизводили ряд геометрических фигур. Для этого упражнения использовались наборы карточек с изображениями «закрашенных» геометрических фигур и их контурными изображениями (квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг). Логопед показывал «закрашенные» изображения, убирал их и просил воспроизвести ряд, используя контурные рисунки |
2.Развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне | 1. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (с одинаковыми согласными и гласными звуками): Детям предлагается сыграть в игру «Эхо»: внимательно прослушать пары слогов, повторить их, назвать ударный. 2. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (с разными гласными и фонетически далекими согласными): Процедура и инструкция — те же. 3. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (с разными гласными и фонетически далекими согласными): Процедура и инструкция — те же. |
3.Развитие языкового анализа, синтеза, представлений | 1. Анализ структуры предложения с опорой на схему. Материал — схемы (соответствующие и не соответствующие грамматическим структурам предложений), предложения: Девочка поливает цветы. Дети играют на спортивной площадке. (Второй класс). Скоро наступит веселый праздник. Все небо заволокло низкими грозовыми тучами. (Третий класс). Учащемуся предлагается прослушать предложение и показать нужную схему. 2. Развитие умения определять количество слогов в словах при повторении их школьником с опорой на двигательный компонент. Речевой материал — слова: шумят, лак, ручка, зверек, плодовый, представление (второй класс); счастье, сон, кулак, серебристый, напишите, охотник (третий класс). Ученик прослушивает слово, повторяет его нараспев. Затем он прижимает кисть левой руки к подбородку, определяет и называет количество слогов в слове. 3. Развитие умения делить слова на слоги при их повторении. Материал — слова: петь, гвозди, бег, филармония, сумка, картофель (второй класс); ловкость, стол, реденький, ученический; компьютер (третий класс); полоски бумаги, обозначающие слоги. Логопед предлагает повторить слово нараспев и одновременно положить соответствующее количество полосок. 4. Развитие умения выделять звуки на фоне слова. Материал — слова: кошка, пробка, дом, унес; квартира, привет, Ира, прыжок, сырой, саквояж, крыша, машины. Используются также буквы разрезной азбуки. Ребенку читают ряд слов и предлагают поднять определенную букву. Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове. Материал — слова: Алла, играть, пол, мачта, черновик, квартира, землекоп, щекотать, елка. После произнесения логопедом слова ученику предлагается назвать его первый и последний звуки. |
4.Коррекция нарушений грамматического строя речи | 1. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции (с опорой на картинки). Материал — картинки с изображениями двух предметов в различных пространственных соотношениях (кот на шкафу, под шкафом, перед шкафом, за шкафом, над шкафом, у шкафа). Ученику предлагается рассмотреть картинки и назвать, где находится кот по отношению 2. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные вроде и числе (с опорой на картинки). Материал — картинки с изображением голубого шара, голубой косынки, голубых глаз, голубого неба; желтых листьев, желтого апельсина, желтой кофты, желтого солнца. Ученика просят рассмотреть, назвать изображенные предметы и их цвет. 3. Развитие умения образовывать названия детенышей животных. Материал — картинки (крольчиха и крольчонок, гусь и гусенок, лягушка и лягушонок, утка и утенок, слон и слоненок, мышка и мышонок). Логопед просит рассмотреть картинки и назвать взрослого животного (птицу) и его детеныша (птенца). 4. . Преобразование слова из одной части речи в другую. Речевой материал — слова: камень, грустный, веселье, мысль, шутить, шуметь, пыль, дерево, мороз; карточки с вопросами: Что? Какой? Что делать? Ученику предлагается прослушать слово, записать его под соответствующим вопросом и написать новые слова, преобразовав одну часть речи в другую. 5. Развитие умения составлять предложения, соответствующие заданным схемам. Материал — словосочетания: дождь идет, наступила осень золотая (второй класс), пошли дети гулять, дождь сильный идет окном за (третий класс); схемы предложений. Перед началом выполнения упражнения логопед уточняет у школьника значения условных обозначений на схемах. Далее логопед произносит предложение и просит ученика показать соответствующую |
