Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ДОО применяются подобные разновидности технологий работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. А кроме этого в настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные технологии.

С технологиями интерактивного взаимодействия педагоги и родители знакомятся в дошкольном возрасте, что предоставляет возможность для всестороннего развития дошкольников.

1.3. Использование технологий интерактивного взаимодействия ДОО в работе с родителями

Формы и методы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. В настоящее время педагоги ДОО склоняются к традиционным формам и методам работы с родителями, а именно: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за недостаточной их эффективности и обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что родители предпочитают находить необходимую информацию в интернете, СМИ, детские развивающие центры, книги, а не в беседе с педагогом.

И крайне редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные формы и методы работы с родителями.

В свою очередь, использование новых, активных форм работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. К нетрадиционным формам работы относят: дни открытых дверей, семейные конкурсы, выставки работ, сайт образовательной организации, экскурсии, оформление групп, благоустройство дошкольного учреждения, соревнования.

Это особенно важно для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников в дошкольном возрасте, творческое и интеллектуальное развитие. Представляют интерес существующие связи между педагогами и родителями. Развитие ребёнка в значительной мере определяет попадание в эти отношения. Формирование личности характеризуется условиями для личностного роста.

Интерактивное взаимодействие педагогов и родителей разнообразным формами и методами способствует формированию основы для всестороннего развития ребенка. Дошкольник непосредственно становится участником данного взаимодействия, непонимание между семьей и дошкольным учреждением всей тяжестью ложится на ребенка. Семья и образовательная организация – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.


Существует огромное количество средств и методов дошкольного воспитания, но для того, чтобы эти средства были эффективные педагог и дошкольное учреждение в целом должны служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Нетрадиционные формы и методы интерактивного взаимодействия рассматриваются как один из способов, направленных на организацию работы с родителями и создание условий для всестороннего развития дошкольников. Эти формы и методы, прежде всего ставят родителей в активную позицию повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами, а также выполняют и диагностическую функцию.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что существует работа с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов интерактивного взаимодействия с родителями. К традиционным формам и методам работы с родителями, а именно: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. К нетрадиционным формам работы относят: дни открытых дверей, семейные конкурсы, выставки работ, сайт образовательной организации, экскурсии, оформление групп, благоустройство дошкольного учреждения, соревнования. Использование интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями, является очень важным моментом для развития дошкольников.

Например, дни открытых дверей- это одна из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. С целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

Семейные конкурсы – эта форма взаимодействия дает возможность получить активное взаимодействие участников образовательного процесса индивидуальное или командное состязание в творческом мастерстве. С помощью данной формы работы формируются первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях, а также сплочение детей и родителей, гормонизирование детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий (вечеров досуга, чаепитий), устанавливаются партнерские отношения с семьями воспитанников, развиваются коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми, создаются благоприятная атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.


Следующая форма взаимодействия с родителями выставки работ. С помощью данной формы взаимодействия происходит совместное творчество всей семьи для развития творческих и познавательных способностей детей, а для родителей отвлечение от будничных дел и проблем, возвращение в детство. 

Для сайта образовательной организации характерно официальная визитная карточка, включающая четкий набор установленной информации. 

Экскурсии – данная форма взаимодействия дает возможность получить организованную образовательную деятельность в детском саду. Для того чтобы экскурсии обеспечивали формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Оформление групп является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Данная форма взаимодействия зависит от возможностей учреждения, размера помещения, предпочтений и творческих идей педагогического коллектива, участвующего в этом. С помощью оформления групп в результате для воспитанников создаётся комфортная развивающая среда.

В настоящее время благоустройство дошкольного учреждения приобрело широкое распространение. Работа по благоустройству дошкольного учреждения вполне доступна родителям. А также благоустройство способствуют создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на прогулочном участке.

Таким образом, исследовав возможности интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями можно сделать вывод, что формирование нового, направленно на организацию работы с родителями и создание условий для всестороннего развития дошкольников. Это хорошая возможность для улучшения доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Применение интерактивных форм и методов взаимодействия ДОО и семьи представляет значительную роль в общем развитии ребенка, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса.

Выводы по I главе

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что важной задачей педагогической теории и практики является интерактивное взаимодействие ДОО и семьи. Многие педагоги отмечают, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятен для всестороннего развития детей и не маловажную роль в этом играет взаимодействие ДОО и семьи. Интерактивное взаимодействие рассматривается педагогами и психологами как основная воспитательно-образовательную среду для дошкольника. В процессе интерактивного взаимодействия дошкольной организации и семьи, что особенно важно, изменяется и сам ребенок.


Исходя из вышесказанного, можно сказать, что существует работа с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов интерактивного взаимодействия с родителями. К традиционным формам и методам работы с родителями, а именно: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. К нетрадиционным формам работы относят: дни открытых дверей, семейные конкурсы, выставки работ, сайт образовательной организации, экскурсии, оформление групп, благоустройство дошкольного учреждения, соревнования. Использование интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями, является очень важным моментом для развития дошкольников.

Таким образом, исследовав возможности интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями можно сделать вывод, что формирование нового, направленно на организацию работы с родителями и создание условий для всестороннего развития дошкольников. Это хорошая возможность для улучшения доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Применение интерактивных форм и методов взаимодействия ДОО и семьи представляет значительную роль в общем развитии ребенка, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса.


Глава II. Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи

2.1. Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия ДОО и семьи

Цель подобрать диагностические методики по выявлению уровня взаимодействия ДОО и семьи.

Значимость развития ребенка дошкольного возраста для его дальнейшей успешной социализации определяет актуальность проблемы взаимодействия ДОУ с родителями. К сожалению, современные родители дошкольников недостаточно просвещены в сфере психолого-педагогической деятельности и испытывают большие трудности в воспитании ребенка. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [32].

Дошкольное учреждение - это первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым молодые родители начинают взаимодействовать по вопросам воспитания своего ребенка. Именно здесь начинается их систематическое просвещение в сфере психолого-педагогической деятельности. В настоящее время существует много способов информирования современных родителей, для чего организуется множество семейных тренингов, консультаций и других мероприятий, нацеленных на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Некоторые родители не могут дать своему ребенку полноценное общение в силу своей занятости и непонимания значимости непосредственного взаимодействия в семье. Они не знаю ограничение возрастных особенностей. Поэтому у детей возникает неудовлетворенность и развивается острая потребность в психологическом контакте, а также заботе со стороны родителей.

Исследование уровня взаимодействия ДОО с семьей было проведено на базе Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №22» в старшей группе №9. Для диагностики родителей и педагогов на выявление уровня взаимодействия ДОО и семьи были подобраны методики Е.П. Арнаутова «Тестовый опрос воспитателей», эта методика направленна на изучение особенности понимания и принятия педагогом необходимости взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров, беседа для родителей «Мой ребенок»