Файл: Определение, предмет, задачи психодиагностики. Виды диагнозов, используемых в психодиагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов.

Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с Ф. Гальтоном. В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «неоконченные предложения». Впервые для изучения личности «завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г.

Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом, который, кстати, одним из первых ввел в обиход термин «психодиагностика». 

2. Истоки психодиагностики: дифференциальная психология.

Дифференциальная психология стала еще одним источником развития психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а тем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.

Одна из ранних публикаций, посвященных вопросам умственной отсталости, принадлежит французскому врачу Ж. Е. Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной отсталости.

Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внимание обучению умственно отсталых детей с помощью особых методик. Их работы внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.
3.Истоки психодиагностики: экспериментальная психология (В. Вундт).

Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Её появление было обусловлено несколькими направлениями в психологии.


Одним из первых ее источников является экспериментальная психология, ведь экспериментальный метод является фундаментом психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика образовалась из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 50-70-е годах XIX века, связано с выросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно является 1879 год, так как именно в этот период времени В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В.Вундт, намечая возможность построения психологии как отдельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

1) естественно-научного, который опирается на эксперимент;

2) культурно-исторического, в котором главную роль играют психологические методы изучения культуры («психология народов»).

Первый кто создал психологический экспериментальный метод, был Г.Эббингауз. Он изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). 

Американский психолог Дж. Кеттелл изучал объем внимания и навыки чтения.  С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений образовались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
4.Появление первых методов психодиагностики в первой четверти XIX

века.

Первый этап — «клинический» — охватывает период первой полови­ны XIX в. (1801-1850 гг.). Ключевая роль в добывании и анализе психологи­ческих знаний принадлежит врачам, которых интересуют причины происхо­ждения психических заболеваний и неврозов. Формируются первые методы психодиагностики: наблюдение, опрос, анализ документов.

В целом психодиагностика основана на качественном анализе результатов. Центральной проблемой экспериментальных исследований была проблема зависимости психики от мозга человека и внешнего мира.

В XIX в. начали вводить такие методы диагностирования, как наблюдение, опрос, анализ документов. В 1884-1885 гг. Были разработаны тесты - стандартизированные измерительные процедуры. С ними началась эпоха научной психодиагностики. Первым в этом деле был английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822-1911), который занимался проблемами измерения человеческих способностей и их наследования.



Гальтон выдвинул идею статистической обработки результатов эксперимента и инициировал использования статистики в психологии, разработал статистические методы, предложил использование метода корреляций
5. Развитие методов психодиагностики в XIX–XX вв.

Вторую половину XIX века следует считать началом создания количественных методов психодиагностики.

Годом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. 

В его лаборатории в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. В этих целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы. Первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого соблюдения условий их проведения.

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона.

Вундт, сразу же после публикации Гальтона, использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту.

Заслугой Ф. Гальтона стала разработка методов математической статистики для анализа данных об индивидуальных различиях. Он облек математические методы в такую форму, чтобы ими могли пользоваться не только математики. Он же положил непосредственное начало психологическому тестированию и исследованиям в дифференциальной психологии (с помощью тестов обосновал существование индивидуальных различий людей по способностям). 

6. Психодиагностика в XX в. Развитие психодиагностики в период с 1901

г. до конца 1920-х гг.

наиболее заметным достижением в области измерения индивидуальных различий, ознаменовавшим начало XX в., были тесты А. Бине, с именем которого также связано преодоление одного из первых кризисов в тестировании интеллекта. Шкалу Бине начинают использовать все более широко в разных странах.

Одним из первых в США этот тест применил Генри Годдард, который включил его в группу методик, предназначенных для обследования прибывающих из Европы иммигрантов. Работа Годдарда отчетливо продемонстрировала, что может дать применение неадаптированного теста при обследовании людей, плохо владеющих английским языком или не знающих его вовсе. 

Неудовлетворенный переводом шкалы Бине–Симона (редакция 1908 г.), который представил Г. Годдарт, другой американский психолог Льюис Мэдисон Термен в сотрудничестве с X. Д. Чайлдз приступил к новой адаптации теста. Его подход заключался в проверке валидности и надежности заданий шкалы так же, как это делал сам Бине, но на этот раз в США. Многие задания теста были модифицированы, а также добавлены новые. 

Стэндфордская версия шкалы вскоре стала наиболее используемой для определения умственных способностей в Соединенных Штатах. В начале XX в. тест как инструмент измерения индивидуальных различий все более активно вторгается в прикладные исследования. Массовое использование тестов заставляет исследователей перейти к групповому тестированию.

Создание и развитие группового тестирования связано с именем Артура Синтона Отиса (1886-1964), одного из аспирантов Термена. 

Мощным стимулом развития психодиагностического инструментария стала Первая мировая война. По выражению П. Фресса, эта война «освятила тесты». В значительной мере благодаря тестам, оказавшимся необходимыми для отбора и специализации миллионов людей, не имеющих военной подготовки.

В Европе также плодотворно работал в области диагностики интеллекта Ришар Мейли. Разработанный им Аналитический тест интеллекта (1928) базировался на развиваемой в его исследованиях теории о четырех важнейших факторах интеллекта: доступной трудности, пластичности, целостности и беглости. 
7. Развитие психодиагностики с 1930-го по 1939 гг.


В 1930-е гг. появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в США. Так, в 1936 г. по числу посвящённых им публикаций лидировали следующие пять тестов: Стенфорд-Бине – 141, тест Роршаха – 68 – публикаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера, Измерители музыкального таланта Сишора и Бланк профессиональных интересов Стронга.

В 1930 г. Грейс Артур опубликовала шкалу, предназначенную для обследования детей в возрасте от 6 до 16 лет и составленную из уже известных тестов, таких, например, как лабиринты Портеуса и кубики Коса.

В 1938 г. В Великобритании появляется тест, который и по нынешний день весьма широко используется психологами всего мира. Этот тест - прогрессивные матрицы Равенна, был разработан для измерения общего интеллекта и сводил к минимуму влияние культуры и обучения на получаемые результаты. 

Интеллект рассматривался и Давидом Векслером в созданной им шкале интеллекта Векслера-Бельвью в 1939 г.

В 1938 г. Терстоун публикует свой Тест первичных умственных способностей. Основываясь на результатах факторно-аналитического исследования, он полагал, что шкала измеряет семь независимых факторов, характеризующих интеллект.

В 1931 г. был опубликован тест Олпорта-Вернона для изучения системы личностных ценностей. Тест основывался на теории личности Эдуарда Шпрангера и позволял выделять приоритетные для индивида группы ценностей: эстетические, теоретические, экономические, социальные, политические и религиозные.

В 1930-е годы психологи, создавая личностные опросники, обращаются к факторному анализу. Примером таких исследований являются работы Л. Терстоуна и Джоя Пола Гилфорда.

Саул Розенцвейг в своих работах этого периода (1938) предполагал, что экспериментальный, а не статистический подход к построению тестов личности может значительно улучшить положение дел. Вместо задавания вопросов, требующих ответов «да»-«нет», он предлагал разработку методик дающих обследуемому возможность действия, поведения, которые может быть соответствующим образом оценено. 

В середине 1930-х гг. в Гарвардском университете ведут свои исследования Кристина Морган и Генри Александр Мюррей. В этих исследованиях было впервые заявлено о том, что принцип проекции может использоваться как основа для построения диагностической процедуры. 

В 1939 г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» применительно к таким тестам, как тест Роршарха, ТАТ и другим, в которых ответ-реакция обусловлена не объективным значением стимула, а личностью испытуемого.