Файл: Глава 1 Теоретические основы переживания одиночества в юношеском возрасте.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Идентификация и отчуждение — тенденции, действующие в личности всегда, но особенно в подростковом возрасте. Механизм «идентификация - отчуждение» является ведущим в ходе социализации человека, становления и существования личности.

Идентификация - естественный и лишь частично осознаваемый психический процесс, при котором подросток уподобляет себя другому индивиду или группе. Идентификация  может являться механизмом  психологической  защиты, а также средством адаптации в обществе, обеспечивая социальное развитие личности, успешность ее общения.

Отчуждение – состояние эмоционально-психологической отстраненности, чуждости по отношению к кому-либо или чему-либо, в том числе к самому себе

При доминировании идентификации рождается потребность психического слияния с кем-то другим. Это может быть отдельный человек или группа.

В случае длительного отчуждения, подросток как бы обосабливается от других, защищая собственные границы. Казалось бы, потеря «Я» в данном случае не должна происходить. Но познание «Я» не происходит напрямую, это становится возможным только в динамике взаимоотношений.

Обособление – это отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности.

Психологическая устойчивость - это осознанное поддержание динамического равновесия идентификации и отчуждения, что, безусловно, связано с воспитанием человека, в особенности - с нравственным, развитой рефлексией, способностью к саморегуляции. Главное - наличие чувства сохранности собственного «Я» и способность почувствовать угрозу его потери. Если человек понимает, что он излишне чем-то или кем-то поглощен, так, что это наносит ущерб другим сферам его жизнедеятельности, или что его обособленность выходит за рамки требуемой в данных условиях автономности, он потенциально способен изменить положение.


1.4. Виды одиночества в современной психологии

Отчуждающее одиночество

В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно обусловлено. Вид связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом.

Диффузное одиночество

Диффузное одиночество - обусловлено преобладанием у субъекта тенденции идентификации себя с другими людьми, социальными группами, идеями. Человек, идентифицирующий себя с другими, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений интересов. Он не просто подражает, а "вживается".

Диссоциированное одиночество

Диссоциированное одиночество представляет собой наиболее сложное состояние. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе. Данный вид одиночества относится к разряду пограничных состояний, нормального проявления он не имеет.

Клиническая форма одиночества

При отсутствии психологической и психотерапевтической помощи отчуждающее, диффузное и диссоциированное одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается психотерапевтами и психиатрами как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства.

1.5. Переживание одиночества в юношеский период

Анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы. Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.



В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива, противоречива и в основном неадекватна.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

  • Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.

  • Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.

  • Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе.

  • Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Одиночество может быть вредным для психики взрослеющего человека, если оно несет только негативные эмоции, если оно вынужденное, из-за моббинга, непринятия себя, неспособности найти свое место.

Однако одиночество в подростковом возрасте может быть и полезным. Именно в 11-18 лет человеку приходится очень часто анализировать свои чувства, учиться справляться с эмоциями. Поэтому, если подросток добровольно уединяется, избегает какое-то время общения, это неплохо.


Взросление — это всегда встреча со своим внутренним миром. В этот период формируется самосознание, а глубокие раздумья о взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, своем месте в мире необходимы для развития и осознания себя. Поэтому одиночество может быть и нормальным состоянием. Оно важно для развития, осознания себя.

1.6. Одинокий человек: причины и последствия

Типы одиноких личностей

  • «безнадежно одинокие» - полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в жизни. Они редко устанавливали связь с кем-либо. Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость.

  • «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. Эти люди считают свое одиночество преходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие.

  • «пассивно и устойчиво одинокие». Они испытывают недостаток не только в партнере, но и в других связях. Они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность.

  • «одиночество — потребность». Каждый человек хочет быть понятым, признанным и востребованным в собственном представлении и в глазах других людей. При наличии этих фактов и их гармонии человек не будет чувствовать себя одиноким.

