Файл: Программа Уголовноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующие ныне уголовный кодекс Российской Федерации от 1996 года разделяй это особенную часть на раздел главы и статьи следователи иная структура объектов уже имеет четыре части: общего, родового, видового и непосредственного объектов.

Кроме системообразующей функции общий объект дает возможность люди множество общественных отношений по разным сферам деятельности общество выделить наиболее важные из них. Указанный признак дает возможность разграничивать преступления и о других видов правонарушений также определить в среду воздействия уголовного законодательства.

Родовой объект в отношении побега как как виды преступлений следует определять как общественные отношения между государственными органами и местного самоуправления. В процессе непосредственного исполнения государством собственных функций все это находится отражение в законодательной деятельности, в исполнительной деятельности в судебной контрольно-надзорной деятельности.

Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому признание судебные власти независимые самостоятельно и требуют выделения раздела «Преступления против государственной власти» в отдельную часть радел «Преступления против правосудия».

Видовой объект побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи в научной литературе определяется по-разному. Например, Лапшин В.Ф. пишет: «Видовой объект преступлений против правосудия как «посягательство на правильное отправление социалистического правосудия судом»63. Такой подход к определению видового объекта вытекает из конституционного положения о том, что единственным органом правосудия является суд, и понятие правосудия ограничивается рамками деятельности суда.

Кашин М.С. в свою очередь считает: «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи не посягает на отправление функций правосудия, и поэтому необходимо исключить данную норму из главы «Преступления против правосудия»64.

Исходя из вышеизложенного он выдал им объектом преступлений против правосудия с следует понимать определенную деятельность и органов дознание следствие прокуратура а также, судов и иных учреждений, исполняющих наказание по реализации целей и задач правосудия.

Традиционной в теории уголовного права является не только классификация объектов преступления по вертикали, но и по горизонтали: на основной непосредственный, дополнительный непосредственный и факультативный непосредственный объект.


Анализ содержания объекта преступления возможен лишь в рамках уголовно-правовых отношений. При этом на объект преступления будут указывать как объективные, так и субъективные признаки состава преступления.

Уголовно-правовые отношения возникают с момента совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством. Барабанов Н.П. отмечает: «Юридическое и материальное содержание уголовного правоотношения проявляются в разное время, определяя тем самым различные этапы его развития»65.

Государство вправе применить к данному лицу меры государственного принуждения, начиная с мер пресечения и заканчивая назначением уголовного наказания и его исполнением. Лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть эти неблагоприятные последствия привлечения к уголовной ответственности, заключающиеся в лишении и ограничении определённой части его прав и свобод. Вместе с тем государство в лице судебных и правоохранительных органов обязано действовать в строгом соответствии с нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного закона.

Комплекс этих взаимных прав и обязанностей возникает в момент совершения преступления. Возникая в рамках уголовного правоотношения, уголовная ответственность реализуется в нескольких стадиях. На первой стадии она может осуществляться в определении уголовно-процессуального статуса (подозреваемый, обвиняемый), применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу и уголовно-правовой оценке содеянного органами дознания и следствия. На второй - судебный орган в рамках предъявленного обвинения даёт квалификацию преступления и назначает справедливое наказание подсудимому. На третьей - в отношении осуждённого в рамках назначенного уголовного наказания происходит ограничение или лишение его прав и свобод. По мере реализации юридического содержания уголовно-правовые отношения будут тесно связаны с уголовно-процессуальными отношениями, а после вступления обвинительного приговора суда в законную силу они осуществляются в форме уголовно-исполнительных отношений.

Таким образом, анализируемое преступление посягает на общественные отношения, реализуемые в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной сфере. Все эти отношения имеют место в рамках уголовной ответственности, её возникновения, существования и прекращения.

Наиболее взвешенную и аргументированную точку зрения по вопросу содержания объекта преступления имеет Антонян Ю.М. Основной непосредственный объект он определяет как общественное отношение, складывающееся между государством и лицом, совершившим преступление, по поводу уголовной ответственности
66.

Таким образом, основной непосредственный объект побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи можно определить как общественные отношения по реализации уголовной ответственности и применения, к совершившему преступление лицу мер государственного, проявляющихся в изоляции данного виновного лица лица от общества и ограничении его прав и свобод. По своему характеру и основным условиям содержания заключение под стражу обвиняемого или подозреваемого соответствует условиям исполнения наказания в виде лишения свободы.

Другие объекты, которым побегом причиняется вред, будут дополнительными непосредственными либо факультативными непосредственными67.

В ходе анализа первой части статьи 313 УК РФ можно выделить дополнительный непосредственный объект не представляется возможным. В отношении факультативного непосредственного объекта необходимо отметить следующее: в основном составе возможно применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия. Такой вывод нам позволяет сделать один из признаков части 3 статьи 313 УК РФ — «совершённые с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». В этом случае факультативным непосредственным объектом может выступать телесная неприкосновенность или здоровье.

Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи обладает общественной опасностью и должен признаваться преступлением. Несмотря на то, что в отдельные исторические периоды законодатель не признавал ненасильственный побег преступлением, он был вынужден в дальнейшем закрепить его общественную опасность в признаках состава преступления.

Кроме того, традиционный подход к определению объекта преступления как разновидности общественных отношений позволяет сделать ещё один вывод: общественные отношения всегда объективны и определяют систему права. От подхода законодателя, который может признавать общественную опасность деяния, закрепляя её в признаках конкретного состава преступления, или не признавать, ничего не меняется. Таким образом, общественная опасность побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, исходя из определения основного непосредственного объекта, объективна.

Коргулев А. Г. в отношении объективной стороны пишет: «Объективная сторона – это процесс общественно опасного и противоправного посягательства па охраняемые законом интересы, воспринимаемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) лица и заканчиваются наступлением преступного результата»
68.

При реализации преступного умысла лицом совершаются различные деяния, одни из которых имеют юридическое значение, а другие нет.

Вопрос о роли преступного последствия как элемента состава преступления является в научной литературе дискуссионным. Сторонники одной точки зрения видят специфику формальных составов преступлений в отсутствии преступных последствий вообще69. Другая точка зрения заключается в том, что последствия формальных составов преступлений есть, но они специально не доказываются судом при квалификации преступлений70.

Представители обеих точек зрения считают вредные последствия в формальных составах преступлений факультативным, необязательным элементом состава преступления.71.

Нестерова О. И. считает: «Понятие состава преступления и его обязательных, основных признаков, а также связь, которая существует между объектом, действием и виной, с одной стороны, и преступным последствием, с другой, приводят к выводу, что преступное последствие является обязательным элементом материального состава преступления»72. Она выделила основания составов преступления, что показано на рисунке ниже.



Рисунок 5 – Основания выделения составов представлений73.

Отмечая особенности конструкции состава преступления по объективной стороне, определяется неродственный момент окончания преступления, который является своеобразной точкой отсчета для квалификации преступления.

Выделяется в преимущественно два основных вида состава преступлений чтобы условлено особенностями конструкции объективной стороны вопросы

Как правило, основным признаком виновной стороны вопроса является исключительно общественно опасное деяние в то же время в материальной составах вместе с общественно опасным деянием к основным признакам следует также относить последствия, опасные для общества, и существующие между ними причинно-следственная связь.

Рассмотрим ниже обязательные признаки объективной стороны такого вида преступлений, как побег Какими же признаками объективной стороны характеризуется состав побега из места лишения свободы, из-под ареста, из-под стражи.


В актуальный менее редакции статьи 313 части один Уголовного кодекса Российской Федерации сформулирован объективная сторона побега: «побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении». По своим объективным признакам побег всегда выражается в виде общественно опасного действия в активной форме общественно опасного поведения74.

Действие как поведение человека — сложное явление. С внешней стороны действия могут включать собственные силы (телодвижение, мимика и др.), которые лицо использует, а также закономерности объективного мира. В понятие «действие» не включается использование человеком технических средств и других сил, что, по нашему мнению, является ущербным, так как требует дополнения как квалифицирующий признак.

Деяние законодатель определяет как «побег». В действующем законодательстве определения этого признака нет: в частности, его нет ни в Федеральном законе 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ни в Федеральном законе 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание». Отсутствует и судебное толкование: его нет в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1975 года «О судебной практике рассмотрения материалов о переводе осужденных в исправительно-трудовые колонии-поселения и уголовных дел о побегах из этих колоний». В решениях по конкретным делам Верховный Суд РСФСР и Верховный Суд РФ также не определяет этот важнейший признак, в то время как его дефиниция прямо связана с вопросом определения момента окончания преступления.

В научной литературе этот вопрос не имеет однозначного решения до сих пор. Соколова И.М. отмечает «...до настоящего времени нет единой позиции по, казалось бы, простому вопросу о понятии побега и его признаках»75.

Орлов Н.Л. определяет побег: «оставление по своей собственной воле места лишения свободы, предварительного заключения либо места содержания под стражей. Данное преступление будет оконченным с момента незаконного оставления лицом места лишения свободы, предварительного заключения или места содержания под стражей»76.

Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи есть противоправное, самовольное оставление лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, места содержания под стражей или уход от конвоя, под стражей которого оно находилось в установленном законом порядке