Файл: 1. Ответить на вопросы. Дайте определение дизорфографии. Раскройте статистику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Фонетический принцип – согласно ему, вопреки морфологическому принципу, пишется та буква, которая обозначает слышимый звук: рас- рос-, роспись, расписался; раз-, роз-, разбег – розыгрыш; без-, бес-, беззубый, беспомощный. Суть фонетического принципа – в максимальном соответствии письма звуковому составу произносимой речи. Есть слова, где произношение не расходится с правописанием. Но таких написаний мало: рука, стол, крыло, луна и т.д. Такие слова пишем, как слышим. А случаи с правописанием приставок рас-, рос-; раз-, роз-; бес-, без- и другие ученик начальной школы пока запоминает, ибо эти правила изучаются в старших классах.

• Фонематический принцип гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях». Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. Русская графика, т.е. система русского письма фонемная: буква обозначает не звук (вариант фонемы), а фонему в ее сильном варианте. Например, ножи [нъжы]– нóж [нош]. Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения. Он более определенно обосновывает, почему при написании безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы. Фонематический принцип практически помогает школьникам понять систему орфографии.

• Традиционно-исторический принцип – согласно которому написание слова закреплено традицией и пишется, как принято. Такие слова пишутся либо в соответствии с традицией русского языка (калач, корова, собака), либо сохраняя написание языка-источника (вагон, трамвай, касса, шоссе). По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствования из других языков. Такие написания в начальных классах дети усваивают заучиванием и проверяются по орфографическому словарю.

• Дифференцирующий принцип предполагает различное написание с целью различения слов - омоформ. Здесь главное семантика слова в данном контексте (туш – тушь; поджог – поджег; невысокий – не высокий, вверх - в верх). Этот принцип называют еще смысловым. По этому принципу пишущий должен учитывать смыл слова в данном контексте: «Совершил поджог», «Он поджёг дерево»; город Орёл, старый орёл.

2.При диагностике дизорфографии логопед должен суметь определить характер дизорфографии (какой ведущий принцип правописания нарушен: морфологический, фонематический, тради­ционный или принцип графики). Соотнесите каждый из принципов правописания с диагностическими методиками, способными выявить несформированность того или иного принципа:



Ведущие принципы правописания

Диагностическая методика

Морфологический принцип




Фонематический принцип




Принцип традиционного написания




Принцип графики






Модуль 2. Преодоление дизорфографии у младших школьников.


Тема 1. Этапы коррекционной работы при дизорфографии.
1.Презентация коррекционно-развивающих упражнений
Известно, что основными направлениями работы логопеда по преодолению дизорфографии являются: формирование гностико-практических функций, развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне, развитие языкового анализа, синтеза, представлений, коррекция нарушений грамматического строя речи, обогащение и развитие лексики, логопедическая работа над связной речью. Выпишите по нескольку упражнений, которые можно использовать для работы по всем этим направлениям:


Направление работы

Упражнения

1.Формирование гностико-практических функций

1. использование аппликации сюжетной картинки «На полянке». Педагог предлагал ребенку карточку с фоном, фигурки зайки, пенька, елки, солнышка, ежика, ручейка, цветов, деревьев и просил разложить фигурки в соответствии с его указаниями. При этом использовались такие понятия, как «посередине», «справа», «впереди», «позади», «вверху», «внизу», «сбоку», «перед», «под»;

2. развитие умения реконструировать буквы: педагог складывал из палочек букву (П, К. Ш, И, Г, X, Я, Ф, Е), просил внимательно ее рассмотреть и составить из этих же палочек другую букву (П—И, Б—Ъ)

3. школьники запоминали и воспроизводили ряд геометрических фигур. Для этого упражнения использовались наборы карточек с изображениями «закрашенных» геометрических фигур и их контурными изображениями (квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг). Логопед показывал «закрашенные» изображения, убирал их и просил воспроизвести ряд, используя контурные рисунки

2.Развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне

1. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударени­ем (с одинаковыми согласными и гласными звуками):



Детям предлагается сыграть в игру «Эхо»: внимательно прослушать пары слогов, повторить их, назвать ударный.

2. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (с разными гласными и фонетически далекими согласными):



Процедура и инструкция — те же.
3. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударени­ем (с разными гласными и фонетически далекими согласными): 



Процедура и инструкция — те же.



3.Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

1. Анализ структуры предложения с опорой на схему. Мате­риал — схемы (соответствующие и не соответствующие грамматическим структурам предложений), предложения: Девочка по­ливает цветы. Дети играют на спортивной площадке. (Второй класс). Скоро наступит веселый праздник. Все небо заволокло низкими грозовыми тучами. (Третий класс). Учащемуся предла­гается прослушать предложение и показать нужную схему.

2. Развитие умения определять количество слогов в словах при повторении их школьником с опорой на двигательный ком­понент. Речевой материал — слова: шумят, лак, ручка, зверек, плодовый, представление (второй класс); счастье, сон, кулак, серебристый, напишите, охотник (третий класс). Ученик про­слушивает слово, повторяет его нараспев. Затем он прижимает кисть левой руки к подбородку, определяет и называет количе­ство слогов в слове.
3. Развитие умения делить слова на слоги при их повторе­нии. Материал — слова: петь, гвозди, бег, филармония, сумка, картофель (второй класс); ловкость, стол, реденький, ученичес­кий; компьютер (третий класс); полоски бумаги, обозначающие слоги. Логопед предлагает повторить слово нараспев и одно­временно положить соответствующее количество полосок.

4. Развитие умения выделять звуки на фоне слова. Матери­ал — слова: кошка, пробка, дом, унес; квартира, привет, Ира, прыжок, сырой, саквояж, крыша, машины. Используются так­же буквы разрезной азбуки. Ребенку читают ряд слов и предла­гают поднять определенную букву.

Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове. Материал — слова: Алла, играть, пол, мачта, черновик, квартира, землекоп, щекотать, елка. После произнесения лого­педом слова ученику предлагается назвать его первый и после­дний звуки.

4.Коррекция нарушений грамматического строя речи

1. Развитие умения употреблять предложно-падежные кон­струкции (с опорой на картинки). Материал — картинки с изобра­жениями двух предметов в различных пространственных соотно­шениях (кот на шкафу, под шкафом, перед шкафом, за шкафом, над шкафом, у шкафа). Ученику предлагается рассмотреть картин­ки и назвать, где находится кот по отношению

2. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные вроде и числе (с опорой на картинки). Материал — картинки с изображением голубого шара, голубой косынки, голубых глаз, голубого неба; желтых листьев, желто­го апельсина, желтой кофты, желтого солнца. Ученика просят рассмотреть, назвать изображенные предметы и их цвет.
3. Развитие умения образовывать названия детенышей жи­вотных. Материал — картинки (крольчиха и крольчонок, гусь и гусенок, лягушка и лягушонок, утка и утенок, слон и слоненок, мышка и мышонок). Логопед просит рассмотреть картинки и назвать взрослого животного (птицу) и его детеныша (птенца).
4. Преобразование слова из одной части речи в другую. Рече­вой материал — слова: камень, грустный, веселье, мысль, шу­тить, шуметь, пыль, дерево, мороз; карточки с вопросами: Что? Какой? Что делать? Ученику предлагается прослушать слово, записать его под соответствующим вопросом и написать новые слова, преобразовав одну часть речи в другую.
5. Развитие умения составлять предложения, соответству­ющие заданным схемам. Материал — словосочетания: дождь идет, наступила осень золотая (второй класс), пошли дети гу­лять, дождь сильный идет окном за (третий класс); схемы пред­ложений.

Перед началом выполнения упражнения логопед уточняет у школьника значения условных обозначений на схемах. Далее логопед произносит предложение и просит ученика показать соответствующую

5.Обогащение и развитие лексики

1. Обогащение и развитие словаря. Материал — муляжи фруктов, овощей, ягод, фигурки зверей, птиц, насекомых, ап­пликация человечка. По каждой лексической теме проводятся игры: «Волшебный телевизор» (о временах года, месяцах, днях недели), «Собери гномика» (о частях тела), «Пойдем в школу» (о школьных принадлежностях), «Наши мамы и папы» (о про­фессиях), «Если бы мой папа был военным» (об армии), «В ма­стерской» (об инструментах), «Наш оркестр» (о музыкальных инструментах), «На огороде» (об овощах), «В саду» (о фруктах и ягодах), «Кто самый маленький?» (о насекомых), «Что спря­талось в шкафу?» (о вещах), «Что надевают на ножки?» (об обу­ви). Ученика просят рассмотреть картинки или муляжи и фи­гурки. Ему предлагается сгруппировать изображения, дать им общее название. При затруднении даются необходимые пояс­нения.

