Файл: Отчет по лабораторной работе 1 по дисциплине Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт/Факультет - Вечерне-заочного обучения
Кафедра - Недропользования

Классы неорганических соединений

Отчет по лабораторной работе 1
по дисциплине Химия



Выполнил

Студент, номер группы

ОПз-22-1

(подпись)

М.Е. Баргуев

И. О. Фамилия










Принял Должность


(подпись)

О.В. Кузнецова

И. О. Фамилия



















Иркутск-2023

Лабораторнаяработа

Основные классы неорганических соединений
Часть 1. ОКСИДЫ
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой
Ход работы:

Возьмите пинцетом кусочек магниевой стружки и внесите в пламя спиртовки. После воспламенения сожгите его над фарфоровой чашкой. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида металла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.

Полученный оксид поместите в пробирку и добавьте 1-2 мл воды, хорошо перемешайте и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод о растворимости оксида магния в воде.
Наблюдения
и уравнения реакций:

  1. Горение магния сопровождается ярким пламенем, дающим много света, в результате реакции образуется оксид магния твердое порошкообразное вещество белого цвета


2Mg + O2 = 2MgO


  1. Оксид магния плохо растворим в воде, раствор мутный из-за взвеси частиц не растворившегося гидроксида магния, при добавлении фенолфталеина наблюдается малиновое окрашивание, т.к. в растворе присутствуют гидроксид-ионы


MgO + H2O = Mg(OH)2
MgO + H2O = Mg + 2OH-(щелочная среда)
Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой
Ход работы:

Поместите в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагрейте на пламени спиртовки. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида неметалла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.

Когда сера загорится, поднесите к ней влажную индикаторную лакмусовую бумажку. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод об устойчивости образующейся кислоты.
Наблюдения и уравнения реакций:

  1. Сера горит на воздухе синеватым пламенем с образованием газообразного оксида серы (IV)


S + O2 = SO2


  1. Если поднести к горящей сере смоченную водой индикаторную бумагу наблюдается покраснение бумаги, т.к. при растворении в воде образующегося оксида образуется слабая неустойчивая сернистая кислота – в растворе присутствуют ионы водорода (кислая среда)



SO2 + H2O ↔ H2SO3

SO2 + H2O H+ + НSO3-
Часть 2. ОСНОВАНИЯ
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований
Ход работы:

В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.
Наблюдения и уравнения реакций:

В щелочной среде индикаторы меняют окраску бесцветный фенолфталеин на малиновую, метилоранж с оранжевой на желтую, а лакмус с фиолетовой на синюю.
NaOH = Na+ + OH- - щелочная среда
Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами
Ход работы:

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 -2 капли фенолфталеина, отметьте изменение окраски индикатора, затем прибавьте столько же соляной кислоты. Объясните исчезновение окраски. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и кислоты (реакция нейтрализации).
Наблюдения и уравнения реакций:

При добавлении кислоты к раствору щелочи малиновая окраска фенолфталеина исчезает, т.к. происходит нейтрализация гидроксид-ионов катионами водорода
NaOH + HCl = NaCl + H2O
OH- + H+ = H2O
Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения оснований)
Ход работы:

Налейте в пробирку 3-4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте столько же раствора сульфата меди. Наблюдайте образование студенистого осадка, отметьте его цвет. Напишите
уравнение реакции взаимодействия основания и соли. Осадок сохраните для опыта 2.4.
Наблюдения и уравнения реакций:

В результате реакции образуется нерастворимый гидроксид меди (II) голубой студенистый осадок
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2
Опыт 2.4. Разложение оснований
Ход работы:

Пробирку с осадком гидроксида меди (из опыта 2.3) осторожно нагрейте (для избежания выброса содержимого нагревать верхнюю часть осадка). Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнение реакции разложения основания.
Наблюдения и уравнения реакций:

Нерастворимые основания при нагревании разлагаются, при этом образуется черный оксид меди (II)
Cu(OH)2 → СuO + H2O
Опыт 2.5. Амфотерные основания
Ход работы:

Налейте в пробирку 3-4 мл раствора сульфата хрома и прибавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли.

Осадок разделите на две пробирки и докажите его амфотерность, добавив в одну пробирку раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия. Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Наблюдения и уравнения реакций:

  1. при взаимодействии сульфата хрома (III) с гидроксидом натрия образуется сине- зеленый осадок гидроксида хрома (III)


Cr2(SO4)3 + 6NaOH = 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4
Cr3++ 3OH- = Cr(OH)3


  1. осадок растворяется в соляной кислоте с образованием светло-фиолетового раствора хлорида хрома (III)



Cr(OH)3 + 3HCl = CrCl3 + 3H2O
Cr(OH)3 + 3H+ = Cr3+ + 3H2O


  1. при растворении в щелочи образуется зеленый раствор


Cr(OH)3 + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6]
Cr(OH)3 + 3OH- = [Cr(OH)6]3-
Часть 3. КИСЛОТЫ
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах кислот
Ход работы:

В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.

Наблюдения и уравнения реакций:

В кислой среде бесцветный фенолфталеин окраску не меняет, метилоранж меняет окраску с оранжевой на розовую, а лакмус с фиолетовой на красную.
HCl = H+ + Cl- - кислая среда
Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами
Ход работы:

Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте в первую кусочек цинка, во вторую – кусочек меди. Отметьте, в каком случае наблюдается выделение газа и объясните, почему в одной пробирке реакция идет, а в другой – нет. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и кислоты.
Наблюдения и уравнения реакций:

В пробирке с цинком наблюдается выделение газа – водорода, в пробирке с цинком реакция не идет, т.к. кислоты не окислители не реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Zn + 2H+ = Zn2+ + H2
Cu + HCl → реакция не идет
Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами
Ход