Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с данным нормативно-правовом документом определены задачи интерактивного взаимодействия ДОО и семьи: повышение компетентности родителей по проблеме обучения дошкольников, важнейшим условием осуществления образовательной политики является привлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения, а также сохранение здоровья дошкольников [33].
Знакомясь с ФГОС ДО сложно не заметить, что государство уделяет важнейшее значение взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.
Изучением проблемы в сфере взаимодействия ДОО и семьи занимались такие отечественные педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский [44], Н.К. Крупская [25], П.Ф. Лесгафт [27], А.С. Макаренко [28], В.А. Сухомлинский [42] доказали, что семья является воспитательным институтом, где закладывается и формируется основа для всестороннего развития личности. А также они доказали, что проблема интерактивного взаимодействия должна решаться совместно с дошкольным учреждением и семьей в целях воспитания нравственно здорового поколения.
Большое значение по мнению К. Д. Ушинского, имеет концепция о том, что родителям следует овладеть основными знаниями в педагогике. Родители обязаны осознанно подходить к определению благоприятного жизненного пути для своего ребенка, в целом к воспитанию ребенка, а также изучать литературу по педагогике [44].
В «Педагогических сочинениях» Н.К.Крупская писала: «Взаимодействие ДОО и семьи является огромным и значимым вопросом. Здесь необходимо позаботиться об уровне знаний самих родителей, а именно посодействовать им в самообразовании, заинтересовать их в работу дошкольного учреждения, вооружить их известным знаниями» [25].
Н.К.Крупская считала, что ДОО «воздействует на развитие детей в домашних условиях» и является «организующим центром». Приоритетом взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является то, что «в их содружестве, во взаимной заботе и ответственности – огромная сила». Воспитание детей будет лучше организовано при взаимодействии дошкольных учреждений с семьей. При этом, Н.К.Крупская полагала, что родителям, которые не умеют воспитывать детей, необходимо помогать [25].
П.Ф. Лесгафт [27] говорит о том, что ребенка невозможно сделать человеком, возможно только никак не препятствовать ему и оказать ему помощь в его жизни, стараться придерживаться данным эталонам. А кроме того он утверждает, что учение об «идеально нормальной личности» обязано создавать всю концепуию воспитания и обучения.
В работах А.С. Макаренко [28] и В.А. Сухомлинского [42] утверждается, что вхождения возрастающего поколения в жизненный процесс общества, более значимый метод предоставления преемственности поколений является процессом воспитания.
Многие отечественные и зарубежные исследователи говорили о необходимости интерактивного взаимодействия ДОО и семьи. Как отмечают педагоги Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина в дошкольной организации закалывается педагогического общения между педагогами ДОО и родителями, а также оказание педагогической помощи семье с использованием различных форм.
Е.П. Арнаутова среди методической работы выделяет наиболее открытые формы сотрудничества с родителями, которое основывается на партнёрстве. [1].
Интерактивное взаимодействие ДОО и семьи по мнению Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина является взаимосвязь ДОО и семьи составляют основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника [12].
Признание значительной роли интерактивного взаимодействия в образовательном учреждении и семьи определяет необходимость рассмотрения сущности данного понятия. Прежде всего следует выяснить значение термина «интерактивного взаимодействия». До настоящего времени не сложилось единого подхода к определению данного понятия.
В психологической литературе существуют разнообразные трактовки определения интерактивного взаимодействия Б.Ц.Бадмаев рассматривал интерактивное взаимодействие как психологию человеческих взаимоотношений и взаимодействий [5].
В. И. Загвязинский, Л. А. Левшина [16] полагают, что это сложный и многогранный процесс взаимодействия, который состоит из огромного числа компонентов таких как педагогических, социальных, дидактических, воспитательных.
Т. Н. Доронова, считала, что предполагает способ коллективной работы, которая используется в основе общественной перцепции и при поддержки общения [15].
По мнению О.В. Солодянкина [40] интерактивное взаимодействие – это психология человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Интерактивное взаимодействие ДОО и семьи одна из важнейших проблем современной педагогики и психологии. Кроме того, взаимодействие образовательного учреждения и семьи является залогом успешного развития детей.
Педагоги также неоднозначно подходят к определению понятия «интерактивное взаимодействие». Например, в педагогическом энциклопедическом словаре это понятие трактуется как активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений
[39].
В большой толковом социологическом словаре дается следующее определение понятие «интерактивное взаимодействия». Интерактивное взаимодействие - диалог обеих сторон с помощью доступных методов. А также уточняется, что это активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений. В данном определении предпринята попытка собрать все особенности интерактивного взаимодействия [6].
Е.П. Арнаутова пишет, что под интерактивным взаимодействием понимается такой процесс, когда в общении между педагогами и родителями преобладает диалогичность [39].
Многие из приведенных выше определений подтверждают тот факт, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи является сложным и многогранный объектом исследования. В разработке его новой интерпретации, авторы стремятся более точно раскрыть сущность человеческого взаимодействия.
