Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г.В. Залевский. Избранные труды
146
Hoffmann N. Verhaltenstherapie und kognitive Verfahren. Mannheim, 1990.
Hosford R.E. et al. A social learning approach to counselor supervision // The
Counseling Psychologist. № 11. Р. 62–70.
Janet P.L. Еvolution de la personnalite. Paris, 1929.
Jones M.C. A laboratory study of fear: the case of Peter. // Pädagogical Seminary.
1924. № 31. Р. 308–315.
Kanfer F.H., Phillips J.S. Learning foundations of behavior therapy. N.Y., 1970.
Kanfer F.H., Reinecker H., Schmelzer D. Selbst-management-Therapie. Berlin ;
Heidelberg ; New York, 1996.
Kanfer, F.H., Schmelzer D. Wegweiser Verhaltenstherapie. Berlin ; Heidelberg,
2001.
Kazdin A.E. The token economy: A review and evaluation. Plenum ; New York,
1977.
Krasner L. Behavior therapy: in roots, context, and growth // Contemporary behav- ior therapy / Ed. by G.T. Wilson, C.M. Franks. N.Y., 1982. Р. 11–61.
Kuhl J., Kazen M. Persönlichkeits-Stil-und-Störungs-Inventar (PSSI). Göttingen,
1997.
Lang P.J. The application of psychophysiological methods to the study of psycho- therapy and behavior change // Garfield. Handbook of psychotherapy and behavior change / еd. by A.E. Bergin. N.Y., 1971.
Laireiter A.-R. Die Therapeut-Klient-Beziehung in der Verhaltenstherapie // Psy- chotherapie Forum. 1995. № 3. Р. 128–146.
Lauterbach W. Psychotherapie in der Sowjetunion. München ; Wien ; Baltimore,
1978.
Lazarus A.S. Behavior therapy and beyond. N.Y., 1971.
Levin F.M., Tilker H.A. A behavior modification approach to supervision of psy- chotherapy // Psychotherapy: Theory, Research and Practice. 1974. № 11. Р. 182–188.
Lewin K. Die psychologische Situation bei Lohn und Strafe. Leipzig, 1931.
Linden M., Hautziger M. Verhaltenstherapie. 2. Aufl. Berlin; Heidelberg ; New
York, 1994.
Lindsley O.R. Operant conditioning methods applied to research in chronic schizo- phrenia // Psychiatry Research Report. 1956. № 8. Р. 118–139.
Linehan M.M. Supervision of behavior therapy // Psychotherapy Supervision. The- ory, research and practice / еd by A.K. Hess. N.Y., 1980. Р. 148–180.
Lutz R., Koppenhöfer E. Supervisionserfahrung bei einer Verhaltenstherapeu- tischen Fallarbeit // Mitteilungen der DGVT. 1981. № 13. S. 76–86.
Mahoney M.J. Scientist as subject: The psychological imperative. Cambridge,
1976.
Margraf J. Lehrbuch der Verhaltenstherapie. Berlin ; Heidelberg ; New York,
1996. Bd. 1.
Marks I.M. Behavioral Psychotherapy of adult neurosis // Handbook of psycho- therapy and behavior change / еd. By S.L. Garfield, A.E. Bergin. N.Y., 1978.

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
147
Meichenbaum D. Methoden der Selbstinstruktion // Möglichkeiten der
Verhaltensänderung / hrsg. F. Kanfer, A. Goldstein. München, 1977.
Mischel W. Personality and assessment. N.Y., 1968.
Mischel W. Introduction to personality. 2 nd. ed. N.Y., 1976.
Mowrer O.H. On the dual natute of learning: A reinterpretation of «conditioning» and «problem solving» // Harward Educational Review. 1947. № 17. Р. 102–148.
Pawlow I.P. Conditioned reflexes. London : Oxford University Press, 1927.
Pfingsten U. Training sozialer Kompetenz // Lehrbuch der Verhaltenstherapie /
Hrsg. J. Margraf. Berlin ; Heidelberg ; New York, 1996. Bd.1. S. 361–369.
Phillips E.L. Achievement place: Token reinforcement procedures in a home-style rehabilitation setting for «predeliquent» boys // J. of Applied Behavior Analysis. 1968.
№ 1. Р. 213–223.
Ponterotto J.G., Zander T.A. A multimodal approach to counselor supervision //
Counselor Education and Supervision. № 24. Р. 40–50.
Pühl H. Handbuch der Supervision. Beratung und Reflexion in Ausbildung, Beruf und Organisation. Berlin, 1994.
Reinecker H. Grundlagen der Verhaltenstherapie. München; Weinheim, 1987.
Reinecker H. Verhaltenstherapie // Praxis der Psychotherapie. Stuttgart ; New
York, 1996. S. 140– 171.
Revenstorf D. Persönlichkeit. Eine kritische Einführung // Materialien und
Ergebnisse aus der psychologischen Forschung für die Praxis. G. Röttger Verlag. Mün- chen, 1982.
Roakeach M. The Open and Closed Mind: Investigation into the Nature of Belief
Systems and Personality Systems. N.Y., 1960.
Schmelzer D. Verhaltenstherapeutische Supervision: Theorie und Praxis. Göttin- gen; Bern; Toronto; Seattle, 1997.
Seligman M.E.P. Learned helplessness. San Franzisco, 1975.
Seligman M.E.P. Pessimisten küsst man nicht. Optimissmus kan man lernen. Mün- chen, 1991.
Skinner B. The behavior of organism. N.Y., 1938.
Skinner B.F. Verbal behavior. N.Y., 1959.
Skinner B.F. Operant behavior // American Psychologist. 1963. № 18. Р. 503–515.
Stampfl T.G. et al. Implosive therapy: Theory and technique. Morristoun ; New
York, 1973.
Thilmanns A. Supervision in der Verhaltenstherapieausbildung // Handbuch der
Supervision. Beratung und Reflexion in Ausbildung, Beruf und Organisation / hrsg.
H. Pühl. Berlin, 1994. S. 447–457.
Thorndike E.L. Animal intelligence: An experimental study of the associative pro- cesses in animals // Psychological Review Monographs. 1898. № 2. Р. 1–109.
Tolman E.C. Purposive behavior in animals and men. N.Y., 1932.
Tschelin D. Wirkfaktoren psychotherapeutischer Intervention. Göttingen, 1992.
Wagner R.F., Becker P. Allgemeine Psychotherapie. Göttingen ; Toronto ; Bern ;
Seattle, 1999.


