Файл: 1. Ответить на вопросы. Дайте определение дизорфографии. Раскройте статистику.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После проведения обследования учитель-логопед сообщает информацию о речевых особенностях детей с ОВЗ и дает рекомендации учителям-предметникам, специалистам общеобразовательной организации и родителям. Таким образом, реализуя диагностическое направление работы, учитель-логопед осуществляет взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
По результатам обследования учащегося учитель-логопед может направить его в специализированный центр или на психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения дополнительной диагностики и уточнения заключения.
Реализация диагностического направления работы учителем-логопедом на уровне основного общего образования позволяет:
• выделить группу учащихся, которым необходима коррекционно-педагогическая помощь;
• выявить индивидуальные сложности каждого ребенка;
• определить содержание коррекционно-развивающего, консультативного и информационно-просветительского направлений работы;
• осуществлять мониторинг успешности коррекционной работы в течение учебного года.
Использование «коэффициента успешности выполнения заданий»: q=a/c·100%, где а — количество орфограмм в данном виде работы, с — количество допущенных учеником ошибок).
3.Проанализируйте содержание карты обследования школьников с дизорфографией.
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Нарушения письма оказывают влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.
Чтобы вовремя выявлять эти нарушения, необходимы диагностические исследования (в начале учебного года, в течение - «срезовая» диагностика, и в конце года) и регулярные мониторинги учащихся младшего школьного возраста.
Основным диагностическим документом логопеда является речевая карта.
Речевая карта разработана для мониторинга речевого развития детей в условиях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации для детей с ОВЗ.
Этот документ ведётся на протяжении всех лет обучения. Комплексное обследование проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях, продолжительность которых составляет 20 минут. Обследование проводится в течение первых двух недель сентября. Вновь прибывшие ученики обследуются через две недели, так как проходят адаптационный период. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи. По результатам обследования учитель-логопед разрабатывает программу по коррекции устной и письменной речи обучающихся.
Речевая карта содержит необходимые сведения о ребенке: анкетные данные, где прописываются фамилия, имя, отчество ученика, дата рождения, возраст, адрес места жительства, данные о родителях (законных представителях), контактные данные; посещал ли ранее дошкольное учреждение и логопедические консультации, жалобы родителей (при наличии таковых), особенности речевого общения (наличие двуязычия), успеваемость и отношение к занятиям, а также наличие диагнозов (по слуху, зрению и другим сопутствующим заболеваниям).
Далее обследование состояния и функций общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и особенностей речевого дыхания и голоса.
Оценивается и общая характеристика речи: понимание обращенной речи (импрессивная речь), активное устное высказывание (экспрессивная речь).
После этого нужно обследовать состояние общего речевого развития ребёнка: звукопроизношение и фонематический слух, а также словарный запас и уровень сформированности грамматического строя речи.
Также необходимо обследование всех фонематических процессов: анализа и синтеза, восприятия и представлений.
Проверяется воспроизведение звукослоговой структуры слова и состояние лексико-грамматического строя речи: словарный запас, навыки словообразования и словоизменения (по родам, падежам и числам) и навыки составления предложения и согласования слов.
Кроме всего прочего отмечаются показатели связной речи (развёрнутость высказывания, логичность и последовательность) и составление рассказа (как вариант - пересказа): подробный или краткий (требовалась ли в процессе помощь).
Далее подробно обследуется письменная речь: процессы чтения и письма.
Для обследования состояния чтения у детей используются специально составленные тексты. Здесь необходимо выявить способ чтения, темп и ошибки.
Особое внимание следует обращать на характер специфических ошибок: замены фонем (особенно оппозиционных); пропуски, перестановки и искажения слогов, замены слов и аграмматизмы. Важно выявить наличие угадывающего чтения. И конечно же, необходимо определить, есть ли понимание прочитанного у ребёнка.
Обследование письма проводится на основании анализа письма:
-
списывание букв и слогов; -
списывание слов и предложений, -
списывание отдельных текстов; -
диктант словарных слов; -
изложение; -
сочинение; -
слуховой диктант.
Далее составляются выводы, которые должны быть оформлены в соответствующее логопедическое заключение; прописываются диагнозы.
Также даются соответствующие рекомендации психолого-педагогической комиссии.
И отмечается дата заполнения речевой карты.
Содержание речевой карты составлено на основании диагностик устной и письменной речи.
Обследование устной речи младших школьников с нарушениями письма.
Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств письма: определение симптоматики, механизмов и вида дисграфии.
Основой для диагностики устной речи была выбрана методика Фотековой Т. А. и Ахутиной Т. В. Данная методика разработана для диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Она позволяет лучше понять психологические механизмы обнаруженных трудностей. Авторы предлагают стандартизированный метод обследования речи
Данная методика направлена на исследование устной речи и состоит из трёх серий:
1-ая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на звукобуквенный и языковый анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове и т.д.;
2-ая серия: направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Учащимся 2-3-х классов предлагается небольшой диктант;
3 серия: проверяет навыки чтения.
Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста.
Методика разработана в двух вариантах: полном и сокращенном (экспресс).
Достоинства: удобна для диагностики, удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений, удобна для построения индивидуальной коррекционной работы, удобна для комплектования подгрупп для занятий, удобна для отслеживания динамики речевого развития.
За основу обследования письменной речи использованы методики Р.И. Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой «Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников. Методы обследования детей» и методики
И.Н. Садовниковой.
Обследование школьников осуществляется в два этапа. На первом (предварительном) этапе ставится задача выявления детей, страдающих нарушениями чтения и письма. Для этого логопед анализирует тетради детей, исследует процесс чтения.
На втором этапе осуществляется специальное обследование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.
Исследование процесса письма происходит на основе различных видов письменных работ детей, в каждом виде которых необходимо определить количество и проанализировать характер дисграфических ошибок. Для этого предлагаются следующие виды письма: списывание с печатного текста, слуховой диктант, изложение, творческая работа. И это обследование проводится по возрастным группам. В первую группу входят учащиеся вторых классов, во вторую группу – учащиеся третьих классов, в третью группу – ученики четвертых классов.
Следует отметить, что логопедическое обследование детей с дисграфией и дислексией должно установить степень усвоения навыков звукового анализа, степень усвоения навыков чтения и письма и состояние устной речи в целом, то есть уровень развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон языка. Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются невозможными. Таким образом, прежде всего необходимо выявить готовность ребёнка устно производить анализ звукового состава слов.
Все выявленные при обследовании ошибки письма и чтения необходимо тщательно проанализировать, особо выделив из них специфические. На них следует обращать особое внимание.
Затем необходимо сопоставить данные обследования всех компонентов устной речи с ошибками, выявленными при письме и чтении. Это позволит установить, являются ли в каждом конкретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьёзная причина – общее недоразвитие речи.
Необходимо также уметь отделять истинную дисграфию и дислексию от неправильного письма и чтения, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по русскому языку, педагогическая запущенность, влияние двуязычия. Но в таких случаях даже при наличии большого количества разнообразных ошибок в письме и чтении ребёнка не должно быть специфических ошибок.
Соответственно необходимо отграничивать дисграфические ошибки от недисграфических.
Таким образом, данные методики позволяют оценить состояние устной и письменной речи учащихся, что позволит определить как нарушения письма, так и предпосылки их возникновения.
Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфических ошибок от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.
2.Презентация диагностических методик
Подготовьте папку, в которой разместите по одной диагностической методике, которые можно использовать в системе работы по диагностике дизорфографии. Каждая методика должна содержать: инструкцию к проведению, стимульный материал, протокол обсчета полученных результатов.
Контроль по модулю 1.
1.Задача.
1.Дизорфография проявляется в том, что ребенок не освоил один из принципов правописания – морфологический, фонематический, традиционный или принцип графики.
1) Раскройте сущность каждого из заявленных принципов
2)Приведите примеры ошибок правописания на каждый из заявленных принципов.
В русском языке очень много орфограмм. Они разные по своей природе. Природу русской орфографии раскрывают принципы. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, фонематического, традиционного, дифференцирующего и других принципов. Знание природы орфограмм и их принципов помогает учителю в выборе методов и приемов обучения каждому конкретному орфографическому действию. «Принципы русской орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения следующих пяти принципов», – писал ученый-лингвист М.Р. Львов.
Таким образом, формирование орфографических умений, опирающихся на глубокое понимание принципов и правил письма, является основной линией в решении проблемы орфографической грамотности.
Современные принципы русской орфографии:
• Морфологический принцип – согласно которому соблюдается единообразие в написании морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. В соответствии с этим принципом значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики состава слова и словообразования. Например, вода – водный, воды; года – год, годы, новогодний. Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя и семантизация слова, и морфемный анализ, и фонетический анализ и грамматический анализ слов.