Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г.В. Залевский. Избранные труды
136
рапию, хореотерапию и другие, по поручению врача-психотерапевта.
В ст. 25 вводится также понятие волонтера в психотерапии – доброволь- ного участника, «содействующего оказанию психотерапевтической по- мощи».
Определяется круг льгот для участников психотерапии (ст. 26).
В 4-м разделе освещается подготовка всех субъектов психотерапевти- ческой деятельности. С учетом сложностей, которые переживает система последипломного образования, необходимо законодательно закрепить на данном этапе основные образовательные ориентиры.
В ст. 27 изложены требования к стандарту подготовки врачей- психотерапевтов. Общая ее продолжительность увеличивается до 1200 ч
(по Приказу Минздрава РФ от 30.10.95 № 294 она составляла 700 ч). Как и прежде, предусматриваются теоретическая подготовка, практическая подготовка и тренинги. Существенных изменений коснется практическая подготовка психотерапевтов. На нее и супервизию отводится 500 ч, ука- заны требования к медицинским учреждениям, в которых врачи- психотерапевты смогут осуществлять практическую работу под руковод- ством супервизора. Время, отводимое на супервизию в узком смысле это- го слова, составит, как и прежде, 50 ч. В тренинговой подготовке преду- сматривается выделение специального времени для личного тренинга.
Структура подготовки клинических психологов-психотерапевтов и специалистов по социальной работе-психотерапевтов в основных чертах та же, что и для врачей-психотерапевтов, однако продолжительность не- которых ее разделов (практическая работа в клинике и психиатрической в частности) значительно увеличена. Это относится также и к общим срокам подготовки.
При подготовке помощника (ассистента) врача-психотерапевта с уче- том того, что он практически является специалистом по одному психоте- рапевтическому методу и не имеет предварительного специального обра- зования, расширены теоретический и практический разделы, увеличено время практической работы.
После окончания обучения врач-психотерапевт, клинический психо- лог-психотерапевт, специалист по социальной работе-психотерапевт и помощник (ассистент) врача-психотерапевта сдают экзамен, после чего им выдаются сертификаты специалистов.
В 5-м разделе изложены виды и особенности оказания психотерапев- тической помощи. Предполагается представить ее в качестве врачебной
(оказываемой врачом-психотерапевтом) и неврачебной (оказываемой

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
137
клиническим психологом-психотерапевтом, специалистом по социальной работе-психотерапевтом) – ст. 31. Определяется круг расстройств, при которых проводится психотерапия обоих видов (ст. 32, 33). Острую дис- куссию может вызвать законодательная норма, определяющая обязан- ность специалиста, осуществляющего неврачебную психотерапию, пред- варительно направлять пациента на консультацию к врачу-психо- терапевту (ст. 33, ч. 2). Преемственность в работе различных специали- стов в целом – один из главных принципов организации медицинской помощи. Поскольку психотерапия в настоящем законопроекте рассмат- ривается как медицинская специальность, то на нее распространяются и эти требования. В подобных же отношениях находятся врачи-психо- терапевты с врачами-психиатрами, в том случае, если последние осу- ществляют динамическое наблюдение за психически больными, которым показана психотерапия и которые в системе поликлинического лечения обратились за психотерапевтической помощью (ст. 32, ч. 2). И это не- смотря на то, что врачи-психотерапевты имеют базовое психиатрическое образование и в соответствии с существующим законодательством име- ют право осуществлять ряд функций врача-психиатра.
Предлагается ввести новый тип психотерапевтических учреждений – ста- ционары, оказывающие неврачебную психотерапевтическую помощь (ст. 37).
Ст. 41 фиксирует принципиальное отличие в деятельности врача- психотерапевта и других специалистов, осуществляющих психотерапев- тическую помощь, – это исключительно право врача-психотерапевта проводить психотерапевтические консультации, содержанием которых, по сути, является клиническая диагностика и определение показаний к психотерапии, как к самостоятельному виду медицинской деятельности.
В 6-м разделе описываются механизмы обеспечения контроля за каче- ством различных видов психотерапевтической помощи.
