Файл: Глава 1 Теоретические основы переживания одиночества в юношеском возрасте.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...2-3
Глава 1: Теоретические основы переживания одиночества в юношеском возрасте….
1.1. Одиночество и его виды………………………………………………………...4
1.2. Основные научные подходы к изучению одиночества……………………….7
1.3. Генезис состояния одиночества у подростка……………………………..….12
1.4. Виды одиночества в современной психологии……………………….……...14
1.5. Переживание одиночества в юношеский период...………………………….15
1.6. Одинокий человек: причины и последствия..….…………………………….17
Глава 2: Опытно-экспериментальная работа по психодиагностике одиночества.……..
2.1. Психодиагностика одиночества, изучение опросников...…………………...21
2.2. Проведение опросника. Статистика…………………………………………..23
2.3. Разработка рекомендаций для подростков и их родителей «Скажите нет одиночеству» в виде буклета………………………………………………...……..…...27
План исследования………...……………………………………………………….30
Заключение……...………………………………………………………………………..32
Список литературы...…………………………………………………………………….33
Введение
Переживание чувства одиночества в юношеском возрасте остается довольно значимой темой психологических исследований. Этот возраст является сенситивным для развития готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
В юношеском возрасте потребность в общении с окружающими трансформируется в необходимость общения с близким по личностным характеристикам человеком, появляется потребность в объекте влюбленности. Открывая собственный внутренний мир, подросток вынужден оставаться наедине с самим собой.
Проблема исследования выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания, а также стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, отверженность.
Актуальность: моя подруга столкнулась с одиночеством, она замкнулась в себе и не знала как себе помочь. Эта ситуация подтолкнула меня на написание данного исследования, чтобы помочь незнающим подросткам справиться с этим.
Объект: чувство одиночества.
Предмет: причины одиночества в юности.
Цель: выяснение причины одиночества среди подростков.
Гипотеза: знание причин возникновения одиночества может помочь подростку справиться с проблемой.
Задачи:
1) Изучить причины возникновения чувства одиночества.
2) Подготовить и провести опрос учащихся 10 и 11 классов «Как я осознаю одиночество».
3) Выявить статистику одиночества среди подростков.
4) Подготовить буклет с результатами опроса.
5) Ознакомить родителей и детей с причинами одиночества.
Методы: изучение, синтез информации, анализ полученных данных, опрос.
Практическая значимость: ознакомление учащихся 10, 11-х классов, их родителей с причинами одиночества в подростковом возрасте. Полученные результаты могут помочь подросткам осознать проблему собственного одиночества и выработать для себя способы преодоления.
Теоретическая значимость: научный смысл исследования заключается в изучении особенностей переживания одиночества старших подростков гимназии, в привлечении к этой проблеме внимания педагогов и родителей подростков.
Новизна: детализация имеющихся знаний об одиночестве.
Глава 1: Теоретические основы переживания одиночества в юношеском возрасте
1.1. Одиночество и его виды
Одиночеством называют эмоциональное состояние человека, имеющее социальные и психологические предпосылки, характеризующееся отсутствием близких доверительных отношений в результате вынужденной или добровольной социальной изоляции, имеющей психологические причины. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество. Одна из самых отличительных черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно всеохватывающе.
Существует четыре основных этапа в развитии представления об одиночестве:
-
период отрывочных представлений об одиночестве как субъективном переживании (до начала 1800-х г.); -
период формирования философских основ изучения феномена одиночества (начало XIX- 30-е г. XX века); -
период фундаментальных исследований в области психологии и социологии одиночества (1938 - 1980 г.); -
период частных теорий и прикладных разработок (1980- по наст. время).
Одиночество подростки испытывают часто, потому что происходит грандиозный всплеск гормонов. Гормоны отвечают за множество функций в нашем организме. В частности, именно они контролируют переход организма на следующий жизненный этап — регулируют взросление и половое созревание, наступление старости. В такие переходные периоды гормональный фон сильно меняется, и это не может не сказываться на физическом состоянии тела, а также на поведении человека.
Одиночество, как может показаться на первый взгляд, понятие более чем однозначное. Тем не менее существует два вида одиночества: одиночество «вольное», то есть сознательное, и одиночество невольное, когда подросток, сам того не желая, попадает в такие условия, в которых не может в полной мере реализовать свои потребности в установлении социальных связей и общении.
Если вольное одиночество еще более или менее безвредно, то невольное является наиболее опасным. Именно в таком состоянии человек больше подвержен различного рода заболеваниям и психиатрическим расстройствам.
Подросток, который хочет общаться с другими людьми, но по каким-то причинам не может, постепенно начинает испытывать напряжение и тревогу. Неудовлетворенная потребность в общении может достаточно быстро привести к чрезмерной выработке гормонов стресса, что в свою очередь угнетает нервную и иммунную систему. Подобное воздействие может привести к таким заболеваниям, как болезнь Альцгеймера, ожирение, расстройства сердечно-сосудистой системы.
Но существует и сознательное одиночество — оно, в отличие от опасной и фактически насильственной изоляции от общества, не только не приносит человеку никакого вреда, но и может сделать его счастливее.
Одиночество, как психический феномен
-
одиночество - «бездомность» - это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Б. Паскаль, С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Бубер, экзистенциалисты); -
одиночество - неслиянность - это изначальная и неодолимая обособленность существования «я» от других существований. Жизнь каждого неотчуждаема, то есть ее никто не может прожить за вас. Один и тот же предмет люди видят и оценивают не совсем одинаково: образ предмета в нашем восприятии зависит от особенностей "горизонта" каждого из нас. Поскольку "горизонт" у каждого свой и обменяться ими нельзя, постольку невозможно и совершенно одинаковое понимание одной и той же вещи. Несовпадение "горизонтов" – это еще одно выражение "одиночества-неслиянности" индивидов. (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Х.-Г.Гадамер, Ф. Ницше); -
одиночество - ответственность - это «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого. "Одиночество – ответственность" неотвратимо, не является временным "настроением" человека, зависящим от внешних обстоятельств, а коренится в самом бытии человеческого "я". Оно обусловлено неотъемлемой от человека его свободой. "Мы одиноки, и нет нам извинений" (Сартр Ж.-П. и другие экзистенциалисты); -
одиночество - уединение - это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе. Изоляция в большей степени связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению и является внешне обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим заболеванием.