Файл: Среднее профессиональное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12.1.10. Интегрированная информационная система *-
«Референт»
В конце 1995 г. ЗАО «Референт-Сервис» зарегистрировало ин- тегрированную информационную систему (ИИС) «Референт»,
распространение которой началось с 1996 г. К этому времени СПС
«Консультант Плюс», «Гарант» и ИПС «Кодекс» уже были извест- ными лидерами рынка, и «Референт-Сервис» имел возможность учесть все лучшее, что было достигнуто этими фирмами.
Это явилось стимулом для компании «Референт-Сервис» в при- нятии ряда нетрадиционных решений при создании правовых баз своего семейства. Следствием ее стратегических инициатив явился выпуск в конце 1999 г. новой оригинальной оболочки — правовой системы нового поколения «Референт-2000».
На сегодняшний день, по сведениям компании, количество региональных партнеров, занимающихся распространением пра- вовых систем семейства «Референт» по законодательству Россий- ской Федерации и регионов, превысило четыре десятка в 32 горо- дах России.
Системы семейства «Референт» состоят из оболочки и инфо- рмационных модулей. В настоящее время наибольшей популярно- стью пользуются оболочки «Референт-32» и «Референт-2000».
Последняя оболочка позволяет одновременно работать с локаль- ными базами данных и с Интернет-серверами правовой инфор- мации, а также создавать внутри оболочки собственную базу данных с мощным редактором и инструментами администри- рования. Подобный комплекс не предлагает больше ни одна фирма.
Основные модули системы «Референт-2000» подразделяются на группы: федеральное и региональное законодательство, электрон- ные издания и справочники, документы пользователей. Базы «Ре- ферента» поставляются и в профильных специализированных па- кетах, различающихся количеством документов.
Справочные правовые системы семейства «Референт» имеют удобный дружественный интерфейс и реализуют все основные функции традиционных правовых баз по поиску документов, а также по работе со списком и текстом документов (рис. 12.3).
Интерфейс «Референта» максимально приближен к Windows,
благодаря чему пользователю не потребуется тратить много вре- мени на освоение программы. «Референт» поддерживает функ- цию Drag and Drop, позволяющую при формировании запроса для поиска документов перемещать информацию по экрану при помощи мыши. Сам поиск можно производить одновременно в объединенных модулях, а ряд документов содержит встроен- ные цветные графические объекты, например герб России или
Москвы.
*"'; Tenr.T

jg| Карт» [W Принесши .', _Oni»uicHhr !--.Hdnniarcp

'• c . - . o c i n t w j » Fl ! у г , •. •
Рис. 12.3. Карта документа справочной системы «Референт-2000»
Также интересной возможностью системы является интерпре- тация хорошо знакомой всем функции установки закладок в до- кументе. Пользователь может не только установить закладку, но и работать с электронным документом, как с бумажным: можно нужным цветом будто маркером выделить необходимый фрагмент и написать к нему свои комментарии.
Семейства баз «Референта» имеют систему «Навигатор законо- дательства», наглядно отражающую в графическом виде призна- ковые ссылки между документами. В окне навигатора документы представлены в виде иерархического списка, внешне похожего на структуру каталогов программы «Проводник» MS Windows, с обоз- наченными признаками связи.
Встроенный редактор документов позволяет не только редак- тировать тексты, но и создавать карту документа, вносить ком- ментарии, а также вставлять графические изображения, в том числе и анимированные (движущиеся), и расставлять гипертекстовые ссылки.
Еще одной особенностью оболочки «Референт-2000» является уникальная возможность создания и ведения собственной базы
Документов, содержащей до 200 документов, включая графику и видео. Это функция особенно интересна для фирм с небольшим
Документооборотом и численностью. Крупным фирмам предлага- ется система хранения документов объемом до 65000 документов.
264 265