Кроме традиционных норм подобных законодательных актов в ст. 44
(в соответствии со ст. 54 основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) предусматриваются функции Общероссий- ских профессиональных психотерапевтических медицинских ассоциаций, которым поручается две существенные функции – сертификация в обла- сти психотерапии через специальные комиссии, создаваемые на базе об- разовательных учреждений, и функция оценки этических норм этически- ми комиссиями упомянутых ассоциаций.
Рабочая группа по разработке Законопроекта приглашает всех специ- алистов, заинтересованных в дальнейшем развитии психотерапевтиче-


Г.В. Залевский. Избранные труды
138
ской помощи в стране, принять участие в обсуждении предложенного
Законопроекта.
Ваши замечания и предложения просим направлять по адресу: 193019,
Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3. Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии или в редакцию «Си- бирского психологического журнала» по адресу:
634050. г. Томск, ул. Ленина, 36, Факультет психологии, кафедра ге- нетической и клинической психологии.
4.4. Супервизия в системе подготовки
и повышения квалификации по СБКТ
На сегодняшний день существует довольно большое число разных концепций и моделей супервизии (супервизорства, супервидения); созда- ется даже впечатление, что их столько, сколько сегодня супервизоров.
В зарубежной специальной литературе имеют место попытки классифи- цировать этот «хаос по разным основаниям» (Bernard & Goodyear, 1992).
Шмельцер (Schmelzer, 1996) предлагает, например, следующую, несколь- ко упрощенную, но, наш взгляд, удобную для начальной ориентации, классификацию: «школьные» (в рамках психотерапевтических школ) модели; развивающие модели; функционально и процесс-ориенти- рованные модели супервизии. Для более полного ознакомления со
«школьными» и другими моделями супервизии я отсылаю читателя к книге Шмельцера (Schmelzer, 1996.) или к нашему циклу сообщений по проблеме супервизии, опубликованных в «Сибирском психологическом журнале» (Залевский Г.В., 1997–2002). Здесь же я остановлюсь кратко на особенностях супервизии в контексте современной бихевиорально- когнитивной терапии.
В созвучии с констатацией Краснера (Krasner, 1982), что поведенче- ская терапия (ПТ) имеет долгое прошлое, но короткую историю (для
ПT-супервизии – это особенно справедливо), исторический взгляд на
ПT-супервизию появляется относительно поздно; лишь лет 25 назад начинаются первые сколько-нибудь серьезные о ней публикации
(Wolpe J., 1972; Schmelzer D., 1995; Zimmer D., 1996). Й. Вольпе был одним из первых поведенческих терапевтов, который с его, ставшими уже классическими супервизия-транскриптами, обратился к профессио- нальному сообществу. В одной, состоявшей из семи частей серии ста- тей, он постарался показать свой собственный способ осуществления

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
139
терапевтической подготовки и супервизии. В рамках своего участия в курсе поведенческой терапии в Темплском университете в Филадель- фии слушатели в процессе супервизии получили возможность обсужде- ния собственных проблемных случаев. Каждый из наиболее активных слушателей в течение 15–20 минут представлял свой случай. Остальные могли принимать пассивное участие. При этом речь шла о таких, например, темах, как: «Страх перед успехом», «Проблемы начинающе- го психотерапевта», «Проблемы в случае клаустрофобии», «Планиро- вание психотерапевтической интервенции», «Тренинг самоутвержде- ния», «Ипохондрический страх», «Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки».
Левин и Тилькер (Levin &Tilker, 1974) считали необходимым в про- цессе супервизии двигаться в сторону реальной практики: пассивное наблюдение, ролевая игра, пассивное участие в сеансах (sitting-in), этап непосредственного ассистирования на сеансе супервизора посредством так называемой «кнопки в ухе-процедуры» («bug-in-the ear») и обсужде- ние ауди- или видеоматериалов собственной терапии. Наряду с техникой тренировались и интерперсональные умения (эмпатия, сенситивность, интерес к клиенту и т.д.).
