Файл: Программа Уголовноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77.

Итак, важнейший вопрос определения объективной стороны побега имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При этом необходимо учитывать место и время как обязательные признаки объективной стороны.

В диспозиции части 1 статьи 313 УК РФ дается три варианта объективной стороны, представленных на рисунке ниже.



Рисунок 6 – Варианты объективной стороны

Первый вариант указывает на побег осужденного из различных мест лишения свободы, к которым, согласно статье 56 УК РФ, относятся колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима и тюрьмы.

Третий вариант заключается в побеге лица из-под стражи. Согласно статье 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» к местам содержания под стражей относятся: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Время как признак объективной стороны также является обязательным и тесно связан с местом побега. По смыслу диспозиции статьи 313 УК РФ побег может быть совершен осужденным к лишению свободы только с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до момента отбытия наказания. Лицо, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, может совершить побег с момента вынесения судебного решения и объявления его обвиняемому до момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда, назначившего лишение свободы. Таким образом, момент окончания преступления должен иметь очень четкие временные и пространственные границы.

Для точного определения содержания термин «побег» необходимо обратиться к подзаконным нормативно-правовым актам. Основным документом, регулирующим деятельность отделов охраны учреждений уголовно-исполнительной системы, является приказ Министерства юстиции РФ «Об утверждении "Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».


Эта инструкция в соответствии с действующим законодательством РФ определяет порядок охраны исправительных колоний общего, строгого, особого видов режима, производственных объектов, на которых работают осужденные указанных категорий, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; действия караулов, служебных нарядов при введении режима особых условий в учреждениях и при чрезвычайных обстоятельствах. Охрана учреждений - это комплекс мероприятий служб охраны, проводимых в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.

Применение огнестрельного оружия для пресечения побегов осужденных и заключенных под стражу возможно лишь там, где они находятся. В инструкции определено, что «огнестрельное оружие на поражение по совершающим побег осужденным и заключенным применяется только при преодолении ими линии охраны объекта».


Линией охраны объекта является следует считать элементы, представленные на рисунке ниже.



Рисунок 7 – Варианты линии охраны

Линия охраны указывается в плане охраны, обозначается по периметру объекта предупредительными знаками с надписью «Запретная зона - проход запрещен!» и объявляется в установленном порядке осужденным, подозреваемым и обвиняемым.

Таким образом, из смысла этих положений инструкции следует, что побег — это преодоление осужденным, подозреваемым или обвиняемым линии охраны объекта любым способом. В инструкции не случайно подробно описаны все возможные варианты линии охраны, так как это важнейшее положение, касающееся организации системы охраны объекта. Это необходимо и для определения момента совершения побега, и для выполнения соответствующей обязанности часовых караула применить огнестрельное оружие для пресечения побега.

Исходя из содержания признака «побег» и диспозиции части 1 статьи 313 УК РФ следует, что побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении, - это преодоление любым способом линии охраны объектов указанными лицами, находящимися под охраной (конвоем).

Состав преступления сконструирован законодателем как формальный, а значит должен признаваться оконченным преступлением с момента совершения указанных в диспозиции статьи действий. Побег признается оконченным преступлением с момента преодоления линии охраны объекта осужденным, подозреваемым или обвиняемым, например с момента преодоления осужденным основного ограждения исправительной колонии.

Что касается оснований применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, определенных в статьях 28-31 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», то анализ этих положений показывает следующее: для предупреждения побега при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, могут применяться наручники. Для пресечения побега могут применяться физическая сила и огнестрельное оружие.


Согласно статье 15 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осуждённых к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц78. Согласно статье 14 данного закона сотрудник полиции имеет право применять специальные средства для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключённых под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе либо оказывают противодействие сотруднику полиции79.

Таким образом, основания и порядок применения огнестрельного оружия законодателем определены очень четко - это «задержание лица, совершающего побег». Причем законодательство определяет применение огнестрельного оружия как право. Согласно вышеуказанным подзаконным актам для часового применение огнестрельного оружия при совершении побега - это обязанность, прямо связанная с целями и задачами служебной деятельности подразделений охраны.

К сожалению, судебная практика по вопросу об определении момента окончания побега не является последовательной.

Второй вид побега - это побег из-под надзора. Основные положения, касающиеся надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, определены в инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ. Согласно этой инструкции надзор в колонии — это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала. В частности, надзор включает в себя применение в случаях, определенных законодательством, специальных средств и физической силы.

Надзор за осужденными осуществляется с учетом особенностей различных учреждений. Так, за осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя, и осужденными, проживающими за пределами колонии, надзор осуществляется дежурной сменой и представителями других служб учреждения. Из состава дежурной смены выделяется младший инспектор, который выполняет свои обязанности по надзору за этими лицами путем постоянного наблюдения, периодической
проверки их наличия на маршрутах передвижения, в местах работы или проживания. При этом он должен решительно пресекать попытки осужденных вступать в недозволенные связи с гражданами, не допускать нарушения маршрутов их передвижения, самовольных отлучек с мест работы или проживания. В случае несанкционированного отсутствия осужденного в определенном месте младший инспектор должен немедленно докладывать об этом оперативному дежурному, устанавливать причины, время ухода осужденного с объекта работы (проживания), уклонения от маршрута передвижения, принимать меры к его розыску.

Где же грань между уклонением от маршрута передвижения и побегом? Что, по сути, предоставляется таким осужденным по мотивированному постановлению начальника учреждения? Осужденному предоставляется право передвижения без конвоя, во-первых, для того чтобы он передвигался до объекта работы только по маршруту, указанному администрацией, и находился только на том объекте, который отмечен администрацией; во-вторых, это право предоставлено осужденному в течение времени, определенном администрацией. За это время, например двенадцати часов, осужденный обязан отмечаться в дежурной части учреждения не менее двух раз.

Основной задачей надзора является изоляция осужденного от общества. Поэтому как побег должно квалифицироваться отсутствие осужденного на объекте работы и маршруте передвижения, его отметки в дежурной части в положенное время, а тем более невозвращение с места работы. Проверки должны осуществляться в дневное время два раза - утром и вечером, в ночное время - через каждые два часа, без нарушения при этом непрерывного сна.

Так, по делу гражданина В. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда установила следующее. Осужденный к двум годам лишения свободы гражданин получил указанный срок ввиду нарушения режима и совершения побег. Наказание за ранее совершенные преступления продлевалось. Судебная коллегия по уголовным делам не меняла приговор. Президиум того же суда отклонил протест председателя областного суда, в котором ставился вопрос об отмене приговора и прекращении дела за отсутствием состава преступления.