Активно развивая свою деятельность в области технологий и работы в сети Интернет, «Референт-Сервис» сотрудничает с из- дательствами «Современная экономика и право» и «Дело и Сер- вис». Результатом этого сотрудничества являются полные элект- ронные версии 16 журналов упомянутых издательств.
Для обеспечения работы удаленных пользователей филиалы фирмы с целью получения правовой информации из системы «Ре- ферент» используют возможность работы в режиме Клиент-Сервер.
В последнем случае «Референт-2000» позволяет предоставлять пользо- вателям правовую и корпоративную информацию с высокой ско- ростью даже по коммутируемым каналам, объединяя локальных и удаленных пользователей и экономя средства компаний.
Придерживаясь мнения, что правовая информация должна быть максимально доступной широким слоям населения, компания ежед- невно в вечернее время предоставляет бесплатный доступ на своем сервере в сети Интернет к полной правовой базе «Референта».
12.1.11. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз
Новое направление в развитии правовой информатики — ин- тегрирование правовых баз и специализированных бухгалтерских программ. Оно позволяет использовать учетную систему и право- вую базу как две, дополняющие друг друга программы. Это реше- ние позволяет бухгалтеру, не прерывая расчетов, уточнить ин- формацию по интересующей теме, скажем, при изменениях в бланках отчетности можно одновременно ознакомиться с инст- рукцией по заполнению этих бланков. Наибольшую активность в разработке этого направления проявляет фирма «Гарант».
На сегодняшний день она производит три совместных программ- ных продукта:
«Турбо-Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант», созданной в сотрудничестве с «Долгопрудненским Исследовательским Цен- тром» (ДИЦ);
«Инфо-Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант», где «Гарант»
интегрирован в бухгалтерскую систему, производимую фирмой
«Информатик»;
«1С: Гарант Правовая поддержка» — система правовой и эконо- мической информации, производимая совместно с фирмой «1С».
12.1.12. Специализированные отраслевые справочные системы
Нельзя не отметить набирающую силу новую тенденцию пе- рехода пользователей от универсальных справочных правовых си- стем к узкоспециализированным отраслевым справочным систе-
266
мам, позволяющим специалистам конкретных областей решать свои конкретные отраслевые проблемы. Конечно, существуют универсальные СПС, содержащие ведомственные документы раз- личной специализации, такие как «Консультант Плюс: Эксперт»,
однако высокая стоимость, обусловленная наличием докумен- тов различных ведомств, едва ли позволит, например, небольшой строительной фирме, пользоваться этой системой. Многие фир- мы-производители повернулись лицом к этой проблеме «отрас- левиков», в результате чего был создан целый ряд специализи- рованных СПС, пользующихся большим спросом у пользовате- лей. Фирмы «Кодекс» и «Гарант-Сервис» предлагают пользовате- лям большой выбор специализированных отраслевых справоч- ных систем.
12.1.13. Принципы выбора СПС
Итак, вы решили подобрать себе в качестве помощника без вредных привычек компьютерную справочную правовую систему.
Каждая система имеет массу положительных качеств, и сделать окончательный выбор будет нелегко. Ведь многочисленные рек- ламные материалы содержат самые разнообразные лозунги и ак- центируют внимание потребителя на различных аспектах и свой- ствах СПС. В результате порой оказывается довольно трудно опре- делить, где речь идет о внешне эффектных мелочах в интерфейсе системы, а где имеются в виду принципиально важные парамет- ры компьютерных правовых систем.
Как при принятии решения о приобретении той или иной СПС,
так и при использовании ее в работе встает вопрос, на какие же ключевые свойства систем нужно обратить внимание в первую очередь. Назовем их.
Качество информационного наполнения СПС характеризуют:
• надежность источников и достоверность информации, ее аутентичность;
• полнота информации;
• оперативность поступления новой информации;
• качество юридической обработки информации в системах.
Целесообразно не только отличать главные свойства СПС, но и учитывать основные характеристики работы самой компании- производителя СПС. Здесь стоит обратить внимание на общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставля- емых пользователю конкретной СПС, а именно:
• возможность заказа и поиска редких, узкоспециальных доку- ментов;
• возможность обучения работе с СПС.
В заключение отметим, что жесткая конкуренция ведущих фирм- производителей отечественных правовых систем привела к доволь-
267