Шмидт (Schmidt, 1979) предложил подход к супервизии на основе ко- гнитивно-поведенческой психотерапии, который ставит общий процесс над специфическими техниками. Согласно его мнению, главные цели супервизии состоят в том, что терапевты учатся: (а) работать относитель- но без страха, (б) строить гипотезы о поведении клиента на основе наблюдений и вербальных сообщений и (с) на этой основе подбирать эффективные техники изменений. Он отличает супервизию для начина- ющих психотерапевтов (т.е. супервизия во время учебы) от супервизии для уже практикующих специалистов:
– Супервизия в обучении: разъясняются определенные ролевые признаки (включая общее и отличное между терапией и супервизией), перенос/контрперенос и «параллельный процесс» (при этом суперви- зия должна служить объяснению, а не элиминавции этих процессов), а также установки в отношении терапии (особенно проблематич- ные/ирра-цициональные убеждения). Супервизия в практике система- тизирована в следующей последовательности: (1) супервизируемый представляет тяжелые/конфликтные аспекты в близкой к поведенче- ской описательной форме; (2) на основе теории научения дискутиру- ются выдвигаемые гипотезы о функции проблемного поведения; (3)


Г.В. Залевский. Избранные труды
140
обсуждение эмоций и когнитивных самовербализаций супервизируе- мого; (4) исходя из 1–3, происходит анализ вопроса: «Какие терапев- тические подходы, или какие специфические техники были бы умест- ны?», а также (5) супервизируемый рекапитулирует дискуссию и ин- формацию (эффекты познания).
Линеган (Linehan, 1980) предложила заслуживающий для того време- ни внимания широкий подход к ПТ-супервизии, который опирался на трехмерную модель: (1) цели обучения, (2) методы/способы, а также (3) формы применения (например, сеттинги, типы клиентов, проблемные поля). Наряду с подчеркиванием спецификации терапевтической компе- тентности на классических трех уровнях поведения она пытается перене- сти ПТ-принципы на тренинг кандидатов в супервизоры. Лишь кратко затрагивая темы «учебного переноса» и «оценки» супервизии, она выска- зывается достаточно основательно по конкретным базисным терапевти- ческим умениям (о теоретических знаниях, о переработке информации, о формировании клинического суждения, диагностике, терапевтических методах, вплоть до обращения с эмоциональными реакциями во время терапии), а также о важнейших методах супервизии (решении проблем,
«skills training» и т.д.).
Лутц и Коппенховер (Lutz & Koppenhofer) опубликовали в 1981 г. первое немецкоязычное сообщение об опыте в области супервизии.
В субъективно-дескриптивной форме они описали в поведенчески- аналитическом стиле вначале свои взгляды на определение, содержание и временное протекание супервизии, после чего высказались о проблеме теория-практика-отношения, о девяти задачах или интервенционных принципах супервизии.
Васик и Фишбейн (Wasik & Fishbein, 1982) предложили модель «реше- ние проблем-супервизия», которая сильно совпадает с новыми ПТ- подходами. Они переносят классические стадии решения проблемы на процедуру супервизии. При этом используются шесть ступеней для струк- турирования общего процесса супервизии: (1) идентификация проблемы,
(2) генерация альтернативного решения, (3) оценочное решение, (4) приня- тие решения, (5) реализация решения, (6) экспертиза результатов.
Госворд и Бармен (Hosford & Barman, 1983) описали подход к су- первизии на основании социальной теории научения (Bandura, 1977).
Проблемы супервизируемых в данном случае понимаются как устра- нение дефицита научения. Задача супервизора состоит в том, чтобы помочь супервизируемым приобрести недостающие знания и умения.

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
141
Их базовая модель супервизии ориентируется на шаги по решению следующих проблемы: (а) идентификация требующих изменения спо- собов поведения, (б) определение рабочих целей, (в) выбор и приме- нение адекватных интервенций, чтобы достичь этих целей, и (г) оцен- ка шагов научения.
