Файл: Определение, предмет, задачи психодиагностики. Виды диагнозов, используемых в психодиагностике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Стандартизация методик
Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована.
Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Требования к проведению эксперимента:
-
инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; -
ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; -
в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; -
эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях; -
временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и так далее.
Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении.
Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня.
4. Социально-психологический норматив.
Социально-психологический норматив - система требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов; понятие введено К.М. Гуревичем
В нашей стране под руководством К. М. Гуревича [35] разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив.
Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.
Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики.
Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили.
Процентиль — это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя.
Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль — это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы.
4 тема.
1. Виды надежности и способы ее установления.
В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Надежность можно установить двумя общими способами: 1) путем сравнения результатов, получаемой посредством данной методики или теста разными диагностами; 2) путем сравнения результатов, получаемой применением данной методики или теста в идентичных условиях. Различается множество видов надежности и конкретных способов определения их уровня. Определение надежности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надежность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.
При исследовании надёжности часто ставится задача определить причины, приводящие к формированию той или другой стороны надёжности. Без этого невозможно наметить правильную программу работ по повышению надёжности. Это приводит к делению надёжности на:
Аппаратную надёжность , обусловленную состоянием аппаратуры;
Программную надёжность объекта, обусловленную состоянием программ;
Надёжность объекта, обусловленную качеством обслуживания;
Надёжность функциональная. - надёжность выполнения отдельных функций, возлагаемых на систему. К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:
1.надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);
2.стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);
3.константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).
Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.
Определение стабильности изучаемого признака. Также необходимо установить насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер.
Определение константности, т.е. относительная независимость результатов от Личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора.
2. Стандартная ошибка измерения.
Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов:
а) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому;
б) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования;
в) информационно-социальные обстоятельства. Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Величина этого отклонения определяется как «стандартная ошибка измерения» (Se).
Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R), согласно общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой:
R = 1 – Se2 / Sx2, (1)
где Sx – дисперсия тестовых показателей.
3. Классификация психодиагностических методов.
В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете.
Метод— это широкий класс методик и техник, объединенных родством основного технологического приема и общими теоретическими принципами9.
Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность
Психодиагностическая методика— конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации(или условиях) для решения определенных задач
Может быть дано несколько классификаций психодиагностических методик по различным основаниям.
I. По форме проведения методики делятся на групповые и индивидуальные. Индивидуальные методики проводятся только индивидуально с каждым обследуемым, проведение их в группе невозможно (например, тест Векслера). Групповые методики могут проводиться сразу с группой испытуемых (например, тест Амтхауэра).
II. По характеру стимульного материала методики делятся на вербальные и невербальные. В вербальных методиках вербальный стимульный материал порождает вербальную активность обследуемого (например, тест Амтхауэра). Невербальные методики имеют невербальный (образный или предметно-действенный) стимульный материал, предусмотренные заданием операции совершаются на невербальном уровне (например, тест Равенна).
III. По наличию или отсутствию ограничений во времени методики делятся на тесты скорости и тесты достижений13. В тестах достижений время выполнения тестового задания не ограничивается; в тестах скорости, напротив, время работы обследуемого строго регламентировано.
IV.Операциональная классификация, которая основана на различении самой диагностической процедуры. Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик.
1. «Объективный» подход
— диагностика осуществляется на основе показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.
2. «Субъективный» подход— диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.),анкетами, шкальными техниками, построенными по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда,Q-сортировки В.Стефенсона, контрольными списками прилагательных и т.п.
3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания.
В основе действенности проективного метода лежит давно известный психологический факт — факт пристрастности психического отражения и, в частности, человеческого сознания. В настоящее время проекция рассматривается как общий механизм восприятия личности.
4. Структура психодиагностических методик и общие принципы их конструирования.
Методика состоит из инструкции для проводящего исследование и клиента.
Вопросника или задачника.
Бланка для ответов
Правил обработки полученных результатов.
И правил описания полученных результатов.
Создание психодиагностической методики – сложный, многошаговый процесс. Если следовать логике исследования, то начинать его необходимо с определения проблемы. Это и будет первым этапом по созданию методики. Проблема – это задача, не имеющая решения, либо предполагающая неоднозначные решения.
Следующим этапом по созданию психодиагностической методики будет определение предмета диагностики. Предмет – то, что будет измерять созданная методика.
На следующем этапе необходимо определить границы понятия