но высокому уровню качества как самих систем, так и сервисного обслуживания. В результате каждый разработчик стремится насколь- ко возможно улучшить свою систему, технологию и разнообра- зить набор предоставляемых компанией услуг, сражаясь за каждо- го российского бухгалтера, каждого юриста, каждого пользовате- ля, предлагая им свою продукцию.
12.2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ДОКУМЕНТОВ В СПС
«КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»
Основные возможности программных технологий СПС рассмот- рим на примере систем «Консультант Плюс».
Все системы семейства «Консультант Плюс» имеют одинако- вые программные оболочки, следовательно, принципы работы с любой из систем одинаковы. Основные приемы работы с система- ми «Консультант Плюс» рассмотрим на примере СПС «Консуль- тант Плюс: ВерсияПроф».
Запуск программы «Консультант Плюс», как и запуск любого
Windows-приложения, осуществляется двойным щелчком мыши по ярлыку Консультант Плюс. Чтобы открыть окно базы данных,
надо подвести курсор к названию нужной базы и щелкнуть мы- шью по кнопке Открыть базу.
Принцип работы с меню программы соответствует общему принципу работы Windows-приложения. Выделяются три этапа работы с системой «Консультант Плюс»:
1. формирование запроса на поиск набора документов;
2. работа со списком найденных документов;
3. работа с текстом документа.
12.2.1. Формирование запроса на поиск набора документов
Первый этап работы с правовой информацией заключается в поиске нужных документов, для чего в системах «Консультант
Плюс» предусмотрено составление соответствующего поискового запроса путем заполнения Карточки реквизитов, появляющейся автоматически после открытия окна База данных (рис. 12.4).
Любой документ имеет определенные реквизиты — дата при- нятия, название, вид документа и т.д., которые отличают данный документ от других, поэтому, чтобы найти необходимый доку- мент, нужно указать эти характеристики. Для этого в СПС предус- мотрено составление соответствующего запроса путем заполне- ния полей Карточки реквизитов.
Карточка реквизитов — основное средство поиска докумен- тов в информационных базах систем. Она представляет собой
268
Рис. 12.4. Карточки реквизитов системы «Консультант Плюс»
таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каж- дого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автома- тически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу. При вводе в систему каж- дого документа его реквизиты заносятся в соответствующий сло- варь.
Для поиска документов надо заполнить Карточку реквизитов,
которая представляет собой некоторое количество поименован- ных полей (реквизитов документа). Затем система просматривает все имеющиеся в информационном банке документы. Если содер- жимое всех заполненных полей из Карточки реквизитов совпадает с реквизитами документа, то документ считается найденным и заносится в список.
Сформированный список обладает следующим свойством:
содержимое всех заполненных полей Карточки реквизитов
идентично соответствующим реквизитам каждого документа из списка.
Основные способы поиска документов — это поиск по рекви- зитам документов, полнотекстовой поиск и поиск по специали- зированным классификаторам.
Различают поиск конкретного документа или поиск информа- ции по определенному вопросу.
269


Поиск конкретного документа начинается с введения данных о документе. При этом необходимо контролировать количество документов, соответствующих запросу.
Поиск информации по определенному вопросу начинается с максимально широкого запроса, и используются тематический по- иск, поиск по словам и словосочетаниям, входящим в текст до- кумента, а также поиск по ключевым словам. Для исправления ошибочно заполненного поля или при формировании нового за- проса необходимо очистить как отдельное поле Карточки реквизи-
тов, так и все ее поля в целом.
При формировании запроса для поиска документов необходи- мо заполнить поля Карточки реквизитов.
Общие правила организации поиска документов. Перед началом работы по составлению запроса необходимо убедиться, что зада- на нужная раскладка клавиатуры — русская, а также очистить карточку реквизитов.
В Карточке реквизитов следует стараться заполнять не более трех-четырех полей.
По мере заполнения полей происходит последовательное со- кращение количества соответствующих запросу документов. Это количество отражается в информационной строке Карточки рек-
визитов. Желательно, чтобы после заполнения Карточки реквизи-
тов запросу соответствовало не более 30...50 документов. Итогом
Рис. 12.5. Задание номера документа
270
заполнения Карточки реквизитов является формирование списка найденных по запросу документов.
\При поиске документов может возникнуть одна из двух основ- ных ситуаций:
• известны какие-либо реквизиты документа (например, назва- ние, номер, дата принятия);
• о документе практически ничего не известно — известна лишь тематика интересующего вопроса. Алгоритм поиска строится в за- висимости от типа ситуации.
Заполнение Карточки реквизитов. Поиск документов произво- дится заданием различных реквизитов документа в Карточке рек-
визитов.
В левой части Карточки реквизитов расположены названия по- лей для задания различных реквизитов документов: вида доку- мента, его номера и даты принятия, названия и др.
Самое большое отсечение при поиске производится по полю Номер
(рис. 12.5), поэтому, если вам известен номер документа, то для поиска, как правило, достаточно набрать только этот реквизит.
Вводить вид документа можно только в том случае, если вы уверены, что точно его знаете. К примеру, если документ на са- мом деле является не законом, как вам кажется, а постановлени- ем, ошибка при заполнении поля Вид документа приведет к тому,
что вы не найдете нужный правовой акт.
Рис. 12.6. Выбор вида документа
271