Понтеротто и Зандер (Ponterotto, Zander, 1984) формулируют на базе
«широкоформатной ПТ» Арнольда Лазаруса (1978) мультимодальную модель супервизии. При этом акроним «BASIC-ID» (behavior, affect, sen- sation, imagery, cognition, interpersonal relations, diet-drugs) служит осно- вополагающим ориентиром, как указатель поиска (Suchraster) возможных трудностей супервизируемых в отдельных сферах, так и как заданная цель обучения, и помощь при планировании возможных интервенций во время супервизии. Следующие шаги рассматриваются как существенные:
(а) поведенческая диагностика на основе «BASIC-ID» (для конструиро- вания индивидуального «профиля модальностей» и целей научения);
(б) флексибильность процедуры (на базе «селективного технического эклектизма» специфически для супервизируемого предусмотренные ин- тервенции), (в) непрырывное отслеживание и оценка продвижения су- первизируемого (в том числе, модификация/ревизия модального профи- ля) и (г) акцент на супервизируемый-супервизор-отношения (с подчерки- ванием «образовательной функции»).
Frankl & Vaitl (1992) шли от ориентированной на развитие модели су- первизии, на основе которой они предложили факторноаналитически сконструированный мультидименсиональный опросник супервизии
(«Опросник для выявления аспектов супервизии» – FSPT). Первая часть самооценочного вопросника для психотерапевтов содержит 4 шкалы по следующим аспектам: «терапевтическая безопасность», «супервизорские установки»; часть вторая охватывает 5 шкал по различным «супервизор- ским потребностям». Они же попытались проверить эффективность су- первизии, которая подтвердилась.
Тильманнс (Tilmanns, 1990/1994)в рамках обширного «Справочника по супервизии» Пюля (Pühl, 1994) попытался решить трудную задачу – очертить, на основании почти 40 сообщений, границы понятия поведен- ческо-психотерапевтическая супервизия. В своем сообщении о суперви- зии (Залевский Г.В., 1997. С. 105) мы тоже обращались к справочнику
Пюля, так же как и к обобщающему определению супервизии в рамках поведенческой (когнитивно-поведенческой) психотерапии, которое дает
Шмельцер (Schmelzer, 1996) и которое мы приведем в этом месте:


Г.В. Залевский. Избранные труды
142
Супервизию можно понять, как: (1) процесс научения и обучения, который представляет собой (2) профессионально-ориентированную позицию помощи, особенно для «работников отношений», сконцентри- рованной на требованиях профессиональной рабочей ситуации (в про- тивовес личностной терапии).
Посредством (3) педагогически-воспитательных и консультативно- терапевтических средств систематически-методическим образом (4) осуществляется (5) анализ, рефлексия и обработка проблемных профес- сиональных ситуаций/интеракций, которые (6) могут служить многим целям: (а) овладению, (б) осуществлению/сохранению, (в) улучшению профессиональной операциональной компетентности, (г) разрешению межличностных конфликтов или улучшению производственных отно- шений в командах или организациях, (д) гарантии качества и защите пациентов от неделового обращения, (е) эмоциональную поддержку в трудных ситуациях и т.д.
Это влияние осуществляется (7) согласно постановке задач, пер- спектив, ориентации и направленности школы вместе с другими цен- трами тяжести, концепциями, формами и подходами. (8) Супервизо- ры/супервизируемые принимают при этом различные роли, где супер- визоры имеют определенное преимущество, как правило, благодаря опыту и компетентности, которое они используют конструктивно и с этической ответственностью при сопровождении супервизируемых.
При этом значительная роль отводится рамочным условиям и рабочему полю (9).
Подводя итоги данного раздела, хочу завершить его справедливой мыслью Циммера (Zimmer, 1996. S. 525) о том, что «супервизия есть ре- гулярно практикуемая форма сохранения качества» профессиональной деятельности психологов-консультатов и психотерапевтов.
ЛИТЕРАТУРА
Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Консультирование и психотера- пия. Сочетание методов, теории и практики. 2-е изд. Новосибирск, 1987.
Бек А. Когнитивная терапия // Эволюция психотерапии. М., 1998. Т. 2.
С. 304–330.
Вольпе Дж. На пути к созданию научной психотерапии // Эволюция психоте- рапии. М., 1998. Т. 2. С. 255–272.
Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии. Одесса, 2004.
Гризингер В. Душевные болезни. СПб., 1881.

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
143
Джемс В. Научные основы психологии. СПб., 1902.
Залевский В.Г. Штрихи к портрету профессионального психолога // Сибир- ский психологический журнал. 1998. Вып. 8–9. С. 116–117.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск : Вост-Сиб. изд- во, 1976.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск : Изд-во
ТГУ, 1993.
Залевский Г.В. Предубеждения, этнические стереотипы как проблема психо- логической антропологии // Сибирский психологический журнал. 1996. Вып. 2.
С. 70–80.
Залевский Г.В. Когнитивно-поведенческая терапия при депрессиях // Сибир- ский психологический журнал. 1997. Вып. 7. С. 73–78.
Залевский Г.В. Супервизия // Сибирский психологический журнал. 1997.
Вып. 7; 1998. Вып. 8–9; 2000. Вып. 13; 2001. Вып. 14–15; 2002. Вып. 16–17.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и группо- вых систем. Москва ; Томск, 2004.
Залевский Г.В. Психология здоровья – проблемы образования и культуры:
Материалы Всероссийской конференции: «Психолог в образовании» // Сибир- ский психологический журнал. 2005. № 22. С. 153–157.
Залевский Г.В. К проблеме предмета и моделей современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 7–15.
Залевский Г.В., Роговин М.С. Фиксированные формы поведения и их значе- ние для неврологической и психиатрической клиники // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1970. Вып. 8, 9, 11.
Залевский Г.В., Суховершин А.В. 29-й Конгресс Европейской Ассоциации бихевиорально-когнитивной психотерапии // Сибирский психологический жур- нал. 1999. Вып. 11. С. 137–138.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.
Лазарус А. О техническом эклектизме // Эволюция психотерапии. 1998. Т. 2.
С. 330–345.
Лазарус А. Эффективная психотерапия: запрет прокрустова ложа и развенча- ние десяти мифов // Эволюция психотерапии. 1998. Т. 2. С. 352–372.
Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иятрогенные заболевания. М.,
1977.
Минухин С. Комментарий на выступление А. Эллиса // Эволюция психотера- пии. 1998. Т. 2. С. 240–255.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. ; М., 2000.
Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологиче- ские основы. Ярославль, 1977.


Г.В. Залевский. Избранные труды
144
Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основания психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.
Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1959.
Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутрен- ней картины болезни // Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990. С. 32–38.
Ухтомский А.А. Письма. Пути в незнаемое. М., 1973. С. 371–435.
Хейли Д. Психотерапия как новое явление // Эволюция психотерапии. 1998.
Т. 1. С. 57–77.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
Шюлер П., Залевский Г.В. Когнитивно-поведенческая терапия нарушений личности // Сибирский психологический журнал. 1997. Вып. 7. С. 72–73.
Эллис А. Эволюция рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной терапии // Эволюция психотерапии. 1998. Т. 2. С. 171–200.
Эллис А. Психотренинг по методу А. Эллиса. СПб., 1999.
Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. München, 1927.
Adler A. Über den nervösen Charakter. Hamburg, 1975.
Allport G.W. Traits revisited // American Psychologist. 1966. № 21. Р.1–10.
Ayllon T., Azrin N.H. The token economy: A motivation system for therapy and rehabilitation. N.Y., 1968.
Bandura A. Principles of behavior modification. N.Y., 1969.
Bandura A. Social learning theory. N.Y., 1977.
Bandura А. Social foundations of thougts and action: A social cognitive therapy.
N.Y., 1986.
Bash K. Lehrbuch der allgemeinen Psychopathologie. Stuttgart, 1955.
Beck A. T. Thinking and depression. 1. Idiosyncratic content and cognitive distor- tions // Archives of General Psychiatry. 1963. № 9. Р. 36–46.
Beck A.T. Cognitive therapy: Nature and relation to behavior therapy // Behavior therapy. 1970. № 1. Р. 184–200.
Beck A.T. Cognitive Psychotherapy and emotional disorders. N.Y., 1976.
Beck A.T. et al. Cognitive therapy of depression. N.Y., 1979.
Beck A.N. Love is never enough. N.Y., 1988.
Bents H., Frank R., Rey E.R. Erfolg und Misserfolg in der Psychotherapie. Re- gensburg, 1996.
Bergson A. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1932.
Bernard J.M., Goodynear R.K. Fundamentals of clinical supervision. Boston,
1992.
Bertalanffy V.L. General System Theory: Foundations, Developments, Applica- tions. N.Y., 1968.
Bertalanffy V.L. Organismic Psychology and System Theory. Worcester, 1968 a.

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
145
Bower G.H. Mood and memory // American Psychologist. 1981. № 36. Р. 129–
148.
Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore, 1965.
Clark D.M. & Teasdeal J.D. Diurnal variation in clinical depression and accessibil- ity of memories of positive and negative experiences // Journal of abnormal Psycholo- gy. 1982. № 91. Р. 87–95.
Conolly M.B., Strupp H.H. Cluster analysis of patient reported psychotherapy out- comes // Psychotherapy research. 1996. № 6. Р. 30–42.
Corballis M.C., Lea S.E.G. Comparative-Evolutionary Psychology / Ed. by K.
Pawlik, M.R. Rosenzweig. // The International Handbook of Psychology. London ;
New Delhi : Thousand Oaks, 2000. Р. 347–363.
Dobson K.S. Handbook of cognitive-behavioral therapies. N.Y.; L., 1988.
Duncker K. Zur Psychologie des produktiven Denkens. Berlin: Springer, 1935.
Ehlers A., Lüer G. Pathologische Prozesse der Informationsverarbeitung. Kogniti- onpsychologische Interpretation von Depressionen und Angststörungen // A. Ehlers and
K. Hahlweg (Hrsg.) Psychologische und biologische Grundlagen der Klinischen Psy- chologie. Enzyklopädie der Psychologie. Themengebiet D. Serie II. Band 1.
Eysenck H.J. The effects of psychotherapy // J. Cons. Psychol. 1952. № 16.
Р. 319–324.
Eysenck H. J. Behaviour therapy and the neurosis. Oxford, 1960.
Eysenck H.J., Rachman S. The causes and cures of neurosis. London, 1965.
Ellis A. Rational Psychotherapy // Jounal of General Psychology. 1958. № 59.
Р. 35–49.
Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. N.Y., 1962.
Ellis A., Grieger R.M. Handbook of Rational-Emotive Therapy. N.Y., 1986.
Foa E.B., Emmelkamp P.M. Failures in behavior therapy. N.Y., 1983.
Frank R., Vaitl D. Spannungsfeld Supervision: eine Verlaufsstudie zur Beziehung zwischen Supervisoren und Supervidierten während einer verhaltenstherapeutischen
Supervision // J. Margraf, J.C. Brengelmann (hrsg.) Die Therapeut-Payient-Beziehung in der Verhaltenstherapie. München, 1992. S. 265–294.
Freud S. Gesammelte Werke. London, 1948. Bd. 11.
Glasser W., Zunin L.M. Reality therapy // еd. by R.J. Corsini. Current psychother- apies. Itaska (IL), 1979. Р. 302–339.
Grawe K. Meta-Analyse: Ein Beitrag zur Gerüchtebildung in der Psychotherapie.
Vortrag auf dem 15. Kongress der EABT, München, 1985
Grawe K., Donati R., Bernauer F. Psychotherapie im Wandel. Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe, 1994.
Grawe K. «Moderne» Verhaltenstherapie oder allgemeine Psychotherapie? //
Verhaltenstherapie und Verhaltensmedizin. 1997. № 18. Р. 137–159.
Grawe K. Psychologische Therapie. Göttingen, 1998.
Greenberg L. Acceptance in experimental mental therapy // Acceptance and change
/ еd. by S.C. Hayer et al. Reno, 1994. Р. 53–67.
Heatherton T.E., Weiberger J.L. Can personality change? Washington, 1993.