Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.АКМУЛЛЫ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Магистратура 44.04.01

Направление подготовки: «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании ( с использованием сетевой формы)

1 курс МППДДО-11-18

ГРИГОРЬЕВА АННА ВАСИЛЬЕВНА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
КУРСОВАЯ РАБОТА


Научный руководитель:

к.п.н. доц. И.Г.Боронилова

№ регистрации по журналу

учета курсовых работ _________________

Дата защиты ______________________________

Оценка ___________________________________

подпись руководителя
Уфа 2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое основы проблемы интерактивного взаимодействия ДОО и семьи

1.1. Проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогических исследованиях………………………………..…….8

1.2. Общая характеристика интерактивного взаимодействия ДОО и семьи……………………………………………………………………………...13

1.3. Использование технологий интерактивного взаимодействия ДОО в работе с родителями …………………………………………………….............15

Выводы по I главе

Глава II. Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи

2.1. Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия ДОО и семьи ……………………………………………..…...21


2.2. Разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных технологий в работе с родителями………..………………….23

Выводы по II главе

Заключение……………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………...33

Приложение………………………………………………………………38

Введение

Актуальность исследования. Актуальность технологии интерактивного взаимодействия ДОО и семьи на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых эффективных технологий. Интерактивное взаимодействие ДОО и семьи является важной задачей педагогической теории и практики. А именно в дошкольном возрасте закладываются основы для всестороннего развития, и не маловажную роль в этом играет технология интерактивного взаимодействие ДОО и семьи.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) интерактивное взаимодействие ДОО и семьи определяется как преобладающее в образовательной политики. В связи с этим, определён приоритет интерактивного взаимодействия ДОО и семьи, целью которой является повышение компетентности родителей по проблеме обучения дошкольников, важнейшим условием осуществления образовательной политики является привлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения, а также сохранение здоровья дошкольников [33].

Анализ образовательных программ дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой [34], «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [35], «Успех» под редакцией Н.В. Фединой [36] показал, что программы не содержат конкретного описания системы работы ДОО и семьи по проблеме нашего исследования. Программы в большей степени нацелены на определение минимального содержания и постановку вопросов по данной проблеме. Это делает актуальным разработку и реализацию методических рекомендаций по использованию интерактивных технологий в работе с родителями, что в свою очередь, компенсировали некоторые методическое несоответствие образовательных программ ФГОС ДО.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что родители должны быть нацелены на формирование индивидуальных способностей дошкольников, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, а также в помощь семье для коррекции нарушений функционирует сеть образовательных организация. Прежде всего первыми педагогами детей являются родители [32].


Семьи и дошкольная организация имеют свои специальные функции, никак не могут заменить друг друга зафиксировано в «Концепции дошкольного воспитания».

Проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семьи на протяжении многих лет занимает одно из основных мест в педагогических и психологических исследованиях, необходимо создание таких условий, которые будут эффективно воздействовать на взаимодействие ДОО и семьи.

Теоретический анализ работ дает возможность сделать вывод, что есть исследования, которые учитывают философские идеи в сфере взаимодействия ДОО и семьи (К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Изучение проблемы интерактивного взаимодействия ДОО и семьи происходит из-за недостаточной разработанности теоретических подходов к интерактивному взаимодействию как неотъемлемой части образовательного процесса ДОО, что подразумевает важность исследований на научно-теоретическом уровне.

Актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне подтверждает, что теоретическую основу технологии интерактивного взаимодействия ДОО и семьи являются: дошкольный возраст - наиболее благоприятный период времени для приобретения знаний, накопленных человечеством.

Таким образом, педагогические технологии интерактивного взаимодействия ДОО и семьи изучено не достаточной степени.

Актуальность проблемы интерактивного взаимодействия ДОО и семьи определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:

- общественным заказом в осуществлении технологий, связанных с интерактивным взаимодействием, способных к эффективному взаимодействию родителей и педагогов и отсутствием необходимых педагогических условий для осуществления такого заказа;

- необходимостью интерактивного взаимодействия ДОО и семьи и недостаточным методическим и технологическим обеспечением данного процесса;

- педагогическим потенциалом средствами интерактивного взаимодействия в работе с родителями и недостаточной организации данного процесса в практике ДОО.

Проблема: какова эффективность использования интерактивных технологий в взаимодействии ДОО и семьи?

Актуальность темы и выявленные противоречия определили тему данного исследования
- «Педагогические технологии интерактивного взаимодействия ДОО и семьи.»

Объект: организация взаимодействия ДОО и семьи

Предмет: технологии интерактивного взаимодействия ДОО и семьи

Цель: определить эффективные технологии интерактивного взаимодействия ДОО и семьи

Гипотеза: мы предполагаем, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи, будет эффективным в том случае, если:

- подобрать методики для выявления уровень взаимодействия ДОО и семьи у родителей и педагогов;

- разработать и реализовать методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в работе ДОО с родителями, включающими в себя два направления работы:

- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи;

- повышение компетентности родителей в процессе интерактивного взаимодействия с ДОО;

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2.Подобрать методики для выявления уровня взаимодействия ДОО и семьи у родителей и педагогов

3. Разработать методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в работе с родителями.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теоретические положение об особенностях организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина.);

- работы, посвященной проблеме в сфере взаимодействия детского сада и семьи (К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.).

- разнообразные формы и методы благоприятного сотрудничества дошкольной организации и семьи (Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова);

- исследования в области интерактивных форм работы педагога с семьей (Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина);

-необходимость сомаразвития педагогов и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова);

- содержание работы с семьей (Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ образовательных программ по дошкольному воспитанию, изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:


- аналитически показана историография проблемы, в основе которой лежит сущность взаимодействия ДОО и семьи, понимаемого как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности дошкольников, заключающийся во взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

- теоретически обоснованно и содержательно раскрывается понятие «интерактивного взаимодействие», понимаемое как психология человеческих взаимоотношений и взаимодействий, диалог обеих сторон с помощью доступных методов, активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений, в том числе и с применением интерактивных технологий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса развития дошкольника, что может реализоваться в практике работы ДОО;

- результаты исследования могут быть использованы в практике работы ДОО, системе подготовки повышения квалификации педагогов ДОО по интерактивному взаимодействию.

База исследования: МАДОУ Детский сад № 22 старшая группа №9

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретическое основы проблемы интерактивного взаимодействия ДОО и семьи

1.1. Проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогических исследованиях.

На сегодняшний день, проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семьи имеет большое значение. Педагоги и психологи на протяжении последних двух десятилетий активно ищут выход из сложившийся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых технологий работе с проблемой интерактивного взаимодействия дошкольной организации с семьей в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути формирования интерактивного взаимодействия ДОО и семьи.

Проблема интерактивного взаимодействие ДОО и семьи остается актуальной в настоящий период времени и рассматривается в таких нормативно правовых документах, как ФГОС ДО.