Г.В. Залевский. Избранные труды
148
Wasik B.H. et al. Problem solving: A model for supervision in professional psy- chology // Professional Psychology. № 13. Р. 559–564.
Watson J.B., Raynor R.R. Conditioned emotional reactions // J. Exper. Psycol.
1920. № 3. Р. 1– 14.
Watzlawik K.K. Die Möglichkeit des Andersseins. Zur Technik der therapeutischen
Kommunikation. Bern : Huber, 1982.
Weiner B. Achievement motivation and attribution theory. N.Y., 1974.
Wolf D. Ängste verstehen und überwinden. Mannheim, 1989.
Wolpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford (CA): Stanford Universi- ty Press, 1958.
Wolpe J. Supervision transcripts // Journal of behavior & Experimental Psychiatry.
1972–1973. Vol. 3 (Р. 107–110, 199–203, 301–305). Vol. 4 (Р. 41–46, 141–148, 249–
255, 365–370).
Wolpert E. A new view of rigidity // Journal of Abnormal Psychology. 1955.
Vol. 51. Р. 589.
Zimmer D. Supervision in Verhaltenstherapie // Lehrbuch der Verhaltenstherapie.
Grundlagen, Diagnostik, Verfahren, Rahmenbedingungen / hrsg. J. Margraf. Berlin :
Springer, 1996. Bd. 1. S. 525–536.

Когнитивно-бихевиоральные методы терапии и консультирования
КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ
МЕТОДЫ ТЕРАПИИ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ДЕТЕЙ

Г.В. Залевский. Избранные труды
150

Когнитивно-бихевиоральные методы терапии и консультирования
151
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   34

ЧАСТЬ 1
Когнитивно-бихевиоральая терапия детей, как и взрослых, включает различные стратегии и процедуры. Эти методы берут начало из ряда тео- ретических направлений (бихевиорального и когнитивного), но, как установлено Кендаллом [14], «когнитивно-бихевиоральные методы отли- чает установка на: а) обучающем процессе в сочетании с непредвиден- ными обстоятельствами во время терапии и моделированием среды, окружающей ребенка; б) подчеркивании централитета факторов опосре- дования (информационного процессинга) как в развитии, так и в лечении детских расстройств».
Когнитивно-бихевиоральные подходы подчеркивают комплексные вза- имодействия между когнитивными событиями, процессами и аффектом, явным поведением в контексте влияния окружающей среды и опыта в ка- честве составляющих различных граней дисфункционального поведения.
Таким образом, различные подходы сходны в том, что научение имеет ключевую роль в приобретении и поддержании как адаптивного, так и от- клоняющегося поведения и, подобно оперантным теориям (но в меньшей степени), признают важность последствий влияния окружения (особенно социального) в этих процессах. В отличие от оперантных теорий, когни- тивные / социально-обучающие теории постулируют, что обучение в ос- новном является производным того, как индивидуум когнитивно обраба- тывает стимулы и конзеквенции – последствия своего поведения.
Фундаментальной предпосылкой, лежащей в основе когнитивно- бихевиоральных теорий в отношении к взрослым, является то, что боль- шинство случаев дезадаптивного поведения и отрицательных эмоций происходит вследствие нарушенной когнитивно-опосредованной репре- зентации внешних событий. Нарушенный процессинг и взгляд на мир причинно связаны с проблемами депрессии, гнева, тревожности и други- ми нарушениями мышления и поведения [3, 4, 8].
В связи с некоторыми расстройствами у детей, такими как дефицит внимания, импульсивность и некоторые типы отклоняющегося поведе- ния, дети рассматриваются по сравнению со взрослыми как лица с прояв- лениями дефицитарности, то есть с отсутствием эффективных стратегий для контроля поведения. Что касается более интернализованных типов расстройств, таких как школьная фобия, детская депрессия и социальная неудовлетворенность, симптомы у детей, вероятно, являются результа-