    Важно понять, что одиночество – неотъемлемая часть нашей жизни, а согласно А. Маслоу и вовсе высшая потребность для достижения самоактуализации личности. Вы не одиночество не переносите, а самого себя. Одиночество должно быть управляемым и необходимо для самопознания. То есть нужно не избавиться от одиночества, а из деструктивного перевести его в конструктивное. Но важно помнить, что с другой стороны одиночество в виде длительной социальной депривации (неудовлетворенные потребности) опасно и не естественно для человека.


Причины одиночества

Чувство одиночества может возникать по разным причинам – как внутренним, так и внешним. Рассмотрим основные факторы, которые приводят людей в такое состояние.

  • Семейные конфликты. Непонимание и напряжение в семейных отношениях постепенно приводит к тому, что дорогие друг другу люди всё сильнее отдаляются в эмоциональном плане. Постепенно назревают конфликты, возникают сильные размолвки, высказываются наболевшие обиды. Со временем приходится признать, что былого взаимопонимания и душевной близости больше нет.

  • Непонимания со стороны близких. Оставшись наедине со своими мыслями и переживаниями, человек чувствует разочарование и опустошенность. Ему кажется, что никому не интересны его чувства, а значит, и он сам никому не нужен. Именно в этот момент он по-настоящему понимает, что такое одиночество. Он осознаёт, что у него нет человека, который захотел бы разделить с ним его переживания, понял бы его и поддержал.

  • Напряжения в отношениях. При односторонних отношениях, человек, требующий внимания, обычно своим вниманием делиться не готов. И когда приходит осознание того, что сил и времени на эти отношения уходит много, но отдачи нет, возникает чувство одиночества.

  • Отсутствие самореализации. Если у человека не получается реализовать свои замыслы – это прямой путь к отчаянию. Преграды начинают казаться непреодолимыми, а будущее выглядит безрадостным. Человек начинает думать, что не сможет справиться самостоятельно. И такое ощущение собственной беспомощности лучше всего даёт ему понять, что такое одиночество, поскольку он вдруг осознаёт, что не к кому обратиться за помощью или хотя бы за моральной поддержкой.

  • Страх оценок и осуждения, страх быть непринятым, отвергнутым. Если у человека низкая самооценка, не хватает уважения к себе, преобладают иррациональные установки "Я – не интересен", "Меня не любят", сильная ориентация на чужое мнение и острая чувствительность нему, то для него будет трудным "выходить к людям", чувствовать себя естественно в их окружении. Неуверенность в себе и негативное восприятие себя делает человека скованным, влияет на его поведение.

  • Недоверие к людям. "Никому нельзя доверять" – такая установка способствует появлению чувства одиночества. Человек, который с трудом устанавливает доверительные отношения, испытывает трудности раскрыться, обрекает себя на "жизнь в неволе", внутри себя. Конечно, если человека предавали, он получал негативный опыт, то доверие может теряться. Пережитые травмы важно прорабатывать, чтобы оставлять себе возможности с новыми людьми создавать новые отношения.

  • Склонность к самоутверждению через других людей, использование других в своих целях. Когда другие люди, лишь объекты, способные принести выгоду (материальную, психологическую, социальную и т.п.), помочь достичь каких-то целей, а собственный успех стоит во главе угла, то шансы создать близкие, теплые отношения совсем невелики, отсюда и риск ощущения себя одиноким.

  • Навыки общения. Бывает и так, что человеку не хватает навыков, которые способствуют конструктивному общению. Неуклюжесть, безынициативность, неуверенность, или грубость, некорректность и др. черты могут мешать строить общение и отношения. А если человеку не хватает общения и нет близких отношений, то он начинает ощущать себя одиноким. Другая крайность – люди, которые говорят только о себе, ведут не диалог, а как будто монолог, не интересуются своим собеседником (это может быть и причиной, и признаком одиночества). Естественно, другим общаться трудно с таким человеком и они могут начать избегать общения с ним.