5.Обогащение и развитие лексики | 1. Обогащение и развитие словаря. Материал — муляжи фруктов, овощей, ягод, фигурки зверей, птиц, насекомых, аппликация человечка. По каждой лексической теме проводятся игры: «Волшебный телевизор» (о временах года, месяцах, днях недели), «Собери гномика» (о частях тела), «Пойдем в школу» (о школьных принадлежностях), «Наши мамы и папы» (о профессиях), «Если бы мой папа был военным» (об армии), «В мастерской» (об инструментах), «Наш оркестр» (о музыкальных инструментах), «На огороде» (об овощах), «В саду» (о фруктах и ягодах), «Кто самый маленький?» (о насекомых), «Что спряталось в шкафу?» (о вещах), «Что надевают на ножки?» (об обуви). Ученика просят рассмотреть картинки или муляжи и фигурки. Ему предлагается сгруппировать изображения, дать им общее название. При затруднении даются необходимые пояснения. 2. Развитие умения к двойному обобщению. Материал — картинки с изображениями: а) ромашки, колокольчика, розы, гладиолуса, подберезовика, лисички, опят, мухомора; б) коровы, лошади, козы, верблюда, лисицы, волка, медведя, барсука. Ученику предлагается рассмотреть изображения и сказать, какими понятиями можно объединить слова в сериях, как обозначить и то и другое вместе. Почему? (Например: Ромашка, колокольчик... — это цветы. Подберезовик, лисичка... — это грибы. Цветы и грибы — это растения). 3. Называние действия по предъявленному предмету (с опорой на картинку). Материал — картинки с изображением воробья, собаки, поросенка, коровы, лягушки. Школьник получает задание: не показывая и не называя изображения сверстникам, назвать ряд характерных действий персонажа, то есть «загадать» загадку другим ученикам. 4. Подбор определения к слову, обозначающему предмет (с использованием относительных прилагательных). Материал - пособие «Ромашка» и картинки с изображениями железной ложки, стеклянного стакана, стирального порошка, молочного супа. Учащемуся предлагается игра «Собери ромашку» (назвать картинку и с помощью образца рассуждения, данного логопедом, составить нужное определение). 5. Развитие умения заменять антонимы в предложении. Материал — предложения: Наступила холодная снежная зима. Зимой рано смеркается. (Второй класс). Заяц бегает быстро. Весной птицы летят с юга на север. (Третий класс). Дается образец выполнения задания: Пустой колос легок, он стоит прямо. А полный колос тяжел, он к земле гнется. Ученикам предлагается в предложениях найти антонимы и по представленному образцу изменить их. 6. Дифференциаций синонимов и антонимов. Материал — фигурки человечка, кошки, собаки; карточки со словами: глупый, умный, разумный, грубый, ласковый, нежный, высокий, маленький, низкий, враг, приятель, друг. Логопед объясняет правила игры «Не ошибись!». Под картинками кошки и собаки предлагается положить карточки со словами-антонимами, так как в жизни эти животные не дружат. Собака привязана к человеку, а кошка — к его дому. Поэтому под изображением человека нужно положить карточку с напечатанным словом, синонимичным лежащему под изображением собаки. |
6.Логопедическая работа над связной речью | 1.Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической речи. Материал — сюжетная картинка «На речке». Учащемуся предлагается познакомиться с содержанием картинки и ответить на следующие вопросы:
2. Подробный пересказ текста. Материал — рассказ «Длиннохвостые разбойники». (Третий класс.) ДЛИННОХВОСТЫЕ РАЗБОЙНИКИ Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки. Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели. Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет. По Г.А. Скребицкому I. Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочитать текст вслух (или про себя), выполнить задания и ответить на вопросы. II. Работа над семантикой текста.
III. Анализ структуры текста.
IV. Языковой анализ текста. I часть текста.
II часть текста.
III часть текста.
КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно. Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой. Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать — откуда такие вкусные вещи виднеются. Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды! По Г. А. Скребицкому I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмотреть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:
II. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в беспорядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитанные им предложения связный текст и почему. III. Языковой анализ текста.
IV. Орфографическая работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.) V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить памятку о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом. VI. Самопроверка. |
2.Ответьте на вопросы.
1.Когда проводится логоработа по коррекции дизорфографии?
Основные направления работы
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует (при возможности) подключать школьного психолога.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.
2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.
3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).
4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.
2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.
5. Развитие мышления.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.
3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.
4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь».
5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.
8. Глагол. Начальная форма глагола.
9. Дифференциация прилагательных и причастий.
10. Дифференциация приставок и предлогов.
11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.
12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.
13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.