При вводе вида документа необходимо выполнить двойной щел- чок по полю Вид документа (рис. 12.6) и в открывшемся окне начать набирать название вида документа, например слово «при- каз». Поисковый механизм программы произведет поиск набира- емого слова и установит курсор в словаре видов документов на нем. После чего необходимо нажать кнопку Выбрать или клавишу
[Enter].
Поле Поиск по статусу используется в тех случаях, когда необ- ходимо отсечь документы, не актуальные на данный момент, т. е.
недействующие варианты редакций документов и утратившие силу документы.
Окно поля Ввод даты содержит два корешка: Словарь и Диапа-
зон. Выбрав первый корешок Словарь (рис. 12.7), мы выбираем нуж- ные даты из словаря, для чего на клавиатуре надо набрать нуж- ную дату в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Корешок Диапазон позволяет выбрать интервал дат (рис. 12.8).
При работе с этим корешком можно, выбрав соответствую- щую строчку в окне, задать произвольную дату, произвольный диапазон дат, дату, заданную ранее, и диапазон дат, начиная с заданной по текущую.
Дату можно набирать прямым набором с клавиатуры в соот- ветствующем окошке, а также с использованием встроенного ка- лендаря (рис. 12.9).
Рис. 12.7. Корешок Словарь окна поля Ввод даты
272
Рис. 12.8. Корешок Диапазон окна поля Ввод даты
При использовании встроенного календаря надо иметь в виду,
что набор даты лучше начинать с набора месяца, так как в этом случае количество дней в окне День устанавливается соответствен- но данному месяцу.
Для ввода слова из названия документа необходимо сделать двой- ной щелчок по полю Название документа, набрать слово и нажать кнопку Выбрать (рис. 12.10).
Например, мы точно знаем, что в названии документа имеется слово «вексель», значит это слово нам и надо набирать в поле На-
звание документа.
Если в названии документа при- сутствует несколько слов, что на практике встречается намного ча- ще, то после набора каждого из слов названия их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. Так, в названии документа «Переводной вексель», каждое из слов «пере- водной» и «вексель» надо отметить клавишей [Insert]. При этом выб- ранные слова переместятся в ниж- нюю часть окна в зону выбранных слов.
273


Рис. 12.10. Окно поля Название документа
Рис. 12.11. Рубрикатор документов поля Тематика
Если о документе ничего не известно, кроме примерной тема- тики, то используется поиск по тексту документа (поле Текст
документа). Предположим, нам надо найти документы, в тексте которых говорится о налоге на добавленную стоимость. После на- бора каждого из слов, присутствующих в тексте документов, их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. При этом выбран- ные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов. Далее установите условие связывания слов (и, или, рядом,
кроме).
Рубрикатор документов. Словарь поля Тематика содержит мно- гоуровневый рубрикатор (рис. 12.11), базирующийся на «Обще- правовом классификаторе отраслей законодательства». Наличие у рубрики подрубрик показано специальным символом, стоящим слева от названия рубрики. Для раскрытия (закрытия) рубрики используется клавиша пробел или мышь. Выбор рубрик произво- дится стандартным для всех словарей способом.
Для того чтобы раскрыть (закрыть) весь рубрикатор, исполь- зуются комбинации клавиш [Сгг1]-[Серый плюс] ([Ctrl]-[Cepый минус]).
Для быстрого поиска фрагмента в рубрикаторе нажмите клави- шу [F7] (или выберите кнопку Найти), введите нужный фрагмент и установите нужное направление поиска. Все доступные опера- ции с рубрикатором представлены в локальном меню. Для вывода списка документов, полученных с последним пополнением, ис- пользуется поле Когда получен.
12.2.2. Работа со списком документов
Второй этап поиска документов в системах «Консультант
Плюс» — выбор нужных документов из сформированного спис- ка. Чем меньше количество найденных по запросу документов,
тем легче работать со списком.
После заполнения Карточки реквизитов и нажатия клавиши
[F9] (или выбора кнопки Построить список) на экране появляет- ся список документов, найденных по запросу (рис. 12.12).
В списке указаны названия и объем документов, а в нижней рамке окна списка документов приведены общее количество до- кументов в списке, номер текущего документа, количество и объем отмеченных документов. Движение по списку документов осуще- ствляется с помощью мыши, кнопок-стрелок, а также клавиш
[Home], [End], [PgUp], [PgDn]. Выход из списка осуществляется клавишей [Esc] или с помощью мыши.
Все операции могут производиться как с одним (текущим)
документом из списка, так и с группой отмеченных документов.
Для отметки (снятия отметки) используются клавиши [Ins] или клавиши [Shift]-[стрелки]. Для отметки всех документов в списке
274 275