2. Развитие умения к двойному обобщению. Материал — кар­тинки с изображениями: а) ромашки, колокольчика, розы, гла­диолуса, подберезовика, лисички, опят, мухомора; б) коровы, лошади, козы, верблюда, лисицы, волка, медведя, барсука. Уче­нику предлагается рассмотреть изображения и сказать, какими понятиями можно объединить слова в сериях, как обозначить и то и другое вместе. Почему? (Например: Ромашка, колокольчик... — это цветы. Подберезовик, лисичка... — это грибы. Цветы и грибы — это растения).
3. Называние действия по предъявленному предмету (с опо­рой на картинку). Материал — картинки с изображением воро­бья, собаки, поросенка, коровы, лягушки. Школьник получает задание: не показывая и не называя изображения сверстникам, назвать ряд характерных действий персонажа, то есть «зага­дать» загадку другим ученикам.
4. Подбор определения к слову, обозначающему предмет (с использованием относительных прилагательных). Матери­ал - пособие «Ромашка» и картинки с изображениями желез­ной ложки, стеклянного стакана, стирального порошка, молоч­ного супа. Учащемуся предлагается игра «Собери ромашку» (назвать картинку и с помощью образца рассуждения, данного логопедом, составить нужное определение).
5. Развитие умения заменять антонимы в предложении. Ма­териал — предложения: Наступила холодная снежная зима. Зимой рано смеркается. (Второй класс). Заяц бегает быстро. Весной птицы летят с юга на север. (Третий класс). Дается об­разец выполнения задания: Пустой колос легок, он стоит пря­мо. А полный колос тяжел, он к земле гнется. Ученикам предла­гается в предложениях найти антонимы и по представленному образцу изменить их.
6. Дифференциаций синонимов и антонимов. Материал — фигурки человечка, кошки, собаки; карточки со словами: глу­пый, умный, разумный, грубый, ласковый, нежный, высокий, маленький, низкий, враг, приятель, друг. Логопед объясняет правила игры «Не ошибись!». Под картинками кошки и собаки предлагается положить карточки со словами-антонимами, так как в жизни эти животные не дружат. Собака привязана к чело­веку, а кошка — к его дому. Поэтому под изображением челове­ка нужно положить карточку с напечатанным словом, синони­мичным лежащему под изображением собаки.



6.Логопедическая работа над связной речью

1.Составление рассказа по сюжетной картинке с исполь­зованием диалогической речи. 

Материал — сюжетная картинка «На речке». Учащемуся предлагается познакомиться с содер­жанием картинки и ответить на следующие вопросы:

  • Куда пришли ребята?

  • Что они делают? Как можно сказать иначе? (Резвятся, бултыхаются, прыгают, барахтаются, плещутся, шалят, брызгаются).

  • Что делает собака?

  • Какое настроение у детей? Почему ты так решил?

  • Какое время года изображено на картинке? Как ты дога­дался?

  • Какой мы составили текст? (Текст-повествование.)



  • Как его озаглавим?

2. Подробный пересказ текста. Материал — рассказ «Длин­нохвостые разбойники». (Третий класс.)
ДЛИННОХВОСТЫЕ РАЗБОЙНИКИ

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.
Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчи­ха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Со­роки тоже улетели.
Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.
По Г.А. Скребицкому
I. Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочитать текст вслух (или про себя), вы­полнить задания и ответить на вопросы.
II. Работа над семантикой текста.

  • Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?

  • Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)

  • Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужествен­но.)

  • Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)

III. Анализ структуры текста.

  • Какой текст по типу речи? (Текст-повествование.)

  • Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем-то.)

  • Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)

  • Сколько частей в рассказе? (Три.)

  • Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)

  • Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застреко­тали.) Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.

  • Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее. (Драка зайчихи с сороками.)

  • Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)

  • Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.) План записывается учеником (логопедом) до конца.

  • Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет в тексте? (Им заканчивается повествование.)

  • Как называется текст? Почему автор дал ему такое на­звание? Кто такие разбойники? (Люди, промышляющие грабе­жом, разбоем.)

  • Как еще можно озаглавить текст? 

IV. Языковой анализ текста.
I часть текста.

  • Когда произошел случай, описанный автором? Где?

  • Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)

  • Почему автор начинает предложение с данного слова?

  • Как стрекотали сороки? (Тревожно.)

  • Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)

II часть текста.

  • Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)

  • Почему оно начинается со слова вышли? (Люди шли сна­чала по лесу, а затем оказались на поляне.)

  • Прочти второе предложение. Для чего вместо слова «лу­жайка» автор использовал слово лужок? (Чтобы не повторять слово лужайка дважды.)

  • Назови слова, которые указывают на героев описывае­мых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)

  • Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Ме­чется, наскакивает, заметила.)

  • Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется — прыгает бес­порядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в вол­нении, смятении. Наскакивает — набрасывается с разгону. За­метила — увидела, обнаружила.)

  • Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взле­тят, сядут, улетели.) К слову сядут подбери родственные сло­ва.

  • Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)

  • Почему автор использует глагол «поскакала»? Какую роль играет приставка по- ? (Люди видят, как удаляется зайчи­ха.)

  • Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже уви­дели людей.)

III часть текста.

  • Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)

  • Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)

  • Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)

  • Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

  • Объясни значение прилагательного ближайшие. (Бли­жайшие — самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)

  • Прочти последнее предложение. Почему автор исполь­зует наречие непременно? Каким словом можно его заменить? (Потому что зайчиха обязательно найдет своего малыша.Его может покормить, согреть своим теплом и другая самка).
    V. Орфографическая работа.

    Ученику предлагается найти и назвать слова на пройден­ные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдель­ным словам подобрать родственные.
    VI. Самопроверка.
    3. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал — текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжет­ных картинок. (Третий класс.)

КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно. Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обра­щает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать — откуда такие вкусные вещи виднеются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!

По Г. А. Скребицкому


I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмот­реть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:

  • Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?

  • О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?

  • Что делала мама?

  • О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?

  • Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)

  • Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)

  • Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?

  • Чем закончилась эта история?

  • О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)

  • Что в рассказе забавного, смешного?

  • О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?

  • Прочти название серии картинок.

II. Работа с деформированным текстом. Ученику предла­гается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в бес­порядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитан­ные им предложения связный текст и почему.

III. Языковой анализ текста.

  • Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий са­мостоятельно и неожиданно.

  • Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однажды».)

  • Прочти основную часть текста. Почему автор использо­вал глагол цап в третьем предложении? (Чтобы показать нео­жиданность действий галчонка.)

  • Какими словами можно заменить наречие понемножку? (Понемногу, небольшими частями, порциями.)

  • Какое значение имеет глагол приподнимать? (Не очень высоко поднимать.)

  • Почему автор использовал именно этот глагол? (Чтобы показать, насколько маленьким и неопытным был птенец.)

  • Как ты понимаешь значение глагола одолел? (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)

  • Каким словом можно заменить существительное пре­мудрость? (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)

IV. Орфографическая работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить памятку о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.

VI. Самопроверка.





2.Ответьте на вопросы.
1.Когда проводится логоработа по коррекции дизорфографии?

Основные направления работы

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.

Первый (диагностический) этап

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует (при возможности) подключать школьного психолога.

Общая характеристика коррекционной работы

1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.

2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.

3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).

4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

Второй (подготовительный) этап

На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы


1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

Третий (коррекционный) этап

В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы

1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.

2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.

3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.

4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь».

5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.

8. Глагол. Начальная форма глагола.

9. Дифференциация прилагательных и причастий.

10. Дифференциация приставок и предлогов.

11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.

12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.

13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

Четвертый (оценочный) этап

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.