Г.В. Залевский. Избранные труды
152
том, по крайней мере частично, когнитивных нарушений (ошибок или нарушений восприятия) в мышлении, подобных описанным при тревож- ности и депрессии у взрослых. У таких детей вмешательство направляет- ся на распознавание и тестирование нарушений восприятия (ошибок вос- приятия), ожиданий и/или атрибутивных предпочтений.
Когнитивно-бихевиоральные стратегии терапии детей и подростков используют проверенные, эффективные процедуры, поскольку когнитив- ные вмешательства дают изменения в мышлении, чувствах и поведении.
По сравнению с когнитивно-бихевиоральной терапией (КБТ) у взрослых, существует относительно мало ее исследований применения у детей, хотя данных за ее эффективность огромное множество.
Как и при других разработках в педиатрии, клиницисты, использую- щие КБТ у детей, сначала экстраполировали изучение этих методов на взрослых с помощью экспертизы у детей, чтобы соответствующим обра- зом приспособить метод. И так же, как у взрослых, модели терапии эво- люционируют.
Особый акцент при адаптации КБТ к детям терапевты делают на со- ответствии ее содержания скорости и уровню когнитивного развития ре- бенка, учитывая ограничения метакогнитивных способностей и незре- лость в выражении чувств у детей. При работе с детьми дошкольного возраста обычно более активно и в большей пропорции используются бихевиоральные техники по сравнению с когнитивными. Если у взрос- лых КБТ применяется в основном при невротических расстройствах и направлена на коррекцию дизадаптивных и дисфункциональных искаже- ний в мышлении, то у детей, как правило, имеется дефицит социальных навыков или межличностного разрешения проблем. Тренинг социальных навыков и разрешения проблем является частью вмешательств не только у детей с расстройствами поведения, синдромом гиперактивности и де- фицита внимания, с депрессией и тревожностью, но и у детей с задерж- кой развития социальных навыков взаимоотношений, что является силь- ным фактором риска плохого выздоровления [11].
Содержание когниций может быть типичным при расстройстве эмо- ций и настроения. Например, при депрессии можно обнаружить мысли о малоценности и утрате личности: «никто не любит меня, я всегда буду один»; при тревожности появляются мысли об опасности, страхи за лич- ное самочувствие и существование в будущем и катастрофизация: «слу- чится катастрофа, все рухнет»; при гневе можно наблюдать нарушение личностных правил, что называется неучтивостью, нелюбезностью.


Когнитивно-бихевиоральные методы терапии и консультирования
153
Под психическими расстройствами у детей понимаются как такие расстройства, когда главной проблемой является когнитивное искажение, которое особенно явно проявляется при эмоциональных расстройствах, обсессивно-компульсивном расстройстве, депрессии, соматизированных проблемах, посттравматическом стрессовом расстройстве, а также рас- стройствах, где присутствует когнитивный дефицит социальных навыков и навыков разрешения проблем (поведенческие расстройства, дефицит внимания и гиперактивность).
Состояния, предполагающие когнитивные искажения / ошибки
Депрессия у детей
Когнитивная модель Бека хорошо применима к эмоциональным рас- стройствам, особенно депрессии (см. рис.1). M. Fennell [10] дал блестя- щее описание применения КБТ при депрессии у взрослых, которое может быть применено у развитых подростков. Работая с подростками, страда- ющими депрессией, обычно придерживаются структурированного и кол- лаборативного (сотрудничество, принцип партнерства) подхода, типич- ного для КБТ. Каждый сеанс включает установку на него, проверку до- машнего задания по целям и задачам предыдущего сеанса, постановку целей и задач на следующий сеанс, практические упражнения по выпол- нению заданий сеанса.
Домашняя работа зависит от обстоятельств, может включать задания, которые отрабатывались на сеансе, а также задания по разрешению про- блем возможных трудностей. Каждый сеанс сопровождается частым под- ведением итогов для осуществления обратной связи с ребенком.
Диагностика начинается с установления связи существующей проблемы с когнитивной моделью и проявлениями порочного круга негативного мыш- ления, сниженного настроения и социального ухода, типичного для депрес- сии. Схемы и диаграммы часто более полезны, чем словесные формулиров- ки. Положительная обратная связь является очень важной при определении проблемы. Терапевт делает частые короткие заключения, касающиеся ситу- ации, и спрашивает (обратная связь), действительно ли это имел в виду ре- бенок, используя фразы: «Я правильно понял?», «Ты чувствуешь, что все твои неудачи происходят из-за того, что ты делаешь неправильно?».
Следующая ступень – эмоциональная диагностика, помогающая под- ростку на сеансе распознавать различные эмоциональные состояния и