Педагоги и психологи утверждают, что на определенном этапе взаимосвязь ДОО и семьи составляют основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника. Дошкольная организация и семья являются равно ответственными и равными участниками образовательного процесса. Для передачи социального опыта педагоги и родители создают благоприятные условия.
Советская педагогика и психология рассматривает интерактивное взаимодействие образовательного учреждения и семьи как залог успешного развития детей. Рассмотрим, в чем состоит его значение.
Во-первых, поддержка педагогов родителями в решении педагогических проблем играет не маловажную роль, что способствует развитию дошкольников в благоприятной эмоциональной обстановке. А также в решение проблем учитывается предложения по взаимодействию с детьми и мнения семьи, поэтому родители уверены в том, что дошкольное учреждение поможет.
Во-вторых, для повышения эффективности педагогического процесса педагог должен знать индивидуальные особенности ребенка и применять свои знания при работе, а также непрерывно взаимодействовать с семьей.
В-третьих, а именно в дошкольном возрасте родители выбирают приоритетное направление для воспитания дошкольника поскольку данный возраст наиболее благоприятный для успешного развития детей.
В-четвертых, взаимодействие ДОО и семьи дает возможность реализовать общую программу воспитания и развития дошкольника.
При этом мы исходим из того, что взаимодействие дошкольной организации и семьи осуществляется в рамках социального партнерства. Важными отличительными чертами социального партнерства считаются
общие круг интересов и равноправие сторон, в дошкольном учреждении - равноправие родителей с педагогическим коллективом.
В истории дошкольной педагогики интерактивное взаимодействие ДОО и семьи всегда был одним из наиболее важных. Психологи и педагоги предполагают необходимым взаимодействие дошкольной организации и семьи. Огромные возможности для взаимодействия ДОО и семьи заключены именно в интерактивных технологиях.
В области дошкольного образования рассмотрены вопросы, посвященные взаимодействия дошкольной организации и семьи, Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина.
Интерактивное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи не появляется само по себе, оно формируется и развивается в результате длительной систематической работы.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что интерактивное взаимодействие ДОО и семьи рассматривается педагогами и психологами как основную воспитательно-образовательную среду для дошкольника. Дошкольная организация и семья являются равно ответственными и равными участниками образовательного процесса. Для передачи социального опыта педагоги и родители создают благоприятные условия. Большое значение по мнению педагогов и психологов, имеет идея о том, что взаимодействие семьи и ДОО играет не маловажную роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.
1.2. Общая характеристика интерактивного взаимодействия ДОО и семьи
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения и семьи считается одним из важнейшим в воспитании не только лишь собственного ребенка, но и группы в целом. Интерактивное взаимодействие содержит в себе разнообразные технологии, позволяющие стать родителям активными участниками воспитательное-образовательного процесса. Образовательная организация и семьи должны доброжелательно и уважительно относится друг к другу. Непосредственно в интерактивном взаимодействии педагоги и родители дополняют друг друга. Следовательно, педагоги и родители реализуют общие функции воспитания и развития дошкольника, такие как информационную, контролирующую и воспитательную.
В Толковом словаре Ушакова интерактивное взаимодействие – это активное взаимодействие субъектов друг с другом с целью управления ходом диалога и контроль в выполнении решений
[43]. Это процесс, когда в общении между педагогами и родителями преобладает диалогичность.
Интерактивное взаимодействие ДОО и семьи приводит к улучшению доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Интерактивное взаимодействие сопряжено с другими необходимыми навыками: и эта работа формирование умений работы в команде, и воспитание потребностей совместно решать и делиться между собой своими проблемами. Интерактивное взаимодействие также помогает развивать понятия о активности в отношении решения проблем дошкольного учреждения, обязанностях, ответственности.
Необходимо отметить, что проблема интерактивного взаимодействия ДОО и семья - предмет углубленного педагогического изучения. Существенный вклад в изучение интерактивного взаимодействия ДОО и семьи внесли исследователи: Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина и другие. Выявлены вопросы сущности определения интерактивного взаимодействия, способы исполнения с использованием разнообразных форм взаимодействия педагогов с родителями.
По словам Е.П. Арнаутовой, что для интерактивного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей необходимы конкретные технологии взаимодействия, которые направлены на установление доброжелательных отношений между детьми, родителями и педагогами [2].
По словам Т. Н. Дороновой, основополагающим условием формирования благоприятного взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения [14]. Таким образом, для интерактивного взаимодействия необходимо диалогичность в общении между педагогами образовательного учреждения и родителями.
Интерактивное взаимодействие образовательного учреждения и семьи способствует формированию многочисленных индивидуальных свойств, что является залогом успешного развития детей.
В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия взаимодействия – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка [37].
Процесс интерактивного взаимодействия ДОО и семьи в воспитательно- образовательной деятельности заключается в установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Для интерактивного взаимодействия используют различные формы и методы для работы с родителями. Наиболее значительно позволяет углубить воздействие педагогов на родителей использование интерактивных технологий.