Файл: Определение, предмет, задачи психодиагностики. Виды диагнозов, используемых в психодиагностике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(этап уточнения предмета). Данная процедура осуществляется через проведение дифференциального анализа рассматриваемого понятия с близкими и противоположными по значению понятиями.
Следующий шаг по конструированию методики связан с уточнением феноменального поля понятия. Для этого необходимо как можно более подробно описать тот феномен, который представлен в понятии, создать по возможности полную картину данного феномена.
На следующем этапе из выделенных объективных способов проявления понятия необходимо отобрать наиболее значимые, которые будут выполнять роль критериев для распознавания (диагностики) предмета. Критерий (средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Критерии измеряемого понятия должны представлять собой существенные, надежные и объективные признаки его проявления.
На следующем этапе создания методики производится выбор формы методики. Форма методики определяется спецификой предмета диагностики и исследовательскими целями. Методика может быть сконструирована в форме тест-опросника, проективной методики, клинической методики и др.
После определения формы стимульного материала производится его подбор. Выбор содержания стимульного материала осуществляется из того феноменального поля понятия, которое явилось результатом предшествующей работы с учетом выделенных критериев предмета диагностики. Качество отдельных заданий (вопросов, утверждений) является определяющим для всего тест-опросника, поэтому при разработке заданий теста необходимо учитывать наиболее часто встречающиеся проблемы, которые могут привести к его низкой валидности.
При отборе отдельных заданий (вопросов, утверждений) необходимо определить индекс эффективности каждого из них. Для этого можно прибегнуть к методу экспертов.
Важным моментом в разработке стимульного материала является выбор формы вопросов.
После того как задания для тест-опросника отобраны, необходимо позаботиться о его достоверности. Данное свойство методики (в случае опросников) представляется достаточно важным и является одним из критериев ее качества.
Важным этапом в создании психодиагностической методики является разработка инструкции. Инструкция составляется в письменной форме, так как на устную инструкцию влияют паралингвистические компоненты исследователя: мимика, жесты, интонации, паузы и т.д.
Разработкой инструкции завершается этап создания теста. Следующий этап будет посвящен его проверке соответствию критериям качества, а также его стандартизации и адаптации.
Основными критериями качества диагностической методики считаются валидность и надежность.
Заключительным этапом в разработке психодиагностической методики является ее стандартизация и адаптация. Диагностическая методика отличается от исследовательской методики тем, что она стандартизирована.
5. Правила и принципы проведения психодиагностической процедуры и применения методик.
При организации психодиагностической работы (на разных уровнях управления психодиагностическим процессом) исследователи руководствуются следующими принципами:
1). Принцип обеспечения суверенных прав личности. человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.
2). Принцип квалифицированной персональной ответственности. Психодиагност несет личную ответственность за использование получаемой от клиента информации. Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.
3). Принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого; симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.
4). Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
5). Принцип психопрофилактического изложения результатов. В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.
6). Принцип сотрудничества и разделения компетенции психологов и специалистов-смежников (педагогов, менеджеров по персоналу).
7). Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования.
8). Принцип использования сертифицированных методик. Качество психодиагностической работы равным образом зависит как от квалификации исполнителя, так и от качества методик.
9). Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ»).В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
10) Принцип разделения компетенции между государственными и региональными научно-методическими центрами. Положение о службе практической психологии образования предусматривает создание сети из региональных, городских и районных центров психологической службы.
11) Принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений. Настоящие эффективные психодиагностические методики являются трудоемкими и наукоемкими в разработке. Их под силу создать только научным учреждениям.
6. Правила нормирования и интерпретации результатов диагностики.
7. Способы определения достоверности психологической методики.
Достоверность относится к валидности и определяет способность методики защищать информацию от мотивационных искажений.
Это одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близко к понятию валидности, но не вполне тождественно ему. Достоверность выступает в качестве критерия истинности полученного в результате исследования знания: « …достоверность выражает наивысшую степень уверенности в истинности …».
• Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению.
Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией
, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.
Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно, остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Шкала лжи состоит из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест.
Следующий шаг по конструированию методики связан с уточнением феноменального поля понятия. Для этого необходимо как можно более подробно описать тот феномен, который представлен в понятии, создать по возможности полную картину данного феномена.
На следующем этапе из выделенных объективных способов проявления понятия необходимо отобрать наиболее значимые, которые будут выполнять роль критериев для распознавания (диагностики) предмета. Критерий (средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Критерии измеряемого понятия должны представлять собой существенные, надежные и объективные признаки его проявления.
На следующем этапе создания методики производится выбор формы методики. Форма методики определяется спецификой предмета диагностики и исследовательскими целями. Методика может быть сконструирована в форме тест-опросника, проективной методики, клинической методики и др.
После определения формы стимульного материала производится его подбор. Выбор содержания стимульного материала осуществляется из того феноменального поля понятия, которое явилось результатом предшествующей работы с учетом выделенных критериев предмета диагностики. Качество отдельных заданий (вопросов, утверждений) является определяющим для всего тест-опросника, поэтому при разработке заданий теста необходимо учитывать наиболее часто встречающиеся проблемы, которые могут привести к его низкой валидности.
При отборе отдельных заданий (вопросов, утверждений) необходимо определить индекс эффективности каждого из них. Для этого можно прибегнуть к методу экспертов.
Важным моментом в разработке стимульного материала является выбор формы вопросов.
После того как задания для тест-опросника отобраны, необходимо позаботиться о его достоверности. Данное свойство методики (в случае опросников) представляется достаточно важным и является одним из критериев ее качества.
Важным этапом в создании психодиагностической методики является разработка инструкции. Инструкция составляется в письменной форме, так как на устную инструкцию влияют паралингвистические компоненты исследователя: мимика, жесты, интонации, паузы и т.д.
Разработкой инструкции завершается этап создания теста. Следующий этап будет посвящен его проверке соответствию критериям качества, а также его стандартизации и адаптации.
Основными критериями качества диагностической методики считаются валидность и надежность.
Заключительным этапом в разработке психодиагностической методики является ее стандартизация и адаптация. Диагностическая методика отличается от исследовательской методики тем, что она стандартизирована.
5. Правила и принципы проведения психодиагностической процедуры и применения методик.
При организации психодиагностической работы (на разных уровнях управления психодиагностическим процессом) исследователи руководствуются следующими принципами:
1). Принцип обеспечения суверенных прав личности. человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.
2). Принцип квалифицированной персональной ответственности. Психодиагност несет личную ответственность за использование получаемой от клиента информации. Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.
3). Принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого; симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.
4). Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
5). Принцип психопрофилактического изложения результатов. В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.
6). Принцип сотрудничества и разделения компетенции психологов и специалистов-смежников (педагогов, менеджеров по персоналу).
7). Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования.
8). Принцип использования сертифицированных методик. Качество психодиагностической работы равным образом зависит как от квалификации исполнителя, так и от качества методик.
9). Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ»).В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
10) Принцип разделения компетенции между государственными и региональными научно-методическими центрами. Положение о службе практической психологии образования предусматривает создание сети из региональных, городских и районных центров психологической службы.
11) Принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений. Настоящие эффективные психодиагностические методики являются трудоемкими и наукоемкими в разработке. Их под силу создать только научным учреждениям.
6. Правила нормирования и интерпретации результатов диагностики.
7. Способы определения достоверности психологической методики.
Достоверность относится к валидности и определяет способность методики защищать информацию от мотивационных искажений.
Это одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близко к понятию валидности, но не вполне тождественно ему. Достоверность выступает в качестве критерия истинности полученного в результате исследования знания: « …достоверность выражает наивысшую степень уверенности в истинности …».
• Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению.
Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией
, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.
Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно, остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Шкала лжи состоит из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест.