Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая супервизия
253
побуждающие клиента к размышлениям о собственных ресурсах, пози- тивных аспектах сегодняшней жизни, к воспоминаниям о прошлых успе- хах, в том числе профессиональных.
Девиз «Думать позитивно» помогает прежде всего клиентам с низкой самооценкой или депрессивными тенденциями. С такими клиентами можно, например, договориться, чтобы они в течение дня один или два раза направленно и специально думали о своих сильных позитивных сто- ронах и записали свои мысли в дневник или специальную тетрадь. Такое задание способствует, между прочим, и прерыванию автоматически про- являющихся самоупреков.
Взгляд на позитивные аспекты очень важен при оценке терапевтиче- ского процесса, особенно для клиентов с пессимистическим настроением.
Даже если они очень обременены негативными событиями, следует по- искать в, казалось бы, «глубоко темной» проблеме хотя бы «темно- серые» или «светло-серые» пятна. Даже в случаях, когда клиент находит- ся в глубоком трауре и переживает невосполнимые утраты, мы пытаемся стимулировать его к тому, чтобы он все же находил и рассказывал о ка- ких-либо положительных аспектах своей жизни.
Если же клиент во время беседы пытается поведать со всеми подроб- ностями о своем безрадостно-негативном состоянии и положении, следует попытаться отправить ему послание в свете обсуждаемого правила в эмоционально-эмпатическом ключе, например: «Ввиду вели- чины и тяжести проблемы очень хорошо, что Вы сделали для начала пер- вый шаг и пришли ко мне (к нам). Я рад, что Вы о своих трудностях так открыто со мной (с нами) беседуете; в этом, несомненно, основные пред- посылки для того, чтобы мы могли постепенно продумать, какие измене- ния возможны и какие существуют – поначалу хотя бы и небольшие – возможности решения проблемы».
«Позитивно думать» не означает просто убеждать себя, что «все о′кей», не означает помогать людям приспосабливаться к несуразностям и негативным жизненным ситуациям, оставаясь при этом пассивными и пытаясь скрыться за «новыми» позициями, установками и отговорками.
Наш подход состоит в ясной ориентации на активные изменения. При реализации обсуждаемого правила мы выбираем между а) искажением действительности, б) ее приукрашиванием и в) оправданной реалистиче- ской перспективой. При ориентации на последнее мы исходим из того факта, что почти все жизненные ситуации содержат не только негатив- ные, но и позитивные стороны, хотя, может быть, и очень маленькие. Ни


Г.В. Залевский. Избранные труды
254
в коем случае данное правило, в нашем понимании, не ориентировано на пробуждение иллюзорных надежд, не ориентирует на «красивые картин- ки» или упрощение всей серьезности ситуации, что может привести к опасным самообманам и разочарованиям клиента и супервизируемого.
С этим правилом мы связываем обращение внимания клиентов / суперви- зируемых на реально существующие возможности изменения, т.е. на ре- сурсы, которыми клиент обладает или может развить со временем, а также на выводы и «уроки», которые он может извлечь из жизненного опыта.
Правило четвертое. Думать шажками (Think in small steps!).
Думать и действовать шажками. Принцип маленьких шагов. Этот принцип является частью ядра поведенчески-терапевтической работы, а также определяющим для супервизии.
Это правило прокламировалось при поведенчески ориентированных подходах как базисная предпосылка для планирования и осуществления программ подкрепления и как ведущая линия усвоения новых способов поведения в рамках поведенчески терапевтической работы и су-первизии.
Когда мы просим клиентов/супервизируемых ставить перед собой огра- ниченные цели, то увеличиваем их шансы действительно реализовать эти цели. Следует разложить большие планы (например, основательные изменения жизненного стиля) на маленькие, обозримые и преодолимые отдельные шаги. Посредством «думания маленькими ша- гами» можно опять взять в руки упущенную из-под контроля проблем- ную ситуацию; достижимые промежуточные цели становятся видимыми, а те действия, которые необходимы для их достижения, очевидными.
Этот девиз (или правило) имеет два других следствия, а именно: 1) за счет возможности иметь постоянную обратную связь планирование тера- пии или супервизии; 2) в форме малых шагов позволяет формировать их флексибильно, т.е. гибко, динамично, вариативно и с ориентацией на ре- зультат.
Чтобы быть в состоянии думать маленькими шагами, как для психо- терапевта, так и для клиента важно осуществлять точный анализ заданий, необходимых частичных компонентов для достижения цели. Такой ана- лиз заданий является решающим при адекватном планировании терапии и супервизии, а также оценке их динамики.
Чтобы достичь долгосрочной «большой» цели, следует выявить: а) что замыслил клиент; б) есть ли у него в наличии необходимые навыки и умения, при отсутствии таковых – формировать и только затем в) по- шагово тренировать новое поведение в направлении отдаленной цели.


Психологическая супервизия
255
Это возможно при следовании терапевтом и клиентом правилу «думать маленькими шагами».
В конкретной беседе психотерапевт/супервизор может много раз ставить клиенту/супервизируемому следующий вопрос: «Какой хотя бы маленький шаг вы можете сейчас сделать, чтобы изменить ситуацию и приблизиться к вашим целям?» В итоге даже очень отдаленные цели, казавшиеся недости- жимыми, при раскладывании их на сегменты во взаимосвязанные кратко- временные цели оказываются достижимыми, благодаря маленьким, но упор- ным продвижениям, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем…
Правило пятое. Думать флексибильно (Think flexible).
Думать и действовать флексибильно (работать над изменениями креа- тивно). Ориентация на решения означает активная работа над возможно- стями преодоления проблем (над копинг-стратегиями). Хотя беседы тоже очень важны при супервизии, но они не являются самоцелью. Чтобы вы- браться из плена непродуктивных стереотипов, следует создавать творческую атмосферу, работать над стимулированием оп- тимизма изменений и своего рода «мотивационной настроенности на прорыв», флексибильно-динамическое решение проблем. Не ригидное, а флексибильное планирование процесса супервизии. Интерактивное ре- шение проблем. Решение проблем – их редифиниция, коррекция целей, конфронтация с иными точками зрения – супервизора, в данном случае, что помогает прийти к инсайтам, сбросить с глаз шоры и т.д.
Человеческий опыт, включая развитие социальной системы и среды, – это динамические процессы, поэтому планирование психотерапии / суперви- зии и программы изменений для клиентов и супервизи-руемых не могут быть установлены раз и навсегда, не могут и не должны быть ригидными.
Психотерапевт должен знать, во-первых, что цели психотерапии могут быть разными и меняться в ходе самого процесса, во-вторых, что к цели могут вести даже очень принципиально разные пути. И эту мысль он должен по- мочь усвоить клиентам / супервизируемым. А это означает, что не следует торопиться отказываться от первой неудавшейся попытки изменения. Ду- мать флек-сибильно означает, что клиент или супервизируемый становится способным и тогда справиться с критическими ситуациями, когда непредви- денно изменяются какие-либо условия, факторы и т.д. Этим правилом пси- хотерапевт пытается подвигнуть клиентов к тому, чтобы они подумали о дополнительных альтернативах значимым поведенческим эпизодам.
Интересно замечание одного психотерапевта относительно случая с клиентом, который хотел повысить свою «социальную компетентность»


Г.В. Залевский. Избранные труды
256
и вполне успешно провел встречу с человеком, с которым раньше ему это не удавалось: «Великолепно, я рад, что у вас все получилось. А если бы не получилось, то как бы вы поступили в этом случае?»
Психотерапевт вначале помогает клиенту думать в понятиях вероят- ности и флексибильности, чтобы затем развить идеи о дополнительных альтернативных шагах, если бы первоначальный план по каким-либо причинам не сработал. Такой прием, кроме того, редуцирует автоматиче- ское и стереотипное обращение с проблемной ситуацией и стимулирует креативную, вариативную, контролируемую обработку информации, ко- торая ведет к флексибильному, активному решению проблемы. Чтобы выбраться из плена непродуктивных стереотипов (фиксированных форм поведения. – Г.З.), следует создавать творческую атмосферу; флекси- бильное планирование процесса су-первизии – редифиниция проблем, коррекция целей, конфронтация с иными точками зрения, сбрасывание с глаз шор и т.д.
А. Айви, М. Айви, Л. Саймэн-Даунинг (1987) предлагают дифферен- циацию «квалифицированного» и «неквалифицированного» психолога- психотерапевта, в основе которой, по нашему мнению, лежит именно флексибильность. При внимательном взгляде на предложенную класси- фикацию и лежащие в ее основе критерии явно выделяется из ряда дру- гих такой критерий, как «способность и/или готовность к изменениям, понять и принять необходимость изменений и нового (инноваций), функ- циональной и поведенческой вариативности», готовность отказаться от неадекватного (профессионального) опыта и отсутствие опасений, страха и предубеждений относительно опыта нового. Этот критерий выступает как профессионально-личностное качество и определяется мной как ри-
гидность (противоположное качество, или полюс, – флексибильность);
ригидность проявляется в фиксированных формах поведения (ФФП) – в различной степени их выраженности, модальности и спектре (Залевский,
1976–2007). Так, согласно А. Айви и др., «квалифицированный» психолог от «неквалифицированного» отличается довольно широким спектром и разной модальностью НЕ-ФФП: «не зафиксирован на собственной цели и склонностях», «может предложить альтернативное восприятие», «спосо- бен найти множество реакций на широкий спектр ситуаций и проблем»,
«понимает и использует в работе множество концепций, «способен к вы- работке множества мыслей, слов и моделей поведения внутри своей и в рамках чужой культуры», «проводит совместную работу с другими пси- хологами», «понимает, как его реакция влияет на клиента и наоборот»,


1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   34